Сценарий родительского собрания "Главные направления в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Викторовна Перькова

Показать родителям важность сформированности всех компонентов речи для успешного обучения ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Главные направления  в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

 Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей детей старшего дошкольного возраста в вопросах развития речи.

Задачи:

1. Показать родителям важность сформированности всех компонентов речи для успешного обучения ребенка в школе.

2. Активизировать родителей в стремлении использовать игры и игровые упражнения для развития речи у детей в домашних условиях.

3. Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

СЛАЙД 1

 Добрый вечер, уважаемые родители! Я, Ф. И. О., учитель-логопед наших детей.  И сегодня я хотела бы поговорить с Вами о речевом развитии детей. И прежде чем мы приступим к рассмотрению этого серьезного вопроса, предлагаю начать нашу встречу с небольшой позитивной нотки: давайте с вами  немного узнаем друг о друге.

Игра «Разминка» (родители выходят и становятся в круг).

-поменяйтесь местами те родители, у кого два и более детей в семье;

- пожмите друг другу руки те родители, у которых в эту группу ходят сыновья;

-помашите рукой те родители, у которых в эту группу ходят дочери;

-похлопайте в ладоши те родители, кто играет, занимается  со своими детьми дома.

СЛАЙД 2

 Уважаемые родители, как вы думаете, речь - это врожденная способность человека?

Речь не является врожденной способностью, а развивается под влиянием речи взрослого (через подражание речи окружающих, и через специально организованное обучение речи) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

СЛАЙД 3

 Работа по развитию речи в детском саду проводится  в форме занятий со всеми детьми:  на подгрупповых занятиях (четыре раза в неделю – до 30 мунут), где три занятия- это занятия по развитию речи и одно по обучению грамоте;  на индивидуальных занятиях (три раза в неделю по 15-20 минут). Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

СЛАЙД 4

Речь состоит из нескольких взаимосвязанных составляющих, и несформированность какого-либо  компонента речи, делает её неполноценной. 

СЛАЙД 5

 Совершенствование произносительной стороны речи.

В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 5 годам. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах и во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

Для того чтобы ребенок правильно произносил различные звуки необходимо хорошая подвижность всех органов артикуляционного аппарата.
И здесь на помощь нам приходит
артикуляционная гимнастика, которая помогает улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объём и силу движений, вырабатывают точность позы губ, языка необходимую для произнесения того или иного звука.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 5-7 минут, сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

2. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.

3. Вначале артикуляционные упражнения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп увеличивается.                  4.Комплекс артикуляционной гимнастики подбирается в зависимости группы нарушенных звуков. усложняется и расширяется за счет новых упражнений, серий движений.

5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.

(если у родителей возникают вопросы по проведению артикуляционной гимнастики дома, логопед дает пояснение).

Для формирования правильного произношения у ребёнка должно быть сформировано и правильное речевое дыхание, а именно целенаправленная воздушная струя.

Дома детям полезно: надувать мыльные пузыри, дуть на бумажные кораблики и лёгкие игрушки в тазу с водой, сдувать кусочки ваты, пёрышки с ладони, носа.

А сейчас предлагаю Вам сделать вместе со мной упражнения для развития дыхания. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой и дуем, не раздувая щек.

Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять упражнения на дыхание.

Упражнение «Фокус»(родителям предлагается сдуть маленькую бумажку с носа).

СЛАЙД 6

Формирование фонематических процессов.

Фонематическое восприятие-способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие-это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. 

С детьми можно играть в такие игры как «Поймай звук», «Придумай слова с заданным звуком», «Разложи предметы в две коробочки».

А сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру «Цепочка слов». Первый участник называет любое слово, следующий должен придумать слово на его последний звук, третий — на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Аня — яблоко — осень — нитки — индюк — кот — трос — собака и т. д.

Игра «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д.

СЛАЙД 7

Закрепление  навыков звукового анализа и синтеза. Обучение элементам грамоты.

