конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшей группы "Приметы весны на хвостах птиц"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Брунёва Алла Васильевна

занятие по познавательно-речевому развитию детей старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe_v_st_gr_primety_vesny_na_hvostah_ptits.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Конспект занятия

 по познавательно-речевому развитию

 для детей старшей группы

 «Приметы весны на хвостах перелетных птиц»

Выполнила

воспитатель

Брунёва А.В.

г. Горняк, 2022 год

Цель: создание условий для развития познавательно-речевой деятельности детей по теме «Приметы весны»

Задачи:

- учить составлять рассказ о приметах весны по мнемокартинкам;

- учить строить грамматически правильные предложения о приметах весны;

- закреплять названия перелетных птиц, последовательность их прилета в родные края, их особенности внешнего строения;

-  развивать слуховую память через заучивание стихотворения по пиктограммам;

- активизировать словарный запас словами «капель», «проталины», «ледоход», «ледокол», «ледоруб», названиями весенних цветов, словами- действиями к названиям цветов;

- развивать слуховое внимание, логическое мышление, межполушарное взаимодействие через кинезиологические упражнения;

- закреплять названия детенышей животных через использование ритмической гимнастики;

- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: знакомство с перелётными птицами и их календарем прилета в родные края, чтение литературных произведений о весне, знакомство с правилами игр «Кормушка», «Назови и не повтори», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», разучивание ритмической гимнастики «Животные на полянке».

Оборудование: макет дерева с силуэтами перелетных птиц, мольберт для работы с пиктограммами к стихотворению, доска для вывешивания мнемокартинок к рассказу о приметах весны, картинки к пиктограммам, мяч, картинки к игре «Что сначала, что потом», картинки с изображением ледохода, ледокола и ледоруба, музыка «Если нравится тебе, то делай так» для ритмической гимнастики, кубики с изображением диких животных.

Ход занятия:

Организационный момент:

-Добрый день, добрый час

Очень рады видеть вас!

- В народе говорят: «Перелетные птицы приносят на хвосте весну». Почему?(ответы детей)

- Но прилетают птицы не все сразу, а по-очереди. Посмотрите, сколько их уже прилетело на наше дерево. С появлением каждой из птиц в весенней природе происходят какие-то изменения. Чтобы это узнать необходимо выполнить задание каждой птицы. Когда у нас будут все приметы, мы сможем составить целый рассказ о весне.

Основная часть:

- Первым прилетает….. (воспитатель достает с ветки силуэт птицы грач)

- Грач нам предлагает послушать и запомнить стихотворение: (воспитатель читает стихотворение «Капель» и параллельно вывешивает на мольберт пиктограммы к нему)

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

 И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыш.

 К нам весна идет. Мы слышим.

 Кап! Кап! Кап! Кап!

(подчеркнуты слова, нарисованные на пиктограммах)

- Про что это стихотворение?

- Что такое капель?

- Какое предложение мы можем построить о первой примете весны? (РАННЕЙ ВЕСНОЙ НА СОЛНЦЕ ТАЮТ СОСУЛЬКИ И ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ)

Картинка одним из детей вывешивается на доску.

- За грачами прилетают…… (скворцы)

- Скворец предлагает поиграть в игру «Лужи и проталинки». А чем они отличаются?

Как скажу я слово «лужа»

Вам попрыгать будет нужно,

А «проталинка» скажу –

Все сидят как я сижу.

Но будьте внимательны,

Я буду вас путать обязательно.

- Какую примету весны принес нам скворец? Постройте предложение. (ТАЕТ СНЕГ И ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ ПРОТАЛИНКИ)

Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.

- Чуть позже прилетают…… (трясогузки)

- У трясогузки такое задание: нужно образовать одно слово из двух:

ЛЕД ХОДИТЬ (ЛЕДОХОД)
ЛЕД РУБИТЬ (ЛЕДОРУБ)
ЛЕД КОЛОТЬ (ЛЕДОКОЛ)

(Воспитатель показывает картинки по мере образования новых слов)

- А теперь я буду произносить предложения, а вы его заканчивать нужным словом:

  • Раскололся зимний лед, на реках начался….(ледоход)
  • Для плавания во льдах был построен…….(ледокол)
  • Для восхождения на горные вершины альпинисту нужен ……..(ледоруб)

- Как вы думает, какую примету весны принесла трясогузка?  (НА РЕКАХ ПРОИСХОДИТ ЛЕДОХОД)

Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.

- Следующие прилетают……. (жаворонки)

- Они нам предлагают отдохнуть и поиграть на полянке.

Дети проходят на ковер, где по кругу выложены парами кубики с изображением животных. Дети рассаживаются у кубиков. Под мелодию песни «Если нравится, то делай так» выполняется ритмическая гимнастики, дети несколько раз меняются кубиками. Когда музыка останавливается, дети рассказывают о том, какое животное им попалось и какой детеныш у него появляется весной. (Например, «У белки появляется бельчонок» и т.д.)

