Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу
картотека по развитию речи (старшая группа)

Гулак Елена Николаевна

Использование методов моделирования, сочинение синквейнов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу:

Карты Проппа - сказочный конструктор для пересказа: читайте с ребенком сказку и сопровождайте  чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После  этого, покажите ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа. Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, - пересказывает.

Рассказы цепной структуры. Бардышева Т.Ю. Предметно-графическая схема помогает детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).

Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста (Учебно-методическое пособие).

Е.В.Васильева «Грамматические сказки» Серия «Беседы по картинкам» (Учебно-методическое пособие).

Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста монологу-описанию:

Модель описательных текстов Т.А.Ткаченко. Схемы составления описательных и сравнительных рассказов для типичных групп предметов, таких, как овощи, фрукты, игрушки, одежда, животные, посуда и другие. Схема-модель описания игрушки состоит из шести квадратов: Квадрат 1. Цветные бесформенные пятна обозначают цвет. Квадрат 2. Изображены геометрические фигуры в виде контуров, которые символизируют форму. Квадрат 3. Помещены контуры большого и маленького мячей - это величина. Обратите внимание детей на то, что признаками величины могут быть объем, длина, высота. Например: «большой - маленький», «высокий - низкий», «длинный - короткий», «широкий - узкий», «толстый - тонкий». Квадрат 4. Обозначает материал, из которого сделана игрушка. В квадрат приклеиваются прямоугольники, которые отображают различные материалы, например, фольга, пленка под дерево, пластмасса. Квадрат 5. Пирамидка и ее кольца изображают строение игрушки, ее части. Квадрат 6. Кисть руки символизирует действия с игрушкой. Дайте задание детям: расскажи, какого цвета игрушка, какой она формы и величины, из какого материала сделана и как с ней можно играть. Схема превосходно моделирует содержание и последовательность описания.

Модель описания овощей и фруктов с передачей лучевой межфразовой связи. В этих моделях используют те же символы, что и в моделях Т.А. Ткаченко, но расположены квадраты с символами веером, это помогает показать детям лучевую связь, когда известное во всех предложениях одно и то же, а новая информация каждый раз дополняется. Кружки разного цвета позволяют обозначить способы связи, например, местоименной и синонимической.

Куцина Е., Созонова Н. Учимся рассказывать о временах года. (Учебно-методическое пособие).

 Дидактические игры «Что одинаковое и что разное?», «Магазин игрушек», «Кто больше увидит и назовет», «Времена года», «Найди различия».

Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста монологу-повествованию:

Модель "Птичка" помогает детям освоить структуру рассказа. На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказов (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

Модель «Круг». Состоит из трех частей, воспроизводит структуру рассказа, его начало, середину и окончание, разработан Н.Г. Смольниковой.

Модель "Ладошка" используется для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события. На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий, ловкий, быстрый.

Модель, отражающая цепную связь. Бардышева Т.Ю. Рассказы цепной структуры.

Серия сюжетных картин. Сказки В. Сутеева. Картины серии показывают сюжет повествования тремя или более картинами. Они иллюстрируют завязку, развитие истории, ее развязку, дают более полную и детализированную картину событий, конкретизируя внешний вид действующих лиц, место и время действия, поэтому детям достаточно установить причинно-следственные связи для составления полноценного повествования.

Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста монологу-рассуждению:

Пирамидка из трех колец. Нижнее кольцо - это тезис, среднее - доказательство, верхнее кольцо – вывод.

Ряд из трех геометрических фигур. Круг - это тезис, прямоугольник - доказательство, треугольник – вывод.

Модель «Ромашка». Серединка ромашки - это тезис, лепестки - аргументы, доказательства, каждый лепесток - один из аргументов.

Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи дошкольников.

Дидактические игры: «Разложи и объясни», «Небылицы в картинках», «Что перепутал художник?».

2. синквейны.

  1. Котенок

Пушистый, игривый,

Мурлычет, ласкается, бегает

Мой маленький веселый друг.

Домашнее животное.

  1. Осень

Золотая, солнечная,

Шуршит, дождит, светится,

С деревьев опадают листья.

Грусть.

  1. Школа

Большая, светлая

Учит, растит, увлекает

Школа ждет своих учеников.

Знания.

  1. Книга

Занимательная, интересная

Увлекает, развивает, учит

Книга – источник знаний, вдохновения.

Удовольствие.

Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста ПДД

При  методической разработки  дидактических игр мы использовали:1.      Программа « От рождения  до школы» под ред.Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой. Т.С. Комаровой2...

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Обучение детей старшего дошкольного возраста пересказу.

Методическая разработка в помощь  педагогам старших групп...

Картотека дидактических игр по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Дидактический материал можно использовать  во время проведения  НООД  "Безопасность", а так же в свободной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.

Материал будет полезен воспитателям выпускных групп,а также родителям,которые могут применять данные игры и в домашних условиях....

"Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста разным видам рассказывания на основе технологий моделирования"

Дидактический материалпо обучению детей старшегодошкольного возраста разным видамрассказывания на основетехнологий моделирования...

Статья: "Методы и приемы, используемые при обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу".

В данной статье дается описание методов и приемов, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу....