«Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы»
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Анпилогова Инна Владимировна

В материале представлена картотека игр на развитие фонематического слуха, фонетического слуха, лексической стороны речи и другие

 

Це

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_podg_gruppa.docx180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Колобок» филиал МБДОУ детский сад «Ладушки»

фон речи

 «Дидактические игры для индивидуальной работы

с детьми подготовительной к школе группы»

воспитатель:

Анпилогова И.В.

С.Круглое

2021-2022г

Цель. Упражнять в подборе слов на определенные звуки.

Детям предлагаются   цепочки  звуков.   Они определяют названный   в стихотворении звук.   Педагог  называет  как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.

Игра сопровождается разными стихотворениями.

Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение:

Хлопнем дружно все в ладоши,

Если звук услышим [у].

На другие звуки

Мы опустим руки

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Затем воспитатель  называет отдельные звуки (цепочку звуков).

Оборудование. Картинки с заданным звуком в названии (в данном случае со звуком [м]) и без него.

Воспитатель читает стихотворение:

Зайка звуки учил,

Зайка звуки позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок,

Говорит: «Не плачь, косой, Звуки выучим с тобой,

[м] услышишь — громко хлопай,

Да еще и ножкой топай».

После чтения стихотворения педагог показывает картинки, а дети выполняют задание.

Вариант игры. Воспитатель называет только слова

(без наглядного сопровождения).

Цель. Развивать фонематический слух; закреплять произношение разных звуков в словах.

Оборудование. Клубок ниток.

Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит: По дорожке Катя шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок маленький, нитки аленьки.

Вы слова на [ш] скажите,

Нашу нитку не порвите.

Катя называет первое слово на звук [ш], затем передает  клубок стоящему рядом ребенку. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Таким образом, клубок идет по кругу. Примечание. В играх рассматриваются  все звуки (гласные, согласные твердые и мягкие).

Перед началом игры педагог уточняет, как передвигаются, и какие песенки поют названные животные и насекомые.

Мишки идут вразвалочку,

Громко кричат: «М-м-м-м-ы».

(Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.)

Мышки ходят на носках,

Тихонечко пищат: «Пи-пи-пи».

(Дети идут на носках; согнутые в локтях руки перед грудью.)

Маленькие мошки быстро летят,

Тоненько звенят: «И-и-и-и».

(Легкий бег, руки в стороны.)

Далее воспитатель в любой последовательности называет персонажей. Дети двигаются, имитируя движения и звуки заданного героя.

«Мишки, мышки, мошки» (новый вариант). Воспитатель делит детей на три подгруппы («Кто хочет быть мишками? мышками? мошками?»). Называет в разной последовательности персонажей. Соответствующая подгруппа  детей имитирует действия и звуки героя.

Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у].

Цель. Упражнять в определении слогов в слове. Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать.

Вам начинать, а мне продолжать.

Подбираем слова, состоящие из двух слогов.

Дети (по очереди)        Воспитатель

а-а-а-        -ист

са-        -хар

ка-        -ша

И т. д.

Варианты игры

А) Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать. Мне начинать, а вам продолжать.

Подбираем двухсложные слова.

Воспитатель        Дети (по очереди)

ко-        -за; -са; -ра; -ни

ро-        -га; -за; -са

пи-        -ла; -ща

И т. д.

Б)  Работа в парах. Воспитатель говорит детям: Будете сами слова подбирать. Один начинает, другой продолжает.

Подбираем двухсложные слова.

Ребенок        Ребенок

ли-        -мон; -са; -па

ва-        -гон; -за

ба-        -ня; -нан

И т. д.

Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов.

Цель. Закреплять умение делить слова на слоги.

Дети могут работать парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.

Например:   лисица   (        --);   медведица   (        -);

заяц (--) и пр.

Игра проводится на время: 2—3 мин — выполнение задания, 2—3 мин — проверка. В заключение можно определить победителей.

