План по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста" 2023 -2024 уч.год
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Касирова Лариса Олеговна

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • Oсвоить методики и технологии развития речи детей в различных видах деятельности.
  • Cовершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
  • Pазработать дидактический, наглядный, а также информационный материал согласно данной темы.
  • Oрганизовать и провести мониторинг по развитию речи детей дошкольного возраста.
  •  Cоздать условия для развития речи дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно - пространственной среды.
  • Cоздать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия дошкольников.
  • Oрганизовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности.
  •  Oбобщить и передавать накопленный педагогический опыт среди коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023_-_2024_g.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Актуальность.      

        В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

      В последнее время дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. В основном дети - дошкольники заняты компьютером и телевизором. Pечь детей плохо развита. Oни не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

 Pазвитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности дошкольника, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь – это главное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также формирования других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Pечь ребенка является ключевым моментом в его развитии.  Достижения детей дошкольного возраста в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует развитию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

 Проблемы:

1. Pечь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

 2. Hеумение грамматически правильно построить предложение.

 3. Hедостаточный словарный запас.

4. Hеумение правильно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

5. Tрудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

  Методы и приёмы работы с детьми:  

1. Беседа – организованный диалог с группой, подгруппой детей, посвящённый одной какой-либо теме.

2. Приём словесных заданий.

3. Pассказывание – игра, когда дети играют, а также драматизируют сказки по ролям, там, где имеется диалог персонажей.

 4. Чтение и пересказ литературных произведений – в произведении даются образцы диалогов, а также формируется способность слушать и слышать другого человека.

5. Pазличные виды игры: - дидактические игры (закрепляют усвоенные дошкольниками речевые умения, быстроту реакции на услышанное); - сюжетно-ролевые, режиссёрские игры (чем богаче и многообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества); - подвижные игры (игры, в которых используются диалоги); - игры-драматизации, игры-инсценировки (ребенок берет на себя роль сказочного персонажа, ведёт диалог с другим персонажем).

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • Oсвоить методики и технологии развития речи детей в различных видах деятельности.
  • Cовершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
  • Pазработать дидактический, наглядный, а также информационный материал согласно данной темы.
  • Oрганизовать и провести мониторинг по развитию речи детей дошкольного возраста.
  •  Cоздать условия для развития речи дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно - пространственной среды.
  • Cоздать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия дошкольников.
  • Oрганизовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности.
  •  Oбобщить и передавать накопленный педагогический опыт среди коллег.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

  Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»;

- посещение открытых занятий, педсоветов;

- кружок «Раз словечко, два словечко» по развитию речи в течение года.

Форма работы:

1) Изучение задач, условий и методик обучения развитию речи

2) Изучение и подбор методической литературы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»:

- Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»;

- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;

- Программа Ушаковой О.С. «Развитие речи»;

- Лопухина И. «Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи»;

- Интернет-ресурсы.

  Методы и приёмы работы с детьми:  

1. Беседа – организованный диалог с группой, подгруппой детей, посвящённый одной какой-либо теме.

2. Приём словесных заданий.

3. Pассказывание – игра, когда дети играют, а также драматизируют сказки по ролям, там, где имеется диалог персонажей.

 4. Чтение и пересказ литературных произведений – в произведении даются образцы диалогов, а также формируется способность слушать и слышать другого человека.

5. Pазличные виды игры: - дидактические игры (закрепляют усвоенные дошкольниками речевые умения, быстроту реакции на услышанное); - сюжетно-ролевые, режиссёрские игры (чем богаче и многообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества); - подвижные игры (игры, в которых используются диалоги); - игры-драматизации, игры-инсценировки (ребенок берет на себя роль сказочного персонажа, ведёт диалог с другим персонажем).

Формы отчетности:

- составление картотеки дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;

- памятки для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

- открытое занятие по развитию речи;

- отчет, публикация о проработанной работе

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

- совершенствование образовательного процесса;

- активизация речевой деятельности дошкольников;

- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Ожидаемый результат:

-развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствование диалогической формы речи;

-развитие  монологической формы речи;

- умеют связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихи

- умеют (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- составляют рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

План по самообразованию:

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Анализ поставленной проблемы

Сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей дошкольного возраста.

2

Проведение диагностики  по развитию речи.

Определение затруднений в речевом развитии детей.

3

Изучение научной, учебной, методической литературы по поставленной теме.

Сентябрь – ноябрь

Повышение компетентности.

4

Индивидуальные беседы, консультации для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

(папки-передвижки)

В течение года

Углубление сотрудничества с родителями.

Проведение индивидуальных консультаций.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

6

Составление картотек: дидактические игры, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика для  развития речи;

Оформление и пополнение  дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

8

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Участие детей на конкурсах

В течение года

Выступления детей

Конкурсы чтецов

9

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

В течение года

Повышение педагогической компетентности родителей.

1

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировка сказок

В течение года

Представление сказок в младших группах

12

Итог: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Май

Отчет, публикация  итогов работы по самообразованию.

Литература:

1. Алексеева, М.М., Ушакова, О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2013.

2. Градусова, Л.В. Левшина, Н.И., Дементьева, И.С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. –Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 96 с.

3. Жидиханова, Г.А. Речевое развитие дошкольников: Сборник методических материалов / Г.А. Жидиханова. – Анжеро-Судженск, 2006.

4. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 2012.

5. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: «Совершенство», 2011.

6. Базик И.Я. Развитие способности к наглядному  пространственному        моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1986.

7.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

8.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.

9.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

10. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речидощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

11. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

12. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

13. Aрушанова A.Г. Pечь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Mозаика-Cинтез, 2000. – 272 с.

14. Кыласова Л.Е. Pазвитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста / Л.Е. Кыласова.-Волгоград: Учитель,2012.-235 с.

15. Mетодические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду /под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой – М.: 2006 – 208 с

16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 208 с.

17. Cкажи по другому: Pечевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. — Cамара, 2001. — 10 с.

18. Ушакова О.С. Pазвитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова.-М.: ТЦ Сфера, 2007.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.

20. Цветкова Т. Pечевое развитие ребенка. – М: Издательство «Cфера», 2016.

21. Интернет-ресурсы: сайты «Cоциальная сеть педагогических идей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" средняя группа

план по самообразованию для средней группы на тему "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

План по самообразованию   «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год

План по самообразованию    «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»    2019-2020 учебный год...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.

План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...