Проект "Международный день театра"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Екатерина Чайковская
В данной статье представлен материал по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Международный день театра»

Авторы проекта: воспитатели младшей группы

Чайковская Е.А.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческий.

Сроки проведения:

Обоснование актуальности и значимости проекта

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры,

т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.

Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель проекта: Способствовать развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.

Цель педагогической деятельности - развитие социально-коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;

• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

• обогащать и активизировать словарь;

• развивать диалогическую и монологическую речь;

• воспитывать гуманные чувства у детей;

•воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сочувствие;

•привлечь родителей к активному участию в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализованной деятельности.

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»

• пальчиковый театр: «Репка», «Теремок», «Три медведя»

• театр на фланелеграфе: «Волк и семеро козлят»

• костюмы к сказке: «Муха в бане»

• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.

• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки»,

раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», мозаика «Репка».

Участники проекта:

• воспитатели.

• дети группы.

• родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

  1. У детей сформируется эмоционально – положительное отношение к театру и устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
  2. Обогатится речь образными выражениями, усовершенствуется навык диалогической речи, её грамматический строй, улучшится эмоциональная выразительность речи.
  3. У детей начнут развиться творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты станут более разнообразными.
  4. У детей разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками.

Предварительная работа:

4. Отгадывание загадок1. Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм.

2. В группе организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски).

3. Есть уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.

4. В литературном уголке есть разгообразная детская художественная литература,

5. Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.

Подготовительный этап

1. Опрос родителей «Любит ли Ваш ребенок театр?»

2. Наглядная информация для родителей:

«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

3. Определение целей и задач.

4. Разработка проекта в группе: «Международный день театра».

5. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

6. Разработка НОД, развлечений и досугов, картотеки по эмоциональному развитию детей, игры для развития фантазии и воображения.

7. Подбор игр, стихов, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

8. Пополнение различных видов театра.

Основной этап

Взаимодействие с детьми

• Познавательное развитие

1. Беседа «Что такое театр?»

2. Дидактические игры по сказкам: «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку» из геометрических фигур, «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», Чего (кого) не стало?», «Из какой сказки?», пазлы по сказкам.

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам, о театре.

4. Игры-лабиринты по сказкам, игры с кубиками «Собери сказку».

• Художественно-эстетическое развитие

1. Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) и обыгрывание их с помощью различных видов театра.

2. Пение песенок: «Я пеку, пеку, пеку…», «Песенка колобка».

3. Разучивание танцев: «Танец с цветами», «Танец пчелок и кузнечиков».

4. Рисование с родителями «Мой любимый сказочный герой»,

5. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.

6. Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)

7. Лепка – «Мой любимый сказочный герой»

8. Рисование – « Театральные маски»

9. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.

10. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

11. Подготовка к проведению инсценировки сказки

• Социально-коммуникативное развитие

1. Игры с детьми на развитие эмоций

2. Мимическая гимнастика

3. Разыгрывание этюдов

4. Помощь воспитателю по изготовлению масок и костюмов.

• Речевое развитие

1. Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки…

2. Рассматривание иллюстраций к произведениям

3. Артикуляционная гимнастика.

5. Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?»

• Физическое развитие

1. Разучивание физкультминуток

2. Пальчиковые игры

3. Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Лягушка», «Зайчик беленький сидит»

4. Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи как ходит мишка, лисичка…».

• Взаимодействие с родителями

1. Консультация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», «Чем полезна сказка?», «Воспитание сказкой», «Роль книги в жизни ребенка»

. Изготовление атрибутов, масок и костюмов для инсценировки.

Итоги проекта:

  • Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
  • Установлен тесный контакт с родителями
  • Инсценировка сказки К.И. Чуковского «Муха в бане»

Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический день «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА» для детей 4-5 лет

Тематический день «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА» для детей 4-5 лет Цель:Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрально-игровой деятельностиЗадачи:Содействовать развитию ин...

научно-методическая разработка «Как организовать выходной день с ребенком - 27 марта - День театра!»

Научно-методическая разработка "Как организовать выходной день с ребенком - 27 марта День Театра""...

Проект в старшей группе «Театр и мы» 27 марта – День театра

Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит  в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут гов...

День театра в ДОУ. Конкурс чтецов "Театр одного актера"

Конкурс чтецов проводится на логопункте в конце учебного года с целью подвести итоги коррекционных занятий по преодолению речевого недоразвития. Повысить речевую активность детей,  уровень вырази...

Конспект НОД во 2 младшей группе "Что такое театр", 27 марта "День театра"

Конспект беседы с детьми 2 младшей группына тему «Что такое театр?»27 марта День театра. Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное отно...

27 Марта Всемирный день театра. "Весь мир - театр"

27 Марта Всемирный день театра" Весь мир- Театр"...