Цель. Закреплять представления детей о родо-видовых отношениях (работа с обобщающими понятиями).

Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

рыба — карась, рыба — сом, рыба — щука и т. п.;

одежда — куртка, одежда — пальто, одежда — брюки и т. п.;

птица — галка, птица — ворона, птица — воробей и т. п.;

мебель — кровать, мебель — диван, мебель — стул и т. п.;

зверь — хорек, зверь — медведь, зверь — собака и т. п.;

посуда — кастрюля, посуда — чашка, посуда — тарелка и т. п.;

цветок — гвоздика, цветок — роза, цветок — ромашка и т. п.;

малина,    ягода — смородина яблоко,   фрукты — банан

овощи и т. п.;

ягода — калина,    ягода и т. п.;

фрукты — груша,   фрукты и т. п.;

сосна и т. п.

дерево — клен, дерево — береза, дерево и т. д.

Цель. Упражнять  в употреблении  существительных множественного числа.

Дети по очереди берут палочку в руку и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул стулья; кукла куклы; машина машины и т. п. Периодически палочку берет воспитатель и задает детям более сложные названия предметов (ведро ведра; кольцо — кольца и т. п.).

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. Педагог   называет   предметы   в  единственном   числе,   а дети — во множественном числе.

Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Говорит, что бинокли у них необычные: если воспитатель смотрит вдаль, то видит лишь один предмет, а дети в свои бинокли видят много предметов.

— Давайте посмотрим в бинокли и скажем, кто что видит.

Воспитатель: Я вижу   машину, сливу, арбуз, книгу, рубашку, окно, ведро, кольцо, дерево, платье, стул, ягоду.

Дети (хором):  Мы видим машины,  сливы,  арбузы,  книги,  рубашки, окна, ведра, кольца, деревья, платья, стулья, ягоды.  Примечание. Для детей 6—7 лет наиболее простые варианты слов во множественном числе оканчиваются на –ы и -и. Наиболее сложные варианты слов оканчиваются на и -я.

Цель. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Воспитатель (можно вместе с детьми) изготавливает несколько очков из картона и прозрачной пленки. Пленку красят разведенной цветной тушью.

Педагог предлагает детям надеть очки и посмотреть вокруг. При этом дети говорят, что и в каком цвете они видят. Дети меняются очками, упражнение повторяется.

Цель. Упражнять детей в умении изменять   слова   с   помощью   уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Педагог называет слова, а дети образуют от них уменьшительно-ласкательную форму.

Воспитатель        Дети (хором)

торт        тортик

брат        братик

зонт        зонтик

мост        мостик

кот         котик

рот                ротик

лист        листик

пакет        пакетик

хвост        хвостик

Цель. Активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко).

Воспитатель берет листочек (на ниточке) и вместе с детьми путешествует по группе.

— Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко.)

Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (к кому) подлетел листик? (К окну, столу, кукле, машине, Пете, Даше и т. п.)

Листик садится и отдыхает. Куда сел (залетел) листик? (На окно, полку, стол, стул, шкаф, нос, руку и т. д.; под стол, стул, скамейку, чудо-дерево и т. д.; в ящик стола, ведро, сумку, карман и т. д.)

Примечание. Аналогичная игра проводится с перышком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.

Детей продолжают учить:

  • на одном выдохе произносить 4—6 отдельных слогов (гав-гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып-цыпи т. п.); 3—5-слож-ные слова (машина, сковорода, велосипед, строительство, электричество, настроение и т. п.);
  • слитно произносить фразы из 3—4,  4—5,  5—6 слов — с коротким вдохом и длительным выдохом.

Продолжается    работа  над дифференцированным   дыханием: вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения необходимо проводить систематически; включать их не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, в занятия по разным видам деятельности.

                                           

1-й вариант. Цель. Упражнять детей в умении произносить 3—4 слога на одном выдохе.

Воспитатель   вместе   с   детьми   рассказывает   потешки (2—3 раза).

Воспитатель.   Наши курочки в окно...

