«Дидактическая игра, как средство развитие речи детей среднего дошкольного возраста».
материал

Дериева Елена Александровна

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_sr.gr_._rasp.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     ПРОГРАММА

По саморазвитию педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 воспитанников средней группы (4-5 лет) «Затейники»

ТЕМА:

«Дидактическая игра, как средство развитие речи детей среднего дошкольного возраста».

Срок реализации 1 год (2020-2021 год)

                                                                      Разработал воспитатель I квалификационной категории Дериева Е.А.

                                                                           

                         г.о.г. Выкса, 2020 г.

Пояснительная записка

Данная программа направлена  на изучение научно-теоретической базы и  педагогического опыта по вопросу дидактическая игра, как форма развития детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность

         Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Основная особенность дидактических игр  определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно- образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.

Задача такой игры - формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяется игровыми действиями, стимулирует желание их выполнить.  Игровые действия- это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывание загадок. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Срок реализации программы 1 год (2020-2021 г.)

Цель  

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в реабилитационную практику.

Задачи самообразования по теме: 

1.Изучение научно-теоретического материала и диагностических методик.

2. Разработка, апробация и внедрение  в образовательный процесс ДОУ, разработка и использование диагностического инструментария в рамках реализации рабочей программы.

3.Изучение и внедрение современных форм работы, технологий воспитательно - образовательной  работы.

Ожидаемые результаты:

Повышение профессиональной компетентности педагога: знаний, умений и личностных качеств, в процессе совершенствования работы по самообразованию. Самостоятельная работа по   самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Основные направления реализации программы саморазвития

1.Самообразование по теме.

2.Взаимодействие с детьми в процессе апробации материалов.

3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.

4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.

Этапы реализации программы саморазвития педагога:

1. Информационный блок (сентябрь – ноябрь) – переработка теоретических материалов и изучение передового педагогического опыта по данной проблеме, изучение литературы.

2. Технологический блок (ноябрь – апрель) – разработка методических рекомендаций ,  памяток, бесед, плана работы с детьми, плана работы с родителями, пополнение картотек по вопросу дидактических игр дошкольников.

3. Организационный блок. Систематизация материалов, подготовка аналитических справок и отчетов.

№ п/п

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Аналитико-проектировочный

Подбор  литературы:

Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности.

И.А. Лыкова Дидактические игры и занятия

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком.

А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада.

Сентябрь – октябрь

Аналитические справки

2

Практический

Саморазвитие

1.Составление картотеки  дидактических игр по речевому развитию, создание игры, внедрение в работу,

Написание НОД по речевому развитию с включением дидактических игр,

составления  плана системного включения игр в конспекты НОД.

Работа с родителями

2.Рекомендации для родителей

«Домашняя игротека».

Родительское собрание «Совместные игры на развитие умственного развития детей».

Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!»

Анкетирование на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».

3. Консультация для педагогов

«Использование активных методов обучения в процессе дидактической игры дошкольников».

Буклет

«Дидактические игры».

Октябрь – ноябрь

Ноябрь-декабрь

Декабрь-январь

Январь-февраль

Февраль-март

Март-апрель

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Конспекты НОД, план системного включения НОД в образовательную деятельность

Рекомендации для родителей

Родительское собрание «Круглый стол»

Фотовыставка в приемной

Анкета для родителей

Выступление на педагогическом совете.

Буклеты для педагогов

3

Обобщающий

Обобщение по теме на педагогическом совете. выступление на ММПО

май

Доклад о проделанной работе.

8. Виды отчетности - картотека игр.

9. Список литературы         

А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 2001

Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Мозаика- Синтез, 2008

И.А. Лыкова. Дидактические игры и занятия. М. Карапуз, 2009

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. Обруч,2012        

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

   Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчи...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра,...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Консультация "Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"....

Дидактические игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Консультация для педагогов на тему "Дидактические игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"...