Учебно-дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Развитие речи»
учебно-методическое пособие по развитию речи

Скирта Анна Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №10», г. Зима, Иркутская область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-дидактическое пособие 

                           «Чемоданчик знаний. Развитие речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор разработчик:

воспитатель 

Скирта Анна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г

Методические рекомендации к учебно-дидактическому пособию

«Чемоданчик знаний. Развитие речи»

 

Аннотация

 

  Чемоданчик знаний «Развитие речи» - это учебно-дидактическое пособие, которое предназначено для  детей 4-7лет. Может использоваться при индивидуальной, подгрупповойи фронтальной работе, а также для самостоятельной детской деятельности. Практическая значимость и новизна данного пособия в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач, используя всего одно пособие.

   В методических рекомендациях представлены дидактические игры направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.

   Компактность, простота и мобильность использования данного чемоданчика позволяет играть с ребенком, как в группе, так и в домашних условиях. Данное пособие рекомендовано для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителям-логопедам, а также родителям детей дошкольного возраста. 

 

Пояснительная записка

 

В современных условиях развития общества, в век информационных технологий, существует проблема в речевом развитии ребенка. Чтобы повысить интерес детей к занятиям по развитию речи, мною было разработано дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Развитие речи». Данное пособие имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, т.к. развивает речь, память, мышление, мелкую моторику. 

Цель пособия: создание условий для развития речи детей, через дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Развитие речи»

Задачи, реализуемые в процессе использовании дидактического пособия «Чемоданчик знаний. Развитие речи»:

способствовать речевому развитию детей;

расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей;

развивать навыки грамматически правильной речи детей, правильное употребление прилагательных, предлогов;

развивать логическое мышление, память, внимание;

развивать сотрудничество между детьми и воспитателями детского сада. 

  Многофункциональность данного пособия заключается в использовании его в любой деятельности. Пособие может быть трансформировано для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми. Содержание пособия можно пополнять и усложнять. В чемоданчике представлены игры и речевой материал по развитию речи.

 

Описание (инструкция по использованию дидактического пособия)

 

  Дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Речевое развитие» это своего рода интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающегося чемоданчика с кармашками и вынимающимися карточками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Для работы с чемоданчиком подобраны и систематизированы дидактические игры и упражнения направленные на развитие всех компонентов устной речи(звукопроизношения, формирование лексико-грамматической стороны речи, фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза,  развитие просодической стороны речи, обучение элементам грамоты, связной речи и речевого общения.) Красочный, познавательный чемоданчик помогает создать игровую мотивацию у детей, поддержать их интерес во время выполнения заданий, а погружение в игровую ситуацию и выполнение заданий позволяет максимально обогатить и активизировать речь воспитанников.

 

Технологическая карта пособия «Чемоданчик знаний. Речевое развитие»

 

 Чемоданчик знаний состоит из 6 вкладышей, где на каждом вкладыше есть кармашки с различными играми. На титульном вкладыше можно увидеть красочную обложку и название пособие. На обороте титульного вкладыша, у нас находятся рекомендации по развитию речи для педагога и родителей. 

На первом вкладыше у нас расположены кармашки с артикуляционной гимнастикой и тренажерами для развития воздушной струи. На обратной стороне вкладыша игра, где нужно определить количество слогов в слове и разложить яблочки по корзинкам. 

На втором вкладыше у нас кармашки с играми «Он, Она, Они, Оно» и игра «Собери буквы». На обратной стороне вкладыша расположена игра «Назови ласково».

На третьем вкладыше расположены кармашки с пазлами «Один-много» и игра «Собери буквы -2». На обратной стороне вкладыша находятся загадки про буквы.

На четвертом вкладыше у нас расположены кармашки с играми: «Для чего нужен этот предмет?», «В стране наоборот». А на обратной стороне находится ромашка гласных звуков.

На пятом вкладыше располагаются кармашки в которых находятся чистоговорки и скороговорки. На обратной стороне находиться домик согласных звуков.

На 6 последнем вкладыше располагаются кармашки с игрой «Четвертый лишний» и карточками схемами «Расскажи про животное по схеме».

 

Артикуляционная гимнастика.

«Артикуляционная гимнастика» - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Поддувалочки для развития воздушной струи.