Дети (вдох).        Ко-ко-ко! (Вдох.) Ко-ко-ко!

Воспитатель.   А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет...

Дети (вдох).        Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель.   Наши уточки с утра...

Дети (вдох).        Кря-кря-кря! (Вдох.) Кря-кря-кря!

Воспитатель.   Наши гуси у пруда...

Дети (вдох).        Га-га-га! (Вдох.) Га-га-га!

2-й вариант. Цель. Учить произносить фразу с коротким вдохом и длительным выдохом.

Воспитатель рассказывает вместе с детьми стихотворение.

Воспитатель.   Эй, Ванюша, посмотри...

Дети (вдох).       Мы пускаем пузыри.

Воспитатель.   Красный, синий, голубой.

Дети (вдох).        Выбирай себе любой!

Дети рассказывают командами стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» (одну строчку произносит первая команда, другую строчку — вторая команда). Дети делятся на команды следующим образом: по их желанию; на мальчиков и девочек.

1-я команда.      Плачет Киска в коридоре.

2-я команда.      У нее большое горе.

1-я команда.      Злые люди бедной Киске...

2-я команда.      Не дают украсть сосиски!

Цель. Упражнять во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом).

При выполнении упражнения можно использовать разные варианты:

- коллективное выполнение упражнений по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Еще раз. И еще раз. А теперь послушаю спинку. Сделали вдох ртом и выдохнули ртом. Еще раз. И еще раз» — так проигрываются все варианты дыхания);

- выполнение упражнений парами по инструкции воспитателя (один ребенок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями).

Упражнять на одном выдохе произносить 3—4 слога или слова, состоящие из трех-четырех слогов («Мышата — пи-пи-пи-пи»; «Петушок — ку-ка-ре-ку»; слова самолет, телевизор, муравей, холодильник и пр.).

Педагог предлагает детям поиграть пальчиками, показать разных зверей.

— У зайки ушки большие. Вот такие (упражнение «Заяц»).

У козы рожки длинные. Вот такие (упражнение «Коза»).

А у детей пальчики быстрые и ловкие. Они могут быстро зайчика превратить в козу и наоборот. (Дети выполняют упражнение «Коза — заяц» 10—12 раз сначала в медленном темпе, а затем в быстром.)

Педагог раздает детям горошины (бусины) и предлагает поиграть в игру. Дети берут горошину в щепоть и катают ее между пальцами. Упражнение сопровождается стихами (дети хором рассказывают стихотворение и выполняют упражнение):

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

 Развлекай, горошина, детвору.

После игры дети складывают свои горошины (бусины) в чашечку.

Для развития мелкой моторики руки используется бисероплетение, лепка, конструирование из бумаги и мелкого конструктора «Лего», а также «Мозаика» (225 деталей, прямоугольное поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).

«Мозаика» (160 деталей, круглое поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).

Логическая игра «Змейка».

Речевые игры, упражнения, задания.

Цель. Закреплять достижения детей по разным направлениям речевого развития.

Конкретный материал педагоги отбирают сами из многочисленных дидактических пособий, учитывая специфику и динамику речевого развития детей группы.

В нашей группе имеются в наличии следующие настольно-печатные игры.

  1. «Стану отличником»  формирование представления о том, что гласные обозначаются красным цветом, глухие согласные – зелёным, звонкие – синим. Закрепить умение находить заданный звук в слове, составлять примеры, задачи, учить читать слова и слоги.
  2. «Считаем и читаем» развитие зрительного восприятия, внимания, навыки счёта и чтения.
  3. Игра-лото «Чтение» освоение звуко-буквенного анализа, упражняться в чтении, считаем количество букв в слове.
  4.  Лото «Мы со звуком «К» играли» - закрепление нахождения места звука в слове, отбор картинок с заданным звуком.
  5.  Логопедическое лото «Звук «Р» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.
  6. Логопедическое лото «Звук «Ш» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.
  7. Логопедическое лото «Звук «Л» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.
  8.  Первое чтение «Деревья и цветы» - пополнение знаний по ботанике.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.

