Дидактические игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя группа)

Консультация для педагогов на тему "Дидактические игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста.

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи»

                                                                                                                           Л.С. Выготский  

В настоящее время проблема формирования речи у детей дошкольного возраста является  актуальной. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, служит основой воспитания и образования детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка. Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  Раннее развитие коммуникативной компетентности и культуры общения – залог успешного обучения детей  в школе. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к учебной неуспеваемости.  Именно поэтому в процессе работы со средними дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.  К 4 - 5 годам ребенок овладевает падежами. Появляются глагольные времена, соединительные союзы и местоимения. В процессе речевого общения дети употребляют, как простые, так и сложные предложения. Дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и, а также сложноподчиненными предложениями. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания.  На четвертом году жизни совершенствуется фонематический слух. Ребенок уже владеет навыком различия сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для усвоения звукового анализа и синтеза. Дети овладевают умением выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове; выделять в слове гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки. Дети свободно пользуются монологической речью: способны рассказывать о пережитых событиях, передавать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины.

Речевое развитие  проводится с учетом ведущей деятельности, т е  игры. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.  

Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактическая игра – это  специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из темы образовательной деятельности.. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Таким образом, работа по развитию у детей связной речи через дидактическую игру помогает достичь хороших результатов.

 В средней группе дети не просто определяют те или иные предметы, а учатся сравнивать и группировать их, выделяя общие признаки, различать предметы по назначению. Например, в играх «Подбери пару», «Для чего нужен» они группируют предметы по величине и цвету, определяют назначение предметов кухонной посуды, мебели, одежды. Дети этого возраста не только различают и называют предметы и их основные формы, но и определяют положение предметов в пространстве (игра «Где солнышко?»). Перед началом игры дети учатся определять и называть положения солнышка: внизу – выше – еще выше – наверху – ниже – еще ниже – внизу – скрылось (спит). Детям ставлю игровую задачу: солнышко живет за тучкой и двигается по небу не торопясь. Нужно следить за положением солнышка, чтобы, определив это положение, показывать, что это время делают на земле дети. Солнышко внизу – дети спят; солнышко поднялось выше – дети потягиваются (просыпаются); солнышко еще выше – дети кушают, и т. д.          

Игровая форма обучения позволяет детям легко усвоить основные пространственные положения вещей. Они могут самостоятельно производить действия с предметами и определять, где те находятся. Изучая пространственное положение предмета, дети узнают понятия: «справа», «слева», «спереди», «сзади», «сбоку» и т.д.  Организуем   поиск пропавших игрушек и описание их местонахождения («Мишка спал на стульчике, а котик – под  стульчиком»). Усложнением в таких играх могут быть дополнительные условия и предметы (к кукле приехали гости; надо указать, в какой комнате они будут жить, где расположена их комната), применение схем и планов (требуется расставить в заданиях мебель по нарисованному плану). Также с детьми продолжают игры на составление из частей целого (кубики, разрезные картинки, пазлы, разноцветная мозаика). Дети складывают различные узоры, собирают предметы по выделенным общим признакам (мебель, посуда, игрушки), дорисовывают фигуры на полученных картинках, составляют и описывают сюжетные картинки. В этом возрасте ребенок уже имеет опыт словесной дидактической игры. Ему все интересно, он многое хочет знать и многому может научиться; понимает, что правильно, а что нет; может оценивать речевые высказывания сверстников. Поэтому в словесной игре побуждают ребенка к рассуждениям, высказываниям; манипулированию словом, звуками; сочинению, фантазированию. В игре «Волшебные звуки», развивая слуховое внимание детей, я говорю детям, чтобы они представили себя на дворе и «услышать» звуки, которые могут раздаваться вокруг.   Важно  в работе с детьми чередовать подвижные и малоподвижные игры, так как это способствует повышению жизненного тонуса и психической активности детей, дает возможность более свободно и ярко проявлять эмоции и благотворно складывается на умственной работоспособности дошкольников.

