Конспект ООД по речевому развитию по русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
- Развивать интерес к русской народной сказке, как произведению устного фольклора;
- познакомить детей с репродукцией картины русского художника В. М. Васнецов «Иван царевич на сером волке»;
- формировать умение определять настроение картины;
- развивать выразительные средства речи, умение подбирать образные определения;
- формировать умение строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения;
- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_ivan_i_volk.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по речевому развитию
по русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк»
Малявина Н.Н., воспитатель,
МБДОУ ДС №27 «Березка»
Цель: проведение беседы по сказке с соблюдением сюжетной линии.
Задачи:
- Развивать интерес к русской народной сказке, как произведению устного фольклора;
- познакомить детей с репродукцией картины русского художника В. М. Васнецов «Иван царевич на сером волке»;
- формировать умение определять настроение картины;
- развивать выразительные средства речи, умение подбирать образные определения;
- формировать умение строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения;
- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками.
Материалы и оборудование: большая шкатулка в форме книги, ребусы с именами главных героев сказки, репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», иллюстрации к сказке «Иван-царевич и Серый волк», «волшебный клубок», настольная игра «Собери страницы сказки», ватман, силуэт жар-птицы, перья из цветной бумаги, клей, аудиозаписи с мелодиями: «Приходи, сказка», «Солнышко лучистое любит скакать».
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».
Ход занятия:
Звучит музыка «Приходи, сказка», дети обращают внимание, что в театральном уголке появилась сказочная шкатулка.
Педагог: Ребята, сказка в гости к нам стучится
Дружно скажем: «Заходи!» -
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Предлагаю вспомнить названия русских народных сказок.
(Дети передают волшебный клубочек и называют русскую народную сказку).
Педагог: Сказки пришли к нам из глубокой древности. Как вы думаете, почему сказки называют народными? (Ответы детей)
Педагог: Верно, эти сказки сочинил русский народ, передавал их из поколения в поколение. Благодаря сказкам мы можем отличить добро от зла.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по русской народной сказке. А по какой узнаем, разгадав ребус.
(Воспитатель открывает сказочную шкатулку, достает ребус к словам ИВАН и ВОЛК. Дети разгадывают ребусы.)
Педагог: Отгадайте загадки:
Мчится он на сером волке,
Обгоняя птиц полет.
Не король, не королевич,
Его зовут …
Дети: Иван-царевич.
(Педагог под ребусом размещает картинку с изображением Ивана-царевича).
Он бывает страшный,
Он бывает злой,
Но царевичу помог он
Справиться с бедой.
Он в зайчатах знает толк.
Кто же это?
Дети: Серый волк.
(Педагог под ребусом размещает картинку с изображением серого волка).
Педагог: В какую сказку мы сегодня попадем? (Ответы детей). Верно, это русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
Давайте произнесём волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказке очутись!
Педагог: Дети, обратите внимание на репродукцию картины русского художника Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Скажите, пожалуйста, что окружает Ивана-царевича и Елену Прекрасную?
Дети: Лес
Воспитатель: Подумайте, какой лес по настроению?
Дети: жуткий, страшный, грустный.
Педагог: Изобразив лес темным, художник показывает, какие трудности окружают героев сказки.
Педагог: Путь героев проходит через топкое болото. Трава, растущая на болоте какая?
Дети: Болотная трава.
Педагог: А какая часть суток изображена?
Дети: Утро.
Педагог: Почему вы так решили?
Дети: небо розовое.
Педагог: где оно розовое?
Дети: между деревьями.
Педагог: Назовите время года на картине?
Дети: весна.
Педагог: Почему вы так думаете?
Дети: все цветет.
Педагог: Да, действительно, зацвела яблоня и цветы. Путешествие Ивана-царевича в сказке началось с яблони с золотыми яблочками.
Предлагаю поиграть в игру «Путаница». Я буду говорить предложение-небылицу, а вы меня поправите и скажете правильно.
- Золотые яблоки клюют Жар-птицу.