  1.  «Жук» учимся читать по буквам, собираются части картинки по типу паззла с образованием слова.
  2.  Читаем по буквам запоминание букв, умение находить и различать их и читать в словах.
  3.  Логопедическое лото: изучение звуко-буквенного анализа, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.
  4.  «Делим слова на слоги» слоговый анализ слов, ударение.
  5. «Развитие связной речи» составление описательных высказываний.
  6.  «В мире звуков» развитие фонематического слуха.

Для развития и формирования элементарных математических представлений используются следующие игры:

«Назови соседей числа» дети учатся ориентироваться в пределах числового ряда в пределах 20. Пример: соседи числа 17 – 16 и 18.

«Кто знает, пусть дальше считает» закрепление порядкового счёта.

«Измени число». Воспитатель даёт задание, а дети устно вычисляют и показывают ответ с помощью цифры. Пример: увеличьте число 3 на один, уменьшите число 8 на 2.

«В какой руке сколько». Воспитатель показывает предметы, приготовленные для игры (3 или более пуговиц), пересчитывает их вместе с детьми. Прячет за спину руки, раскладывает пуговки в каждую руку и сжимает руки в кулаки. Сначала, дети должны назвать количество пуговиц, находящихся в правой руке, потом - в левой, а затем - в двух руках вместе, предельно упрощая проговаривание. Например: 2 и 1, а вместе 3. Таким образом, закрепляется состав числа.

  1. «Цифры» развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, закрепление образа цифр, решаем примеры и задачи.
  2. «Сколько не хватает» развитие внимания, речи, мышления, решаем примеры и задачи, учимся составлять условия задачи.
  3. «Учим цифры» решение примеров, закрепление образа цифр.
  4. «Математика»  закрепление знаний о числах, упражнение в счёте и решении примеров.
  5. «Математическое лото» закрепление знаний о числах, упражнение в счёте и решении примеров.

  1. «Арифметические действия» решение примеров, закрепление образа цифр.
  2. «Цифры» закрепление количественного, порядкового счёта, образа цифр.
  3.  «Математика с рисунками» развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, закрепление образа цифр, решаем примеры и задачи.
  4. «Стану отличником»  формирование представления о том, что гласные обозначаются красным цветом, глухие согласные – зелёным, звонкие – синим. Закрепить умение находить заданный звук в слове, составлять примеры, задачи, учить читать слова и слоги.
  5. «Считаем и читаем» развивать зрительное восприятие, внимание, навыки счёта и чтения.
  6.  Геометрическое лото «Составь фигуру» развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, воображение.
  7. «Готов ли ты к школе?» математика. Закрепление полученных знаний, закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным ответом.

Вниманию детей также предлагается картотека заданий на сообразительность:

Выбери задачу себе на удачу.

Временные представления

  1. Через неделю наступит праздник. Через сколько дней будет праздник? (Через семь дней.)
  2. Через две недели у сестры день рождения. Через сколько дней день рождения сестры? (Через четырнадцать дней.)
  3. Назови подряд три дня, но не дни недели. (Вчера, сегодня, завтра.)
  4. Что наступает раньше: вчера, сегодня или завтра? (Вчера.)
  5. Какой из этих дней самый загадочный?  (Завтра так как неизвестно, что произойдет.)
  6. Какой месяц самый короткий? (Февраль - двадцать восемь дней; май — в названии лишь буквы.)
  7. Названия каких двух месяцев заканчиваются на букву «т»? (Месяцев март и август.)
  1. Найди лишнее слово: сегодня, завтра, быстро. (Быстро.)
  2. Костя вырезал изображение яблока по контуру после того, как завершил рисунок. Что Костя сделал раньше: вырезал изображение яблока или нарисовал яблоко? (Нарисовал яблоко.)
  3. Катя раскрасила фигурку, которую вылепила из глины. Расскажи по порядку, что делала Катя раньше, что позже. (Сначала Катя вылепила из глины фигурку, потом раскрасила ее.)
  4. После магазина мама разложила все покупки по местам. Что сделала мама раньше, а что позднее? (Раньше мама сделала покупки, позже разложила их по местам.)
  5. Кто чей «хвост» видит: весна у лета или лето у весны; зима у осени или осень у зимы? (Лето у весны; зима у осени.)
  6. После дождя на асфальте высохли лужи. Что было сначала, а что потом: лужи, солнце, дождь? (Сначала был дождь, затем лужи, а потом солнце.)
  7. Дети слепили снеговика после того, как выпал липкий снег. Что было раньше, что потом, что после чего? (Раньше выпал снег, потом дети слепили снеговика; дети слепили снеговика после того, как выпал снег.)
  8. Бабушка заварила чай, когда вода в чайнике закипела, а потом налила чай в чашки. Что было первым, что вторым, а что последним? (Первым было то, что в чайнике закипела вода, вторым — то, что бабушка заварила чай, последним — то, что бабушка налила чай в чашки.)
  9. Айболит вылечил бегемотиков, у которых разболелись животики, потому что они объелись бананов. Что было раньше, а что позже? (Раньше бегемотики объелись бананов, и у них разболелись животики, а позже Айболит вылечил бегемотиков.)
  10. Мокрые варежки высохли после лыжной прогулки. Что было сначала, что потом? (Сначала была лыжная прогулка, во время которой вымокли варежки, а потом мокрые варежки высохли.)
  11. Саша пошел гулять после того, как закончил свою постройку. Что Саша делал раньше: гулял или играл со строительным материалом? (Играл со строительным материалом.)
  12. Дети объяснили, что лужа на полу образовалась от растаявшего снеговика, которого они вылепили на прогулке. Что было раньше, а что позже? (Раньше дети вылепи ли снеговика, позже он растаял, и на полу образовалась лужа.)

Выбери математически верные вопросы к задаче

■        В одном лукошке пять белых грибов и сыроежки, в другом лукошке — два белых гриба и лисички.

1.        Сколько собрали сыроежек?

2.        Сколько белых грибов в одном лукошке?

3.        Сколько всего собрали белых грибов?

■        Мастерица вышила четыре полотенца красными цветами, а два полотенца желтыми горошинами.

1.        Сколько полотенец мастерица подарила друзьям?

2.        Сколько всего полотенец вышила мастерица?

3.        Сколько полотенец вышито красными цветами?

■        В мебельном магазине стояло шесть диванов. Два дивана продали.

1.        Сколько диванов продали?

2.        Сколько диванов еще могут купить?

3.        Сколько диванов осталось продать?

■        Посадили семь семян кабачков. Два семени проросли.

1.        Сколько семян еще должно прорасти?

2.        Сколько всего семян посадили?

3.        Сколько семян не дало всходов?

■        Котенок играл с пятью клубками ниток. Два клубка он

размотал, и нитки в них перепутались.

1.        Сколько клубков ниток осталось пригодными для вязания?

2.        Сколько клубков ниток размотал котенок?

3.        Сколько клубков ниток понадобится для вязки шарфа?

■        Катя и Соня играли в больницу и лечили своих кукол.

Катя дала своим пациентам шесть ложек микстуры, а Соня

только две ложки, и пузырек опустел.

1.        Сколько ложек микстуры дали пациентам обе девочки?

2.        Сколько ложек микстуры было в пузырьке?

3.        Сколько ложек микстуры не хватило Катиным пациентам?

Придумай вопросы к задачам

1.        В вазу поставили три ромашки и два василька.

2.        На тарелке лежало четыре яйца. Одно яйцо упало и разбилось.

