Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе с использованием игровых технологий и методов ТРИЗ - РТВ
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Гончарова Светлана Викторовна
 Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию. Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей. ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, что потом выражается в различных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе

с использованием игровых технологий и методов ТРИЗ - РТВ

Цель: создание условий для обогащения словаря и расширения представлений об окружающем мире.

Задачи: формировать умение сравнивать и находить аналогичные объекты в окружающем мире, используя метод синектики (прямая аналогия по цвету, свойствам), систематизировать знания о действиях (повадках) животного, о функциях частей объекта (кошки), используя метод морфологического анализа; учить правильно строить фразы с использованием предлогов;

развивать речевую и познавательную активность детей, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя;

развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

Оборудование: клубок красных ниток, игрушка – котик; картинки с изображением частей кота; полное изображение котика; мольберт; аудиозапись «Зашагали ножки».

Вводная часть. Организация детей, установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла в детский сад и нашла клубочек пряжи. Посмотрите, какой он по форме? (круглый) Какого он цвета? (красный)

Воспитатель: Но клубочек этот не только круглой формы и красного цвета, он ещё и волшебный и даже говорящий! (Подносит клубок к уху). Клубочек сказал мне, что очень хочет с вами познакомиться с вами!

Дети встают в круг, передают друг другу клубок и называют своё имя, в конце игры клубок оказывается у воспитателя, воспитатель снова подносит его к уху.

Воспитатель: Клубочек очень рад познакомиться с вами и приглашает вас в гости к своему другу! Хотите с ним познакомиться? Клубочек покажет нам дорожку. Катись, клубок, наши ножки пойдут следом по дорожке!

Воспитатель: К кому же привёл нас клубочек? (Заглядывает за шторку и вносит игрушечного Котика)

Основная часть. Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка, осуществление дифференцированного подхода.

Котик: Здравствуйте, ребята, мур – мур.

Дети: Здравствуй, котик.

Воспитатель: Здравствуй, котёночек. Посмотрите, ребята, какой он? (дети рассматривают, изучают игрушку).

Дети: Пушистый, мягкий, беленький.

Воспитатель: Что ещё может быть таким же белым, как котик? (ответы детей)

Воспитатель: Что ещё бывает таким же мягким, как котёнок? (ответы детей)

Воспитатель: Как разговаривает котёночек?

Дети: Мяу, мяу; мур, мур.

Воспитатель: Как его зовут, отгадайте? (ответы детей)

Котик: Ой, какие красивые клички, но я – Мурлыка.

Воспитатель: Почему так назвали его? (Котёнок любит мурлыкать).

Воспитатель: Котик очень любит играть с клубочком, давайте вместе с ними повеселимся.

Физкультминутка с имитационными движениями.

Кот - шалунишка клубочек берёт, мягкою лапкой катит вперёд.

Любит котенок возиться с клубком: то подползет к нему тайком,

То кидаться начнёт на клубок, толкнет его, отпрыгнет вбок…
То кувырком перебросит сюда, запутался в нитках, но не беда!

Клубок, помаленьку, совсем размотался - котёнок теперь без друга остался?
Клубочек скатался, цел, невредим, мы завтра опять поиграем с ним!
Кот и клубочек большие друзья, ссориться нельзя!

Воспитатель: Вот как много движений в этой игре! Давайте их вспомним (клубочек берёт, катит, толкает, перебрасывает, подползает к клубочку, кидается на клубок, отпрыгивает от клубочка)

Воспитатель: Что есть у котика?

На мольберте картинки с изображением частей тела (морфологическая таблица). Задание детям: перечислить все возможные функции частей.

Части тела

Функции

Лапки

Убегать, догонять, умываться, ловить

Коготки

Царапать, лазить по деревьям, охотиться за мышками и птичками

Хвост

Не упасть (когда прыгает), показать настроение, дрожать (боится собаку)

Уши

Слушать (мышки шуршат, когда зовут, собака лает)

Шёрстка

Греться, для красоты

Нос

Нюхать разные запахи

Рот, язычок

Умываться, кушать (молоко, мясо, колбасу, рыбу, сметану), мурлыкать, мяукать

Глаза

Смотреть, закрывать, открывать

Заключительная часть: выход из деятельности.

Воспитатель: Нам пора в детский сад возвращаться, давайте попрощаемся с друзьями и пригласим их в гости.

Воспитатель: Ножки, вы запомнили дорожку?

Под музыку «Зашагали ножки» дети возвращаются в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ  «Волшебное путешествие в сказку»  на основе сказки «Теремок». Цель: Формирован...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе: "Осень пришла" с использованием технологии мнемотехники.

Использование приѐмов мнемотехники для развития связной речи дошкольников позволяет решать одну из основных задач в младшем возрасте - обучение рассказыван...

Конспект ООД по развитию речи средней группе с использованием игровых приёмов и методов технологии ТРИЗ и ИКТ «Путешествие по сказкам»

Цель данного меропириятия- Создание условий для социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством...