Конспект занятия по развитию речи "Помощь луговым насекомым"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Организация  деятельности, направленная  на  формирование  познавательной  и речевой  активности  детей с помощью инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе

Составила воспитатель высшей квалификационной категории: Тюменева О.В.

Тема: «Помощь луговым насекомым»

Цель: Организация деятельности, направленная на формирование познавательной и речевой активности детей с помощью инновационных технологий.

Задачи:

Обучающие:

- Способствовать расширению знаний детей о природном объекте луг и его обитателей;

- создание условий для отработки умения детей составлять СИНКВЕЙН по заданному слову;

Развивающие:

- Способствовать развитию у детей речи, при помощи умения строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

- Создавать условия для развития познавательной и речевой активности, с помощью элементов технологии Кроссенс;

Воспитывающие:

- Способствовать воспитанию у детей доброжелательного отношения к окружающему миру, желания помогать.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Форма организации: игра - путешествие

Методы:

Проблемно-поисковый метод – размышление, ответы на поставленные вопросы.

Методы повышения интереса к занятию: создание игровой ситуации.

Методы, повышающие познавательную активность:

вопросы, объяснения, повторение, сравнения; решение логических заданий;

Методы формирования интереса к занятию: создание ситуации занимательности, ситуации успеха;

Наглядный метод: использование дидактического материала;

Предварительная работа: составление с детьми Синквейна, Кроссенс.

Технологии: ТРИЗ, СИНКВЕЙН, КРОССЕНС.

Словарная работа: луговые цветы, луговые насекомые, стрекотание кузнечика.

Оборудование:

- игрушка божья коровка;

- насекомые: бабочка, кузнечик, жук;

- узкая дорожка;

- голубой материал;

- цветы;

- аудиозапись луговых звуков и стрекотание кузнечика.

Ход НОД

Этапы НОД

Содержание

1.

Организационный момент. Введение в проблемную ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение познавательной деятельности.

Дети собираются вокруг воспитателя.

Раздаётся стук в дверь. Ребята, кто – то стучит, сейчас посмотрю. Это божья коровка к нам прилетела.

Здравствуй, божья коровка, чёрная головка.

Божья коровка прилетела к нам не просто так, наверное, у неё что-то случилось, я спрошу у неё.

Божья коровка приглашает нас в гости. Ребята, оказывается, на лугу есть луговая школа для насекомых. В ней занимаются насекомые. Они не могут справиться с заданиями и просят нас им помочь.

Ну что, ребята, поможем насекомым выполнить задания? Ответы детей.

Воспитатель. А как мы найдём ваш луг божья коровка?

Божья коровка. По дорожке вы пройдёте, дальше речка на пути, а за речкой наш лужок, разноцветный кружок.

2.

Актуализация знаний.

Задача: актуализировать знания детей о природном объекте луг и его обитателей.

Воспитатель.

Ребята, кому нам надо помочь?

Дети. Насекомым выполнить задания.

Воспитатель. Что растёт на лугу?

Дети. На лугу растёт трава, цветы.

Воспитатель. Ребята, цветы, которые растут на лугу, называются луговые цветы. Давайте вместе с вами повторим: цветы луговые. Хоровые и индивидуальные повторы детей.

Воспитатель. Дети, как же нам добраться до луга? Ребята предлагают разные варианты (на машине, автобусе)

Воспитатель. Божья коровка сказала нам, что надо пройти по дорожке. Дорожки бывают разные.

- Какие бывают дорожки?

Дети. Дорожки бывают узкие и широкие.

- По какой дороге может проехать машина?

Дети. Машина проедет по широкой дорожке.

- Мы с вами знаем, какая дорожка впереди?

Дети. Мы не знаем.

- Что ещё будет на нашем пути к лугу?

Дети. Будет речка.

- Как будем добираться, ребята? Ответы детей.

Все вместе пришли к единому мнению, идти пешком.

3.

4.

Затруднение в игровой ситуации.

Приём ТРИЗ «Мозговой штурм»

Задача: способствование стимулированию у детей воображения, умения высказывать наибольшее количество вариантов решения, проблемной ситуации.

Продолжение познавательной деятельности

Задачи:

- способствовать расширению и закреплению знаний детей о птицах;

- организация деятельности, направленная на развитие связной речи.