  1. На полке стояло четыре синие пирамидки и одна красная.
  2. В автобусе ехали четверо мужчин и две женщины.
  3. На стоянке находилось пять автомашин. Подъехала еще одна машина.
  4. В пруду плавали семь уток. Одна утка взлетела вверх.
  5. В магазине было четыре коробки печенья. Одну коробку продали.
  6. На бахче созрели шесть арбузов. Два арбуза срезали.
  7. Дети сплели корзинки: один мальчик сплел три корзинки, а другой — две корзинки.

10. Дети выпустили воздушные шары. Четыре шара набрали высоту и полетели, а два шара лопнули.

Задачи-шутки

  1. На что похожа половина апельсина? (На другую его половину.)
  2. Какая цифра станет показывать большее число, если ее поставить вверх ногами? (Цифра 6.)
  3. Назови число больше шести, но меньше двух. (Такого числа не существует.)
  4. Когда черепахе исполнится сто лет, что будет дальше? (Ей пойдет сто первый год.)
  5. В гараже стояло пять машин. Первая и пятая уехали. Сколько машин осталось? (Три машины.)
  1. Чему соответствует 33 января? (2 февраля.)
  2. В маленьком пруду плавали семь карасей и пять сомов. Сколько акул плавало в пруду? (Ноль.)
  3. В лесу растет странное дерево. На нем шесть веток. На ветках сидят пять воробьев. Сколько веток на дереве? (Шесть.)
  4. Сколько дней рождений у моей десятилетней сестренки? (Один день рождения в году.)

10. Представь, что ты капитан корабля. Название корабля — «Находка». Груз составляют триста ящиков апельсинов и пятьсот ящиков бананов. В команде сто человек. Боцмана зовут Иван Петрович. Все запомнил? Тогда скажи, сколько лет капитану. (Столько же, сколько тебе. Вспомни начало задачи: «Представь,  что ты капитан корабля...»)

Задачи на сообразительность

  1. Как в решете воды принести? (Когда вода замерзнет и превратится в лед.)
  2. На стройке работал каменщик. В первый день работы он построил два десятиэтажных дома. Во второй день — один десятиэтажный дом. Сколько десятиэтажных домов

построил каменщик за два дня? (Один каменщик не смог так быстро строить.)