Также предлагаю детям поиграть в игры  на расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи: Игра «Съедобное - несъедобное» Цель: обогащение словарного запаса, развитие слухового внимания, памяти, мышления.  В ходе игры дети становятся в круг, в центре которого находится ведущий. Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, должен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Игра «Живое – неживое» Цель: закрепление у детей понятия об одушевленных и неодушевленных предметах, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания. В ходе игры играющие договариваются, что, услышав живые предметы ловят мяч, а неживые – не ловят (можно придумать и другое действие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия. Игра «Что это?» Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий, расширение словарного запаса.  В ходе игры  дети  встают в круг, взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится  названный предмет (например, яблоко – фрукт, юбка – одежда, и т. д.    Игра «Назови ласковым словом»  Цель: закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно -  ласкательной форме, обогащение словарного запаса, развитие ловкости и быстроты реакции.  Ребенок, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно - ласкательной форме (например: мяч – мячик; стол – столик). Игра «Что из чего?» Цель: овладение умением употреблять относительные прилагательные, умения их образовывать, обогащение словарного запаса, развитие памяти, мышления, внимания. В ходе игры взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они...», а ребенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи – кожаные». Игра «Будь внимателен» Цель: овладение умением запоминать и последовательно повторять слоги, слова, обогащение словарного запаса ребенка, закрепление правильного произношения звуков. В  ходе игры взрослый последовательно называет слоги или слова, а ребенок повторяет их. Для усложнения игры   можно предложить ребенку  запомнить и последовательно повторить ряд слов (например, слоги  [ДА– ДЫ–ДО], [ЛА–ЛУ–ЛЫ] и т. д.; слова: Брошка – кошка – окошко; мешок – пушок – петушок и т. д.).  Игра «Назови слоги».  Цель: овладение умением выделять и называть слоги в слове, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания. В ходе игры взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Игра «Перевертыши» Цель: тренировка в преобразовании слогов путем замены твердого звука на мягкий или наоборот. В ходе игры взрослый объясняет ребенку, как можно превратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Например, ло – лё, ма – мя, па – пя и т. д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

 «Игры на развитие речевого и фонематического слуха: 

Игра «Послушай и назови» Цель: овладение умением отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развитие фонематического слуха.  В ходе игры дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением (например,  «Это звенит колокольчик» , или «Это льется вода» и т. д.) Игра «Слушай внимательно». Цель: развитие фонематического слуха, остроты слуха. В ходе игры  4–5 детей  садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка Игра «Как услышишь, хлопни» Цель: овладение умением выделять среди других заданный звук, развитие фонематического слуха, памяти, внимания. В ходе игры взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Игра «Какой звук первый?» Цель: овладение умением выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развитие фонематического слуха, памяти, внимания.  В  ходе  игры взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук (например: нос – звук [н], аист – звук [а]).

Игры на развитие связной речи:

 Игра «Путаница» Цель: формирование умения понимать смысл предложений, преобразовывать запутанную фразу, развитие памяти, внимания, мышления, связной речи , обогащение словарного запаса. В ходе игры взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребенку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, все ли было сказано правильно. Ребенок при этом должен заметить ошибку и изменить предложения так, чтобы оно звучало правильно.  Игра «Почемучки – потомучки».  Цель: овладение умением задавать вопрос «почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что»; обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления. Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы. В  ходе  игры. взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы (например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы?  и т. д., а ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?». Игра «Что я знаю о профессиях?» Цель: обучение составлению предложений о людях знакомых профессий, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, внимания.   Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.  В ходе игры взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии. Например: «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей».

 Игры на развитие общих речевых навыков:

 Игра «Пароход» Цель: развитие у детей силы и плавности голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко. В ходе игры взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Воспитатель  предлагает детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее, или друг от друга. Игра «Кто дольше» Цель: развитие у детей длительности и устойчивости звучания голоса. В ходе игры дети сидя, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше. Игра «Тихо – громко» Цель: развитие у детей силы голоса. В ходе игры. дети вместе с взрослым стоят в кругу, под звуки барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги,  громко говоря: «топ — топ» громко хлопать в ладоши. При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо, тихих ударах — тихо хлопать в ладоши. В это время произносить следующие слова: Мы идем и топаем: «Топ – топ – топ». Мы идем и хлопаем: «Хлоп – хлоп – хлоп». Игра «Спуск с горы» Цель: развитие умения изменять силу голоса. В ходе игры. дети сидя, представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.

Список используемой литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение 2015 - 160с.  .                                              2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 2015 – 112 с.                                           3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.:2012                                                         4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа – М.:2014                             5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 2013г.                                                   6.Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2013г.                          . 7.Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 2013г                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

   Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчи...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра,...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Консультация "Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"....

«Дидактическая игра, как средство развитие речи детей среднего дошкольного возраста».

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...