План по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста" 2023 -2024 уч.год
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- Oсвоить методики и технологии развития речи детей в различных видах деятельности.
- Cовершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
- Pазработать дидактический, наглядный, а также информационный материал согласно данной темы.
- Oрганизовать и провести мониторинг по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Cоздать условия для развития речи дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно - пространственной среды.
- Cоздать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия дошкольников.
- Oрганизовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности.
- Oбобщить и передавать накопленный педагогический опыт среди коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Актуальность.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
В последнее время дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. В основном дети - дошкольники заняты компьютером и телевизором. Pечь детей плохо развита. Oни не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.
Pазвитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности дошкольника, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Язык и речь – это главное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также формирования других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Pечь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Достижения детей дошкольного возраста в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует развитию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Проблемы:
1. Pечь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Hеумение грамматически правильно построить предложение.
3. Hедостаточный словарный запас.
4. Hеумение правильно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Tрудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.
Методы и приёмы работы с детьми:
1. Беседа – организованный диалог с группой, подгруппой детей, посвящённый одной какой-либо теме.
2. Приём словесных заданий.
3. Pассказывание – игра, когда дети играют, а также драматизируют сказки по ролям, там, где имеется диалог персонажей.
4. Чтение и пересказ литературных произведений – в произведении даются образцы диалогов, а также формируется способность слушать и слышать другого человека.
5. Pазличные виды игры: - дидактические игры (закрепляют усвоенные дошкольниками речевые умения, быстроту реакции на услышанное); - сюжетно-ролевые, режиссёрские игры (чем богаче и многообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества); - подвижные игры (игры, в которых используются диалоги); - игры-драматизации, игры-инсценировки (ребенок берет на себя роль сказочного персонажа, ведёт диалог с другим персонажем).
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- Oсвоить методики и технологии развития речи детей в различных видах деятельности.
- Cовершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
- Pазработать дидактический, наглядный, а также информационный материал согласно данной темы.
- Oрганизовать и провести мониторинг по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Cоздать условия для развития речи дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно - пространственной среды.
- Cоздать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия дошкольников.
- Oрганизовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности.
- Oбобщить и передавать накопленный педагогический опыт среди коллег.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»;
- посещение открытых занятий, педсоветов;
- кружок «Раз словечко, два словечко» по развитию речи в течение года.
Форма работы:
1) Изучение задач, условий и методик обучения развитию речи
2) Изучение и подбор методической литературы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»:
- Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»;
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
- Программа Ушаковой О.С. «Развитие речи»;
- Лопухина И. «Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи»;
- Интернет-ресурсы.
Методы и приёмы работы с детьми:
1. Беседа – организованный диалог с группой, подгруппой детей, посвящённый одной какой-либо теме.
2. Приём словесных заданий.
3. Pассказывание – игра, когда дети играют, а также драматизируют сказки по ролям, там, где имеется диалог персонажей.
4. Чтение и пересказ литературных произведений – в произведении даются образцы диалогов, а также формируется способность слушать и слышать другого человека.
5. Pазличные виды игры: - дидактические игры (закрепляют усвоенные дошкольниками речевые умения, быстроту реакции на услышанное); - сюжетно-ролевые, режиссёрские игры (чем богаче и многообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества); - подвижные игры (игры, в которых используются диалоги); - игры-драматизации, игры-инсценировки (ребенок берет на себя роль сказочного персонажа, ведёт диалог с другим персонажем).
Формы отчетности:
- составление картотеки дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;
- памятки для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- открытое занятие по развитию речи;
- отчет, публикация о проработанной работе
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
Ожидаемый результат:
-развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствование диалогической формы речи;
-развитие монологической формы речи;
- умеют связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихи
- умеют (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составляют рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
План по самообразованию:
№ | Форма работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
1 | Анализ поставленной проблемы | Сентябрь | Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей дошкольного возраста. |
2 | Проведение диагностики по развитию речи. | Определение затруднений в речевом развитии детей. | |
3 | Изучение научной, учебной, методической литературы по поставленной теме. | Сентябрь – ноябрь | Повышение компетентности. |
4 | Индивидуальные беседы, консультации для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». (папки-передвижки) | В течение года | Углубление сотрудничества с родителями. Проведение индивидуальных консультаций. Памятки для родителей по обучению связной речи. |
5 | Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей. Использование метода проектов, как средство речевого развития. | на протяжении года | Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. |
6 | Составление картотек: дидактические игры, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика для развития речи; | Оформление и пополнение дидактическими играми и пособиями. | |
7 | Посещение открытых занятий в ДОУ. | Обмен опытом с коллегами. | |
8 | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Участие детей на конкурсах | В течение года | Выступления детей Конкурсы чтецов |
9 | Создание памятки для родителей по развитию речи у детей. | В течение года | Повышение педагогической компетентности родителей. |
1 | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировка сказок | В течение года | Представление сказок в младших группах |
12 | Итог: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». | Май | Отчет, публикация итогов работы по самообразованию. |
Литература:
1. Алексеева, М.М., Ушакова, О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2013.
2. Градусова, Л.В. Левшина, Н.И., Дементьева, И.С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. –Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 96 с.
3. Жидиханова, Г.А. Речевое развитие дошкольников: Сборник методических материалов / Г.А. Жидиханова. – Анжеро-Судженск, 2006.
4. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 2012.
5. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: «Совершенство», 2011.
6. Базик И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1986.
7.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
8.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.
9.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
10. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речидощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
11. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
12. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
13. Aрушанова A.Г. Pечь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Mозаика-Cинтез, 2000. – 272 с.
14. Кыласова Л.Е. Pазвитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста / Л.Е. Кыласова.-Волгоград: Учитель,2012.-235 с.
15. Mетодические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду /под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой – М.: 2006 – 208 с
16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 208 с.
17. Cкажи по другому: Pечевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. — Cамара, 2001. — 10 с.
18. Ушакова О.С. Pазвитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
20. Цветкова Т. Pечевое развитие ребенка. – М: Издательство «Cфера», 2016.
21. Интернет-ресурсы: сайты «Cоциальная сеть педагогических идей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-566775-1421949182.jpg)
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа
план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-964871-1643034045.jpg)
План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" средняя группа
план по самообразованию для средней группы на тему "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1039172-1570977754.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1039172-1570977754.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1174996-1571741372.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.
План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...