  1. В реке плавали пять щук. Они увидели косяк мелких рыбок и нырнули в глубину. Сколько щук плавает в реке? (Пять щук, только они нырнули в глубину.)
  2. Четыре мальчика и один дворник расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (Четыре дорожки.)
  3. В вазе три ромашки и семь васильков. Сколько ромашек в вазе? (Три ромашки.)
  4. У Славы одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат. Поскольку детей в каждой семье? (По четыре ребенка.)
  5. Катя и Наташа связали шарфы своим куклам. Шарф у Кати не длиннее, чем у Наташи. Чей шарф короче? (У Кати.)
  6. В доме четыре этажа. На каком этаже живет Аня, если ее соседом сверху является Петя, соседкой снизу — Вера, а на последнем этаже живет Вася? (На втором — показать это на наглядном материале.)
  7. Гусеница проползла за час расстояние, равное пяти Мишиным шагам. Какое расстояние гусеница проползет за два часа? (Расстояние, равное десяти Мишиным шагам.)
  1. Кузнец ковал подковы. В первый день он сделал пять подков, во второй день — на одну больше, чем в первый день, а в третий день — на одну меньше, чем в первый. В какой день кузнец сделал подков больше всего? (Во второй.)
  2. Косте шесть лет, а Мише четыре года. Кто из мальчиков будет моложе через 3 года? (Миша будет также моложе.)
  3. Пошел человек в магазин, а навстречу ему три покупателя. «Магазин закончил работу», — сказал сторож и закрыл дверь. Сколько человек не успели сделать покупки? (Один)
  4. Пошел отдыхающий к речке, а навстречу ему три товарища. Сколько человек купается в реке? (Нисколько.)
  5. Дима старше Кости, а Костя старше Саши. Кто старше: Дима или Саша? (Дима.)
  6. В солонке было соли на десять порций супа. Пять человек посолили суп. Сколько соли осталось? (На пять порций.)
  7. За обед котенок съедает десять шариков сухого корма. Сегодня у него нет аппетита, и он съел только половину. Сколько шариков сухого корма осталось на ужин? (Пять шариков.)
  8. Сколько весел должны приготовить гребцы для трех одноместных лодок? (Шесть весел.)
  1. Двое играли в шашки. Каждый из них сыграл по пять партий и выиграл пять раз. Это возможно? (Они играли не друг с другом, а с другими соперниками.)
  2. У какой фигуры больше углов: у квадрата или у прямоугольника? (У них одинаковое количество углов, по четыре.)
  3. В доме было четыре комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько стало комнат в доме? (Пять комнат.)
  4. Сколько человек тянули репку в сказке? (Три человека.)
  5. В первой коробке лежало шесть карандашей, во второй — столько же, сколько в первой, а в третьей коробке — столько же, сколько во второй. Сколько карандашей лежало в третьей коробке? (Шесть карандашей.)
  6. Кролик сорвал два кочана капусты и положил их в корзину. Сколько кочанов капусты росло, если осталось на грядке еще столько же? (Четыре кочана.)
  7. На столе лежали три яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (Три яблока.)
  8. Из-за забора видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек за забором? (Две кошки.)
  9. Мы знаем, что за забором три кошки, а выглядывает восемь лап. Как такое возможно? (Две кошки стоят на двух лапках, одна — на четырех.)
  10. Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Как это могло случиться? (Это были дед, отец и сын.)
  11. Двое договорились сесть в пятый вагон поезда. Но один сел в пятый вагон с конца, а другой — в пятый вагон от начала. Сколько должно быть в поезде вагонов, чтобы друзья встретились? (Девять вагонов.)
  12. На веревке завязали четыре узла. На сколько частей эти узлы разделили веревку? (На пять частей.)
  13. Сколько рогов у пяти коров? (Десять рогов.)
  14. Одиннадцать куриц гуляют по двору. Сколько у них пар ног? (Одиннадцать пар ног.)
  15. Папа гусь купил для своих гусят восемь сапожков. Сколько детей у папы гуся? (Четыре гусенка.)

Продолжи предложение

  1. Если береза выше кустарника, то кустарник... (ниже березы).
  2. Если стул ниже стола, то стол... (выше стула).
  3. Если забор выше скамейки, то скамейка... (ниже забора).

Если ослик ниже лошади, то лошадь... (выше ослика).

  1. Если дивам шире креола, то кресло...
  1. Если бочка толще, чем ведро, то ведро...
  2. Если палец тоньше руки, то рука...
  3. Если карандаш тоньше кисточки, то кисточка...
  4. Если гвоздь толще иголки, то иголка...
  5. Если шарф длиннее пальто, то пальто...
  6. Если юбка короче брюк, то брюки...
  7. Если лента короче веревки, то веревка...
  8. Если стихи короче рассказа, то...
  9. Если до леса дальше, чем до реки, то до реки...
  10. Если до обувного магазина ближе, чем до булочной, то...
  11. Если до города ближе, чем до станции, то до станции...
  12. Если кастрюля тяжелее тарелки, то тарелка...
  13. Если суп горячее каши, то каша...
  14. Если дочь легла спать вечером, то проснулась...
  15. Если дедушка старше своего внука, то...
  16. Когда идет дождь, то...
  17. Когда на улице холодно, то...
  18. Когда к одному числу прибавляют другое, то...
  19. Когда из одного числа вычитают другое, то...
  20. Когда из банки отсыпают крупу, то...
  21. Когда в чашку доливают воды, то...