- Какие предложения мы можем построить по следующей картинке о животных весной. (У ЖИВОТНЫХ ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТЕНЫШИ. ПРОСЫПАЮТСЯ МЕДВЕДЬ, БАРСУК, ЕЖ. БЕЛКА И ЗАЯЦ МЕНЯЮТ ЦВЕТ ШЕРСТИ.)

Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.

- За жаворонками прилетают ….. (лебеди). А вместе с ними гуси, утки, журавли, цапли.

- Они предлагают пригласить перелетных птиц на кормушку.

Игра «Кормушка» (под слова дети выполняют кинезиологические упражнения)

Все: Мы идем, идем, идем

До кормушки дойдем.

(«лезгинка»)

 Корм насыпаем

 (ладонь с расставленными пальцами – кулак)

Воспитатель: длинноклювых птиц приглашаем (дети называют)

Затем игра повторяется несколько раз с приглашением, например, водоплавающих, короткоклювых, длинноногих птиц (дети заранее знают, что можно приглашать только перелетных птиц).

- Что происходит с птицами весной? Постройте предложение по картинке (ПРИЛЕТАЮТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ, ВЬЮТ ГНЕЗДА И ВЫСИЖИВАЮТ ПТЕНЦОВ)

   Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.

- Следующими прилетают ……. (коршуны)

- Поиграем в игру «Назови и не повтори»

- Я буду называть весенние цветы и бросать вам мяч, а вы – что они могут делать. Только будьте внимательны и не повторяйтесь.

ТЮЛЬПАН…………..(цветет)

ПОДСНЕЖНИК……………(растет)

ОДУВАНЧИК……..(качается)

ЛАНДЫШ……………………(наклоняется)

ПРИМУЛА……………………….(питается)

ГИАЦИНТ…………………………….(зеленеет)

ГУСИННЫЙ ЛУК……………..(распускается)

ПРОСТРЕЛ………………….(радует глаз)

ИРИС………………………….(вянет)

МЕДУНИЦА…………………………(падает)

ВЕТРЕННИЦА…………………….(тянется к солнцу)

НАРЦИСС………………………..(блестит)

НЕЗАБУДКИ………………………(прорастает)

- О какой примете весны нам рассказывает коршун (РАСПУСКАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ)

Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.

- Одним из последних возвращаются птицы, которые в основном питаются насекомыми. Это………….(ласточки)

Игра «Четвертый лишний»:

  • Сентябрь, март, апрель, май (дети выбирают лишнее название и объясняют почему)
  • Почки, проталины, ледоход, листопад.
  • Ласточка, цапля, жаворонок, воробей.
  • Ромашка, одуванчик, ландыш, подснежник.
  • Капель, первоцвет, фрукты, листва.

- Какое предложение о весне модно построить по этой картинке? (СОЛНЦЕ ВЕСНОЙ ГРЕЕТ ТЕПЛЕЕ, ДЕНЬ СТАНОВИТСЯ ДЛИННЕЕ)

Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.

- Еще одна птица, которая питается насекомыми – это……… (соловей)

Игра «Что сначала, что потом» (по картинкам)

  • Листочки, солнышко, капель (дети должны выбрать последовательность событий весной из трех картинок и построить предложение: «Сначала пригревает солнышко, потом звенит капель, после появляются листочки»)
  • Ледоход, трава, солнышко.
  • Почки, ручьи, одуванчики.
  • Птицы, проталины, солнышко.
  • Листочки, лужи, сугробы.

- Строим последнее предложение о примете весны по картинке (ЛЮДИ ПЕРЕОДЕВАЮТСЯ В ВЕСЕННЮЮ ОДЕЖДУ, НАЧИНАЮТ ПОСАДКИ ОГОРОДОВ, ПОЛЕЙ И САДОВ)

Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.

Итог занятия:

- Вот и получился у нас рассказ о весне (воспитатель обращает внимание на доску, где висят мнемокартинки с приметами весны). Давайте его повторим (дети пересказывают рассказ с помощью мнемокартинок).

Греет солнышко и вот,

Тает снег и тает лед.

И погода так ясна,

Значит к нам пришла…..

 (весна)

- Всем гостям на прощанье

  Скажем дружно: «До свидания!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...

Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста: лепка "Дымковские животные"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)        Конспект...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Пасхальная коробочка» (аппликация)

В конспекте описано занятие по аппликации по теме: "Пасхальная коробочка" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для старших дошкольников по развитию умения рисовать предметы техникой тычка....

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе "Весна идет, весне дорогу!"

Цель: формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представле...

Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло"

Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло" Программное содержание:Раскрыть сущность полярных понятий &ldquo...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Дружелюбию"

Занятие проводится с группой дошкольников 5-6 лет с использованием интерактивной песочницы iSand Box standart (с сенсором глубины). Цель занятия: формировать положительный опыт сотрудничества....