(Жар-птица клюет золотые яблоки)
- Стена перемахнула через волка.
(Волк перемахнул через волка)
- Волк сидит на Иване-царевиче.
(Иван-царевич сидит на волке)
- Жар-птица поймала Ивана-царевича за хвост.
(Иван-царевич поймал Жар-птицу за хвост)
- Погоня убегает от волка.
(Волк убегает от погони)
- Елена Прекрасная обратилась в серого Волка
(Серый волк обратился в Елену Прекрасную)
Молодцы, ребята! Давайте отправимся вместе с солнышком по страницам сказки «Иван царевич и серый волк».
(Под музыкальное сопровождение «Солнышко лучистое любит скакать» выполняется физкультминутка. По ее окончании дети дружно хлопают.)
Педагог: Давайте сядем в полукруг, друзья. Без него в сказке нам нельзя.
(Дети садятся в полукруг на коврике)
В сказочной шкатулке страницы из нашей сказки. Давайте вспомним зачин сказки (начало сказки).
Дети: Жил-был царь Берендей.
Педагог: В русских народных сказках довольно часто встречается троекратный повтор. Подумайте, что повторяется три раза в нашей сказке?
Дети: Было у царя три сына. Иван-царевич посетил трех царей: Афрона, Кусмана, Далмата. Иван-царевич с помощью волка выкрал трех волшебных персонажей: Жар-птицу, коня златогривого и Елену Прекрасную.
Педагог: Молодцы, ребята! Давайте вспомним сказочные события, которые происходили с нашими героями. Предлагаю последовательно собрать страницы и вспомнить сюжет сказки «Иван-царевич и серый волк».
(Педагог дает задание двум детям раздать большие и маленькие иллюстрации к сказке «Иван-царевич и серый волк»)
Педагог: У кого на обратной стороне картинки цифра 1? Выходите. Находите место своего эпизода в сказке и расскажите, что изображено на вашей иллюстрации.
(Дети, соблюдая последовательность цифр на картинках от 1 до 8, выходят парами, «собирают страницы сказки» и рассказывают эпизод, изображенный на их картинках).
Педагог: Как вы думаете, ребята, почему сказка называется «Иван-царевич и серый волк?
Дети: Потому что серый волк всегда приходил на помощь Ивану-царевичу.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! Посмотрите на начало сказки и отгадайте загадку.
Стало вдруг светлее втрое,
Вспыхнул светом дивный луг.
Вот сюда-то до зарницы
Прилетела вдруг …
Дети: Жар-птица.
Педагог: Правильно. Давайте пройдем в творческую мастерскую и создадим образ сказочной Жар-птицы.
(Детьми с педагогом подходят к большому столу и вместе создают коллективную аппликацию Жар-птица. Педагог приклеивает туловище, а дети по перышку.)
Педагог: Молодцы! У нас отлично! В следующий раз Жар-птица приведет нас другую сказку.
А в нашей сказочной шкатулке для вас сюрприз – раскраска с главными героями сказки.
Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось, ребята?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по русской народной сказке «Иван - Царевич и серый волк» в подготовительной группе
Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования "восковые мелки+акварель"Образовательные области:- Безопасность- Конструирование- Математика- Рисование....
Конспект ( НОД) по коммуникации в средней группе :Чтение русской народной сказки "Лисичка- сестричка и серый волк"
В этом конспекте НОД по коммуникации можно найти обучение детей развёрнутым высказываниям, показан подробный анализ сюжетной линии произведения и выделение главной мысли сказки....
Конспект занятия для дошкольников «Лепка с элементами рисования сюжетной композиции по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк»
Структура занятия:1. Организационный этап.2. Подготовительный этап.· Создание игровой ситуации и введение в тему занятия·...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с применением ЭОР на тему: Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».Задачи занятия: Образовательные:формировать знания о сказках; учить оценивать персонажей ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»
Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...
Организованная образовательная деятельность Образовательная область «Речевое развитие» Тема : Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» средняя группа
Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев,Образовательные задачи: - драматизировать отрывок из произведения, учить...