Консультация «Из опыта работы «Создание условий для развития читательской грамотности старших дошкольников».
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Клещева Наталья Александровна

Консультация в помощь воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_prezentatsii_k_stazh.ploshchadki.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Из опыта работы «Создание условий для развития читательской грамотности старших дошкольников».

 Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны,

читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее,

читайте им еще больше сказок».

Альберт Эйнштейн

 

Согласно Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования в организационный раздел отдельно выделена образовательная область «речевое развитие», которая включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".

- А как  известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению,  современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

-Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.

Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях.

Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

-Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

 - активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

-Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.

     Задачи:

- Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.

- Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

- Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы

- Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника.

 

- Одним из этапов нашей работы было пополнение предметно-развивающей среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, оформили книжный уголок (библиотеку), в который внесли в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

 На дни рождения писателей и поэтов уголок оформляется их фотографией ,творчеством и биографией. Предметно-развивающую среду старались сделать интегративной.

- Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок в группе есть несколько видов театра: плоскостной, объёмный, БИ-БА-БО, настольный, пальчиковый, теневой театр.  Для драматизации литературных произведений мы изготовили элементы костюмов сказочных героев, маски.

-Чтобы дети могли различать литературные жанры мы изготовили дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», «Угадай сказку», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.

 В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки. В группе проводиться СРИ «Библиотека» . Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.

- Проводим с детьми литературные викторины, досуги, музыкальные спектакли, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок, сами показывают сказки с помощью теневого театра.

- Художественное слово мы используем и в любом режимном моменте: зарядке, НОД ,игре ,развлечении, прогулке.

 -Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаем внимание на то, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

 Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

- эмоциональную отзывчивость;

- активность и объективность читательского воображения;

- умение пересказывать;

- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;

- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...

Обобщение опыта работы "Создание условий для развития речевой активности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и интересами детей"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития  детей дошкольного возраста с учетом современных требований  ФГОС ДОО"...

"Из опыта работы творческой группы проекта по финансовой грамотности старших дошкольников "Экономыч" с использованием современных ИКТ – технологий"

В статье представлен отчет из опыта работы педагогов проекта "Экономыч" по финансовой грамотности старших дошкольников с использованием ИКТ - технологий. Педагоги смогут узнать, как можно пр...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей«Путешествие в мир профессий»...