Конспект интегрированного занятия в средней группе «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Потапова Марина Михайловна

Формирование у детей элементарных представлений о космосе.

Развитие фонематического слуха и устной речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Теремок»

1.

Ф.И.О. педагога

Потапова Марина Михайловна

2.

Возрастная группа:

Средняя группа (дети 4-5 лет)

3.

Образовательная область:

Речевое развитие

4.

Время реализации НОД

20 мин

5.

Форма образовательной деятельности:

Фронтальное занятие

6.

Тема:

«Космическое путешествие»

7.

Цель:

Формирование  у детей элементарных представлений о космосе.

 Развитие фонематического слуха и устной речи у детей.

8.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о космосе.

2.Закреплять умения детей отвечать полными предложениями на вопросы.

3.Упражнять в произношении звука «Ш», как изолированного звука, звука в слоге, в словах.

4.Активизировать словарный запас по данной теме.

5. Уметь заучивать стихотворение по мнемотаблице.

Развивающие задачи:
1.Развивать речь, слуховое внимание ,наблюдательность, мыслительную активность и мелкую моторику рук.

2.Развивать психические процессы – память, внимание, образное мышление.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи на тематические темы.

2. Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками;
3. Вызывать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.

9.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

1.Словестный метод

Приемы:

- диалоговая беседа;

- прочтение стихотворения наизусть ;

- звукозаписи голосов героев;

- вопросы.

2. Наглядный метод

Приемы:

- показ картинок о космосе, дидактических игр на слайдах;

- заучивание стихотворения по мнемотаблице.

3. Практический метод

Приемы:

- игра на развитие мелкой моторики рук;

- артикуляционная гимнастика с движением пальцев и рук;

- дидактические задания;

- физкультминутка;

- словесная игра с мячом;

- сюрпризный момент.

10.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: диалоговая беседа; алгоритм работы по выполнению дидактических заданий.

Познавательное развитие: рассматривание слайдов, логические игры, игры по схеме.

Речевое развитие: беседа «Космос», артикуляционная гимнастика, чист оговорки  на звук  « Ш», словесная игра « Один-много», чтение стихотворения наизусть Я. Аким « Пилот», словесная игра « Скажи наоборот», заучивание стихотворения В. Степанов « Космонавт»

Физическое развитие: физминутка «Космонавты»

Художественно – эстетическое развитие: прослушивание космической музыки, раскрашивание по контуру.

11.

Словарная работа

Усвоение новых, ранее неизвестных детям слов: космонавт, скафандр.

12.

Предварительная работа

- чтение художественной литературы по теме «Космос»;

- рассматривание и беседа картин, карточек  Домана ,про космос;

- рисование «Ракета»;

- аппликация на тему «Космос»;

- постройка из настольного, плоскостного конструктора ракеты;

- выставка книг по теме «Космос».

13.

Материально – техническое обеспечение

Проектор, ноутбук, плоскостные геометрические фигуры, звукозаписи, мяч, сюрпризный момент.

14.

Планируемые результаты

Дети имеют элементарные представления о космосе

планетах;

Активно выражают свои мысли посредством речи;

Автоматизация звука « Ш» в слогах, словах;

Выражают, интерес к творческой деятельности.

Этап, его продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Вводный этап

(3 мин)

Организационный момент

Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами узнаем много интересного на нашем занятии.

Воспитатель: Что это?

Воспитатель: На какой планете мы живем?

Воспитатель: Кто летает в космос ?

Воспитатель. На чём летают космонавты в космос?

Как называется одежда космонавта?

(ответы детей)

–космос, планеты;

- земля;

- космонавты;

-космических кораблях или ракетах;

-скафандр;

Слайд «Космос»

Слайд «Земля»

Слайд «Космонавт»

Слайд «Космических кораблей»

Слайд «Скафандр»

Звукозапись телефонного звонока.

Слайд «Лунтик»

Звукозапись Лунтика

« Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Лунтик, на своей планете мне очень грустно и скучно, а я слышал  , что у вас в детском саду

« Умка» очень весело и

интересно, прилетайте ко мне в гости, пожалуйста, а то у меня много разных заданий накопилось и я без вас не справлюсь»

Основной этап

( 15 мин)

Усвоение знаний и способов действий

Самостоятельное применение новых знаний и способов действий

Воспитатель:

– Ребята, Лунтик приглашает нас в гости, отправимся  в космическое путешествие ?

Воспитатель: – А где же он живёт?

– Начинаем собирать вещи. Что же нам понадобится для нашего космического путешествия?

Воспитатель: прекрасно все взяли самое необходимое.
–Я буду командиром космического полёта, а вы мой экипаж.

- нам надо сначала сделать космический корабль который  мы назовём “Смелый”.

А давайте-ка ребята,
Поиграем в космонавтов,
В космос с вами полетим!
Собираемся в полёт,
Строим новый звездолёт.

– Давайте выложим из геометрических фигур ракету.

–Внимание! Приготовиться к полету!

Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Полетели!

– Земля, Земля, я “Смелый”, у нас всё в порядке!

–Внимание, приготовиться к посадке на Луну, закрывайте глаза.

–Прилетели! Открывайте глаза.

Воспитатель: Ребята, я предлагают выйти на связь с обитателями Луны.. И позвать Лунтика
– Здравствуй, Лунтик!

Воспитатель: Как вы думаете правильно говорят лунята?
Воспитатель: Какой звук они потеряли  в словах?   Правильно ,звук «Ш»
Давайте научим Лунтика  и его друзей правильно произносить  звук «Ш»

Воспитатель:« Жил да был мальчик язычок .