Звуковой анализ - разбор, разделение на части. Звуковой синтез - это соединение. Владение звуковым анализом и синтезом слов проявляется в умении ребенка:

 слышать и выделять первый и последний звук в слове (гласный и согласный звуки) (игра «Цепочка слов»).

 определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова) игра «Определи место звука в слове»

 определять количество и последовательность звуков в слове игра «Сосчитай, сколько звуков в слове» .

Важно, что бы  ребёнок знал, различал и правильно употреблял понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Не путайте понятия «звук» и «буква».

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может.  Сначала нужно научить ребёнка ориентироваться в звуках, в звуковом составе каждого слова – именно это является основой для успешного обучения грамоте.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по знакомству детей  с образом буквы(знаком) и умение соотносить звук с буквой.

Ребенку 6 -7 лет должны быть доступны слова сложной слоговой структуры со стечением согласных звуков (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаваторщик, мотоциклист, регулировщик). Он должен произносит их в быстром темпе, не переставлять слоги, не пропускать их, не добавляет другие звуки или слоги.

Важным является: 

-умение делить слова на слоги;

-отхлопывать или отбивать ритмический рисунок слова.

СЛАЙД 8

 Обогащение словарного запаса.

  К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой объём словарного запаса (около 4500- 5000 слов), и содержать  все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные и местоимения.

Поэтому, уважаемые родители,  необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями, уделять большое внимание чтению книг. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.

(родителям предлагается игра)

Игра «Ты направо\налево посмотри, что там видишь назови». Вам нудно двигаться в разных направлениях, по сигналу-остановиться. Затем каждый должен назвать один предмет, который находится у него справа/слева.

СЛАЙД 9

Развитие  лексико-грамматических средств языка.

 Грамматика- это логика нашего языка. Правила грамматики - это отношения, связи, в которые вступают между собой слова нашей речи. Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. К концу дошкольного возраста дети должны научиться пользоваться грамматическими формами слов в устной речи.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети должны:

 - уметь свободно изменять слова по грамматическим признакам (по числам, падежам, родам);  

- образовывать однокоренные имена существительные, слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные;

- согласовывать слова между собой (согласование имён прилагательных, числительных с именами существительными);

- правильно употреблять предлоги;

- строить предложения разной структуры с постепенным усложнением.

Сейчас предлагаю Вам  поиграть в игру «Живое предложение», в эту игру  можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение:  Осенью опадают разноцветные листья.  Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его.

Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка понимание, что такое предложение, и что предложение состоит из слов.

Игра «Начинаем мы считать». Сейчас мы будем считать предмет, например, стул. Я буду показывать карточку с цифрой, а Вы считать стулья.

1,2,3,4,5

Начинаем мы считать(один стул, два стула и т. д.)

СЛАЙД 10

 Совершенствование связной речи.

 Основные виды связной речи - рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Самостоятельный рассказ - высший вид речи.

На подгрупповых занятиях   мы   учимся составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин,  учимся составлять пересказы, развивая связную речь детей.  Ваша помощь, уважаемые родителей, в развитии связной речи обязательна и чрезвычайно ценна.

СЛАЙД 11

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие речи находятся в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук.

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений.

Упражнения на развитие мелкой моторики руки( упражнения с мелкими предметами; пальчиковые игры; графические задания), которые мы предлагаем Вам выполнять с  детьми дома, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными, гибкими и подвижными.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

СЛАЙД 12

Уважаемые родители, скажите, можно ли одной ладошкой сделать хлопок? Нет. Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Логопед, педагог – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) мы бессильны. Отсюда можно вывести такое правило:

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в развитии, обучении, воспитании  детей.

Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе на собрании и желаю вам удачи, успехов, удовольствия в совместных занятиях с ребёнком!!!














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (в рамках выступления на родительском собрании)

План выступления учителя-логопеда:I Структура логопедической работы:- лексико-грамматические занятия;- занятия по развитию связной речи;- занятия по звукопроизношению;- индивидуальная работа с д...

Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...