Для развития логического мышления, психических процессов, формирования знаний об окружающем мире используются настольно-печатные игры:

  1. Ассоциации «Сказка за сказкой» логические пары развитие ассоциативного, логического мышления, развитие связной речи, воображения, пополнение словарного запаса.
  2. «Знатоки сказок» логические пары развитие ассоциативного, логического мышления, развитие связной речи, воображения.
  3. «Кто в доме живёт» развитие логического мышления, расширение представлений об окружающем мире.
  4. «Часть и целое» развитие логического мышления, внимания.
  5.  Лото «Дикие и домашние животные» развитие логического мышления, развитие связной речи, воображения, памяти, внимания.
  6. «Назови одним словом» развитие аналитической и синтетической функций мышления, развитие словаря детей, пополнение словарного запаса словами обобщениями.
  7. «Рукавички» развитие восприятия, внимания, мышления, речи.
  8. «Что к чему» развитие восприятия, внимания, логического мышления, речи.
  9. «Профессии» предметы труда.
  10.  «Подбери узор» развитие восприятия, внимания, логического мышления, речи.
  11.  «Земля и солнечная система»
  12.  «Четвёртый лишний» развитие восприятия, внимания, логического мышления, речи, учимся сравнивать и обобщать.
  13.  «Кто есть кто» обобщение
  14.  «Подбери по цвету и форме» развитие логического и наглядно-образного мышления.
  15.  «Народные промыслы»
  16.  «Как растёт живое»
  17.  «Познаём мир»
  18.  «Одежда».
  19.  «Лабиринты»
  20.  «Расскажи про свой город»
  21.  «Народы мира»
  22.  «Права ребёнка»
  23.  «Российская геральдика и государственные праздники»
  24.  «Если малыш поранился»
  25.  «Береги живое»
  26.  Демонстрационный материал: дымковская игрушка, гжель, городецкая, хохломская роспись. Цветы, деревья, части тела, транспорт, овощи, фрукты, грибы, домашние, дикие животные.

Предлагаем вашему вниманию совместные игры для всей семьи.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

“Выполни в темноте”

Условие игры: играющий в течение 1-3 мин должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые называют ему.

Если вы играете с ребенком вдвоем, то можно и считать очки за правильно выполненное задание.

“Построй в темноте”

Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.

Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился. Кто желает поиграть?

“Нарисуй в темноте”

Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью, двумя деревьями по обеим сторонам домика и т. д.

Задания могут быть разнообразными. Художники, прошу!

“Не звени тарелками”

Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. А нужно положить одну на другую 3-4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шуму.

“Испорченный телефон”

Это игра нашего детства. Играющие делятся на две команды. Ведущий вручает первому игроку каждой команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первые игроки прочитывают скороговорку и шепотом передают рядом стоящему, тот - своему соседу и так до конца. Команда, которая передала скороговорку быстрее и правильнее, выигрывает.

ИГРЫ НА РАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА

“Из какой песни?”

Игра строиться по принципу телевизионной игры “ Угадай мелодию”. Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню.

“Пять спичек – десятью пальцами”

Играющие берут по пять спичек, очищенные от серы. Их нужно поднять со стола одну за другой, уперев концы в пальцы обеих рук: первую спичку – двумя большими пальцами, вторую – указательными, третью, четвертую и пятую – средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый, тот и победил.

Литература: 1. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 6-7 лет»

              2. Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной к школе группе

Старший дошкольный возраст —период познания мира человеческих отношений, творчества  и  подготовки  к  следующему,  совершенно  новому  этапу  в  его...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса организации обучения детей подготовительной к школе группы определению времени по часам посредством применения дидактических игр....

Дидактические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы "Основы первоначальной грамоты"

Игры и упражнения составлены для того, чтобы включать их в занятия "Подготовка к обучению грамоте". Данные упражнения могут быть использованы и в индивидуальной работе с детьми....

Дидактические игры со словами для детей подготовительной к школе группе детского сада

Дидактические игры со словами для детей подготовительной к школе группе детского сада...

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: "Что было-что будет", «Подбери картинку-слово к схеме».

Данные игры предназначены развивать у детей способность анализировать звуки в слове, выделять их последовательность, давать звукам качественную характеристику и обозначать их соответствующим цвет...