Цель: развитие речевого дыхания, выработка длительной, плавной, направленной воздушной струи, активизация мышц губ.

Ход игры: ребенок дует на бабочку или птичку, при этом педагог должен следить за выполнением упражнения, короткий вдох через нос, плавный выдох, воздух выходит через рот, выдох осуществляется до конца, после каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 сек).

Игра «Определи количество слогов в слове (разложи яблочки по корзинкам)

Цель: развитие слоговой структуры слова (умение определять количество слогов в слове), преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей.

Ход игры: дети обозначают количество слогов в названии предмета, изображенного на яблоке с помощью хлопков (прохлопать, например, ва-за), и поместить яблоко в нужную корзинку.

Игра «Он, она, они, оно»

Цель: упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода, обучение детей согласованию существительных с местоимениями «он, она, они».

Ход игры: детям предлагается заселить картинки в вагончики под названиями «Он», «Она», «Оно», «Они». Картинки, про которые можно сказать «мой», ребенок заселяет в паровозик «Он», картинки про которые можно сказать «моя» - в паровозик «Она», «мое» - «Оно», «мои» - «Они».

Игра «Собери буквы»

Цель: автоматизация звуков.

Ход игры: задача ребенка собрать пазл и получить загаданную букву, запомнить, как она выглядит и называется, для закрепления можно назвать слова, которые начинаются с этой буквы.

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепить знания детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч педагогу и произносит фразу так, чтобы она звучала ласково. Яблоко – яблочко.

Игра пазлы «Один – много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа, формирование грамматического строй речи.

Ход игры: воспитатель просит ребенка положить карточки с одним предметов слева, а с множеством предметов справа.

Игра «Собери буквы - 2»

Цель: автоматизация звуков.

Ход игры: задача ребенка собрать пазл и получить загаданную букву, запомнить, как она выглядит и называется, для закрепления можно назвать слова, которые начинаются с этой буквы.

Игра «Для чего нужен этот предмет?»

Цель: закрепить понятия детей о назначении вещей и предметов.

Ход игры: воспитатель спрашивает, что это за предмет и для чего он нужен. Зачем нам нужен чайник? Чайник нужен для того чтоб кипятить чай. Для чего нужна подушка? Подушка нужна чтоб спать.

Игра «В стране наоорот (антонимы)

Цель: научить детей находить предметы, противоположные по значению, учить детей находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений.

Чистоговорки.

Цель - развитие фонематического слуха и лексико–грамматических категорий. Дифференциация звуков в чистоговорках.

Скороговорки.

Цель: развитие речевого аппарата ребенка, учить отчетливо произносить скороговорки.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: развивать умение классифицировать предметы  по существенному признаку, обобщать. 

Ход игры: Ребенку предлагается посмотреть на картинки и определить, кто лишний, объяснив свой выбор.

Алгоритмы «Расскажи про животное по схеме».

Цель: учить детей составлять рассказ по алгоритму. 

Алгоритмы дают возможность детям без труда описывать предметы, или рассказывать о каком – либо животном или птице. Использование алгоритмов очень удачное и удобное подспорье и для самого педагога на занятиях по развитию речи.

Ход игры: ребенку предлагается рассказать про определенное животное по карточкам схемам

 

 

Литература:

 

1.Нищева Н.В. «Играйкасобирайка». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.

2. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.

3. ШвайкоГ.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Издательство: «Айрис дидактика», М., 2008.

4.Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников». 2010.

5. Нищева Н.В. «Развитие связной речи дошкольного возраста». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по раннему развитию речи детей «Порычим и поворчим»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей - в тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле - гораздо раньше. Этому дню предшествую...

Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с  использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...

Пособие для всестороннего развития речи "Речевой калейдоскоп"

Данное пособие непосредственно находится в групповом помещении учреждения . Оно служит для взаимодействия детей и воспитателей . При помощи него  выполняюся задания , данные учителем - логопедом,...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»              ...

Дидактическое пособие Чемоданчик знаний «Народные промыслы»

Данное пособие включает в себя интеграцию всех образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное и физическое развитие.  Пре...

Учебно-дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Развитие речи»

Учебно-дидактическое пособи    «Чемоданчик знаний. Развитие речи»...