Статья: "Методы и приемы, используемые при обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу".
статья по развитию речи

В данной статье дается описание методов и приемов, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_pereskzu.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

     Методы и приемы, используемые при обучении детей пересказу.

       Дошкольное детство является периодом, в котором особое внимание уделяется развитию связной речи детей.

Неоценимую помощь в развитии речевых навыков дошкольников оказывает правильно организованный литературный пересказ. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. При пересказе совершенствуется произношение, детьми усваиваются нормы и правила построения предложений и текста.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Методы и приемы, используемые при обучении детей пересказу.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Первыми по распространенности упражнениями являются упражнения, выполняемые по тексту и в связи с текстом. По характеру использования языкового материала текста, по точности и полноте изложения мыслей текста различаются:

  1. Упражнение на воспроизведение содержания и языковых форм текста без существенных изменений:
  • пересказ - воспроизведение текста полное и точное;
  • пересказ с некоторыми изменениями в содержании либо в языковых средствах, т.е. частичная трансформация по плану, составленному обучаемыми либо уже данному;
  •  по вопросам к тексту;
  •  по ключевым словам и т.д.

2. Упражнения на трансформацию: языковых норм, содержания текста. Эти упражнения направлены в основном на овладение элементарными умениями монологической речи и попутно на усвоение языкового материала, поэтому их можно рассматривать как подготовительные монологические упражнения репродуктивного характера.

Так на разных ступенях обучения пересказу дети сначала упражняются в добавлении слова или предложения к рассказу логопеду (в зависимости от своих речевых возможностей), а потом на основе сформированных умений и навыков переходили к упражнениям творческого характера (подг. гр.), пересказу текста и его продолжения с добавлением фактов, событий из жизни героев.

3. Игровые упражнения (имитация действия: походки лисы, медведя), что вызывает эмоционально-положительный настрой у детей, снимает у них напряжение.

В подготовительной группе занятия по пересказу можно сочетать с формированием у детей навыков рассказывания с элементами творчества. Чтобы усилить эмоциональное восприятие художественного текста, используется прием «мыслительного вхождения в описанную ситуацию», когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа, причем не только живых объектов, но и неживых предметов, когда ребенок становится реальным участником описываемых событий, переносит на себя переживания героев рассказа, учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации.

Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают, размышляют, удивляются, радуются. Постепенно дети овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета- рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и т.д.

Игровой метод предполагает использование компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, вопросами. Используются различные игры: дидактические, подвижные, драматизации.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования в целях формирования представлений о структуре объектов, об их отношениях и связях между элементами этих объектов.

Используется знаково-символическое моделирование: панно с красочным изображением, графические схемы структуры предложения, а также модели линейной, либо параллельной организации текста, мнемодорожки для составления коротких рассказов, применение условно-наглядной схемы.

Эффективным средством обучения является использование на занятиях иллюстративного панно с красочным изображением.  Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. На фоне отдельных предметов (дом, сарай, лес) крупным планом даются изображения предметов, располагаемые линейно, в соответствии с последовательностью фрагментов, эпизодов рассказа. Демонстрационное панно используется многопланово: для иллюстрирования педагогом текста, для иллюстрирования ребенком пересказа своего или товарища. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля; помогает более точно воспроизводить последовательность событий. Эффективно использовать картины-панно при обучении детей планированию составляемого пересказа

Применение условной наглядной схемы позволяет варьировать задания в процессе подготовки и проведения пересказа:

  • планирование рассказа в целом или выборочно;
  • распределение заданий между двумя детьми на моделирование сюжета и пересказывание по готовой схеме;
  • воспроизведение ребенком текста по самостоятельно составляемой схеме.

Работа по наглядной схеме в сочетании с традиционными приемами обучения словесному планированию пересказа способствует лучшему усвоению способа программирования содержания развернутого высказывания путем установления основных смысловых звеньев рассказа, их последовательности и взаимосвязи.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий. Использование пособий облегчает усвоение материала, Способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

К наглядным методам относятся: наблюдения, рассматривание рисунков, прослушивание магнитофонных записей, а также показ образца выполнения задания, способа. Это способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы.

Особенности использования словесных методов определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми необходимо сочетать словесные методы с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи. Рассказ сопровождается демонстрацией сюжетной картины, серии картин, при этом часто используется прием комментированного рисования. Перед рассказом проводится короткая предварительная беседа, которая подготавливает детей к его восприятию. После рассказа проводится итоговая, обобщающая беседа, обмен впечатлениями, затем проводится пересказ либо игра-драматизация, в зависимости от задач логопедической работы.

В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка

Чаще всего пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы (наряду с показом). Особо хотелось бы отметить, что большое значение в логопедической работе имеет такой прием как педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. В.П. Глухов рекомендует такую форму работы, когда пересказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Обучение детей старшего дошкольного возраста пересказу.

Методическая разработка в помощь  педагогам старших групп...

Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу

Использование методов моделирования, сочинение синквейнов....