Воспитатель.

Вот дорожка впереди, по ней нам надо пройти.

- Какая дорожка по ширине?

Дети. Узкая дорожка.

По узкой дорожке шагают наши ножки.

Вот и речка впереди, как же нам по ней пройти?

Ответы детей (построить мост, на лодке переплыть)

Воспитатель. Какая идея нам более подходит? Давайте подумаем вместе. Лодки у нас нет и нет материала, чтобы построить мост.

- Можете предложить, что ни будь фантастическое. Решение детей превратиться в насекомых.

Хорошо, давайте превратимся в божьих коровок.

Повторяем все за мной: «Один, два, три в божьих коровок превращаемся мы!»

- Как мы теперь можем перебраться через речку?

Дети. Мы можем её перелететь. Полетели!

Слышится звуки луговых насекомых (аудиозапись)

Воспитатель.

Вот разноцветный кружок, это наш лужок и насекомые.

Воспитатель. Бабочка не может расставить по порядку картинки.

Игра по технологии Кроссенс «Птицы»

Давайте рассмотрим картинки и подумаем, как они связаны между собой.

Дети думают, рассуждают и объясняют взаимосвязь картинок.

Воспитатель. Как вы думаете, какая картинка будет первой? Придумайте предложение по картинке.

Дети. Наступила весна.

Воспитатель. Какая картинка будет второй? Составьте предложение.

Дети. Солнышко. Ярко светит солнышко.

Воспитатель. Какая следующая картинка и по ней придумайте предложение.

Дети. Птицы. Птицы прилетели из тёплых стран.

Следующая картинка гнездо. Птицы вьют гнёзда.

Откладывают яйца. Птенцы появляются на свет. Птица их кормит.

Воспитатель. Молодцы. Бабочка вам говорит большое спасибо! Теперь она сможет сама разложить картинки по порядку.

5.

Физкультминутка

А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть.

На лужок мы пришли, насекомых нашли (дети маршируют на месте)

Вот божья коровка летит с бабочкою вместе (машут руками, как крылышками)

А кузнечик прыгает, не сидит на месте (ритмичные прыжки)

Лишь один паучок, замер и молчок (остановились и присели)

6.

Продолжение познавательной деятельности

Задача:

- способствование развитию умения детей составлять Синквейн.

Задача:

- способствование умению детей строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Воспитатель. Нам надо помочь жуку.

Он не может рассказать о цветке.

Кто из вас поможет?

Дети составляют Синквейн

Синквейн со словом цветок

Это цветок.

Красивый, красный

Растёт, цветёт, пахнет

Цветок растёт на лугу

Это растение.

Дети вместе с жуком повторяют составленный рассказ.

Воспитатель. Молодцы ребята, всем насекомым помогли!

Вдруг раздаётся стрекотание кузнечика (аудиозапись)

- Кто это? Дети – это кузнечик. Давайте найдём его и спросим, что он так стрекочет?

Какого цвета кузнечик? Как вы думаете, под каким цветочком он может прятаться, чтобы быть не заметным?

Дети рассуждают и говорят ответ. Под зелёным цветком.

Кузнечик. Я тоже хочу с вами поиграть в игру. Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте.

Игра ТРИЗ «Гирлянда»

Вопросы кузнечика к детям:

- Какой, я по цвету? (зелёный)

- Что ещё бывает зелёным? (трава)

- Трава, что делает? (растёт)

- Что ещё растёт? (деревья)

- Деревья какие? (большие, высокие)

- Что ещё бывает большим? (дома)

Кузнечик – молодцы, мне пора домой.

Нам тоже пора домой. Ну, что полетели!

6.

Рефлексия

Воспитатель.

Ребята, как вы думаете, помогли мы насекомым? Что было самым трудным в нашей помощи насекомым луга?

Определяю настроение и эмоциональное состояние детей с помощью картинок солнышка и тучек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи "Насекомые"

конспект заняти по теме насекомые...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Насекомые"

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе....

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ТЕМА: "НАСЕКОМЫЕ"

Программное содержание:·учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;·продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;·закреплять нав...

конспект занятия по развитию речи. Тема Насекомые

конспект занятия по развитию речи...