Он открыл свое окно

Посмотрел направо, посмотрел налево

И запел « А,О,У, Ы»

Потом он увидел лягушку

Потом он увидел индюка

Потом он увидел Лошадку

Потом он увидел змею , змея ползет и шипит тихо « шшшшш»,потом чуть  чуть по громче  « шшшшш», потом очень громко «ШШШШ».

Ша-Ша-Ша —  Лунтик ходит не спеша.

Шу-Шу-Шу –   мы поможем малышу.

Шо-Шо-Шо — мы играем хорошо.

Ши-Ши-Ши — все затеи хороши.

Воспитатель: Ребята мы помогли лунятам красиво разговаривать , а теперь выполним задания Лунтика.

– Вот здесь на космодроме стоят 5 ракет, нужно найти 2 одинаковые

Воспитатель:

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете.

Приседать и вновь вставать

И гантели поднимать.

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты!

Воспитатель:

3.Задание

Далёкое путешествие - близкое путешествие ;

тяжёлый груз –

лёгкий груз;

 сложная задача -

простая задача;

длинная дорога - короткая дорога;

 восходит солнце –заходит солнце;

светло на улице –

темно на улице;

холодно –жарко;

ночь- день;

 девочка-мальчик;

далёкий берег—

близкий берег;

большой подарок— маленький подарок;

высокий дом —

низкий дом;

включать свет— выключать свет;

 подниматься по лестнице— спускаться по лестнице;

веселый праздник – грустный праздник;

 чистое полотенце – грязное полотенце;

 хорошее настроение –плохое настроение;

сахар сладкий, а лимон — кислый .

4.Задание В. Степанов - «Космонавт»
В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.

Воспитатель:

– Нас вызывает Земля.
Земля, Земля, возвращаемся домой.

– Внимание! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!
– Наш космический полет окончен.
Вот мы и дома!

- Да;

- на Луне;

- дети за столами выкладывают ракету.

Стихотворение: (читает ребенок)

Пилот в космической ракете.
На Землю глянул с высоты.
Ещё никто, никто на свете.
Такой не видел красоты.
Ах, какая  красота!
Не страшна нам высота!
Пролетаем над лесами.
Над высокими горами.

Ответы детей

- высунуть язычок.

- открыть ротик.

- движение язычка направо, налево.

- улыбка «Ква-Ква-Ква» и соединяется каждый пальчик с большим пальцем.

– «Бл-Бл-Бл»- размахивание кистями рук.

- щелкаем язычком и сгибаем ,

разгибаем кулачки.

-волновидное движение рукой .

Дети повторяют чистоговорки

Повторение детьми за воспитателем текста и движений.

- дети делают рывки согнутыми

руками перед грудью;

- бегут на носочках;

-делают гребки руками;

-приседают;

выпрямляют согнутые руки вверх;

-руки на поясе;

-маршируют на месте.

Ответы детей.

Дети повторяют стихотворение за воспитателем.

Слайд Игра

« Что лишнее?»

картинки:

1.Карта, скафандр, ноутбук, пирамидка.

2.Телефон,одежда,фотоаппарат, кукла.

3.Блокнот, ручки, бинокль, слон.

Игра на развитие мелкой моторики “Ракета”( плоскостной настольный конструктор геометрических фигур)

Звукозапись «Космическая музыка»

Звукозапись «Космическая музыка»

Слайд «Лунтик»

Звукозапись

- Привет, я Лунтик, я рад с вами встретиться , я живу на Луне со своими друзьями лунятами.
– Мои друзья лунята, совсем не умеют красиво разговаривать, помогите им, пожалуйста, и научите правильно проговаривать слова.

Звукозапись

« Масина , Суба, Сапка, лосадка, коска, сарик)

Артикуляционная гимнастика с движением пальцев и рук.

Звукозапись лунят « Мы научились правильно проговаривать звук «Ш»

 вот послушайте:  машина, шуба, шапка, лошадка, кошка, шарик, спасибо друзья!

(Слайды)

1. Задание:

« Найди 2  одинаковые ракеты»

2.Задание : Игра «Один много» - ракета- ракеты, космонавт-космонавты, звезда- звезды, звездочёт- звездочеты.

Физкультминутка

Игра с мячом.

«Скажи наоборот»

Заучивание стихотворения по мнемотаблице.

Звукозапись Лунтика: 
– Ребята, какие вы молодцы помогли выполнить все мои задания и за это я вам приготовил гостинцы. ( угощение , печенье в виде ракет)

До свиданья ребята, до новых встреч.

(Раздаётся сигнал по рации)

Звукозапись

« Космическая музыка»

Заключительный этап – рефлексия

(2 мин)

Воспитатель:

- Понравилось вам путешествие?
-
Что интересного вы запомнили?

- Как мы помогли Лунтику?

- Какие слова и звуки мы учились произносить? Какие задания Лунтика мы выполнили?

Наше космическое путешествие окончено. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Космическое путешествие"

Данный конспект помогает педагогам (воспитателям) знакомить детей подготовительной группы с планетами солнечной системы, а также закреплять геометрические фигуры и обратный счет....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Космическое путешествие»...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий.

Конспект интегрированного занятия в средней группе«Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий:  игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Космическое путешествие»

Цель: Создать условия детям для представления и расширения знаний о космосе, как о единстве космических объектов. Образовательные задачи.Закреплять знания о временах года, днях недели, ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Космическое путешествие»

Создать условия для  расширения и закрепления знаний детей по теме «Космос...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Космическое путешествие»

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Целью занятия является расширение представления детей о космосе.Образовательные задачи:Расширять знания детей о космосе, о план...

Интегрированное занятие в средней группе «Космическое путешествие».

Интегрированное занятие в средней группе «Космическое путешествие».Задачи: Обобщение представлений детей о космосе, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы.Активизировать...