Конспект ООД по речевому развитию по русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Малявина Наталья Николаевна

- Развивать интерес к русской народной сказке, как произведению устного фольклора;

- познакомить детей с репродукцией картины русского художника В. М. Васнецов «Иван царевич на сером волке»;

- формировать умение определять настроение картины;

- развивать выразительные средства речи, умение подбирать образные определения;

- формировать умение строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения;

- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_ivan_i_volk.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по речевому развитию

по русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк»

Малявина Н.Н., воспитатель,

  МБДОУ ДС №27 «Березка»

Цель: проведение беседы по сказке с соблюдением сюжетной линии.

 Задачи:

- Развивать интерес к русской народной сказке, как произведению устного фольклора;

- познакомить детей с репродукцией картины русского художника В. М. Васнецов «Иван царевич на сером волке»;

- формировать умение определять настроение картины;

- развивать выразительные средства речи, умение подбирать образные определения;

- формировать умение строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения;

- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками.

Материалы и оборудование: большая шкатулка в форме книги, ребусы с именами главных героев сказки, репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», иллюстрации к сказке «Иван-царевич и Серый волк», «волшебный клубок», настольная игра «Собери страницы сказки», ватман, силуэт жар-птицы, перья из цветной бумаги, клей, аудиозаписи с мелодиями: «Приходи, сказка», «Солнышко лучистое любит скакать».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

Ход занятия:

Звучит музыка «Приходи, сказка», дети обращают внимание, что в театральном уголке появилась сказочная шкатулка.

Педагог: Ребята, сказка в гости к нам стучится

Дружно скажем: «Заходи!» -

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Предлагаю вспомнить названия русских народных сказок.

(Дети передают волшебный клубочек и называют русскую народную сказку).

Педагог: Сказки пришли к нам из глубокой древности. Как вы думаете, почему сказки называют народными? (Ответы детей)

Педагог:  Верно, эти сказки сочинил русский  народ, передавал их из поколения в поколение.  Благодаря сказкам мы можем отличить добро от зла.

 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по русской народной сказке. А по какой узнаем, разгадав ребус.

 (Воспитатель открывает сказочную шкатулку, достает ребус к словам ИВАН и ВОЛК. Дети разгадывают ребусы.)

Педагог: Отгадайте загадки:

Мчится он на сером волке,
Обгоняя птиц полет.
Не король, не королевич,
Его зовут …

Дети: Иван-царевич.  

(Педагог под ребусом размещает картинку с изображением Ивана-царевича).

Он бывает страшный,
Он бывает злой,
Но царевичу помог он
Справиться с бедой.
Он в зайчатах знает толк.
Кто же это?

Дети: Серый волк.

(Педагог под ребусом размещает картинку с изображением серого волка).

Педагог:  В какую сказку мы сегодня попадем? (Ответы детей). Верно, это русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

Давайте произнесём волшебные слова:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в сказке очутись!

Педагог: Дети, обратите внимание на репродукцию картины русского художника  Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Скажите, пожалуйста,  что окружает Ивана-царевича и Елену Прекрасную?

Дети: Лес

Воспитатель: Подумайте, какой лес по настроению?

Дети: жуткий, страшный, грустный.

Педагог: Изобразив лес темным, художник показывает, какие трудности окружают героев сказки.

Педагог: Путь героев проходит через топкое болото. Трава, растущая на болоте какая?

Дети: Болотная трава.

Педагог: А какая часть суток изображена?

Дети: Утро.

Педагог:  Почему вы так решили?

Дети: небо розовое.

Педагог: где оно розовое?

Дети: между деревьями.

Педагог: Назовите время года на картине?

Дети: весна.

Педагог: Почему вы так думаете?

Дети: все цветет.

Педагог: Да, действительно, зацвела яблоня и цветы. Путешествие Ивана-царевича в сказке началось с яблони с золотыми яблочками.

Предлагаю поиграть в игру «Путаница». Я буду говорить предложение-небылицу, а вы меня поправите и скажете правильно.

- Золотые яблоки клюют Жар-птицу.

(Жар-птица клюет золотые яблоки)

- Стена перемахнула через волка.

(Волк перемахнул через волка)

- Волк сидит на Иване-царевиче.

(Иван-царевич сидит на волке)

- Жар-птица поймала Ивана-царевича за хвост.

(Иван-царевич поймал Жар-птицу за хвост)

- Погоня убегает от волка.

(Волк убегает от погони)

- Елена Прекрасная обратилась в серого Волка

(Серый волк обратился в Елену Прекрасную)

Молодцы, ребята! Давайте отправимся вместе с солнышком по страницам сказки «Иван царевич и серый волк».

(Под музыкальное сопровождение «Солнышко лучистое любит скакать» выполняется физкультминутка. По ее окончании дети дружно хлопают.)

Педагог: Давайте сядем в полукруг, друзья. Без него в сказке нам нельзя.

(Дети садятся в полукруг на коврике)

В сказочной шкатулке страницы из нашей сказки. Давайте вспомним зачин сказки (начало сказки).

Дети: Жил-был царь Берендей.

Педагог: В русских народных сказках довольно часто встречается троекратный повтор. Подумайте, что повторяется три раза в нашей сказке?

Дети: Было у царя три сына. Иван-царевич посетил трех царей: Афрона, Кусмана, Далмата. Иван-царевич с помощью волка выкрал трех волшебных персонажей: Жар-птицу, коня златогривого и Елену Прекрасную.  

Педагог: Молодцы, ребята! Давайте вспомним сказочные события, которые происходили с нашими героями. Предлагаю последовательно собрать страницы и вспомнить сюжет сказки «Иван-царевич и серый волк».

(Педагог дает задание двум детям раздать большие и маленькие иллюстрации к сказке «Иван-царевич и серый волк»)

Педагог: У кого на обратной стороне картинки цифра 1? Выходите. Находите место своего эпизода в сказке и расскажите, что изображено на вашей иллюстрации.

 (Дети, соблюдая последовательность цифр на картинках от 1 до 8, выходят парами, «собирают страницы сказки» и рассказывают эпизод, изображенный на их картинках).

Педагог: Как вы думаете, ребята, почему сказка называется «Иван-царевич и серый волк?

Дети: Потому что серый волк всегда приходил на помощь Ивану-царевичу.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! Посмотрите на начало сказки и отгадайте загадку.

Стало вдруг светлее втрое,

Вспыхнул светом дивный луг.

Вот сюда-то до зарницы

Прилетела вдруг …

Дети: Жар-птица.

Педагог: Правильно. Давайте пройдем в творческую мастерскую и создадим образ сказочной Жар-птицы.

(Детьми с педагогом подходят к большому столу и вместе создают коллективную аппликацию Жар-птица. Педагог приклеивает туловище, а дети по перышку.)

Педагог: Молодцы! У нас отлично! В следующий раз Жар-птица приведет нас другую сказку.

А в нашей сказочной шкатулке для вас сюрприз – раскраска с главными героями сказки.

Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось, ребята?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Иван - Царевич и серый волк» в подготовительной группе

Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования "восковые мелки+акварель"Образовательные области:- Безопасность- Конструирование- Математика- Рисование....

Конспект ( НОД) по коммуникации в средней группе :Чтение русской народной сказки "Лисичка- сестричка и серый волк"

В этом  конспекте НОД по коммуникации можно найти обучение детей развёрнутым высказываниям, показан подробный анализ сюжетной линии произведения и выделение главной мысли сказки....

Конспект занятия для дошкольников «Лепка с элементами рисования сюжетной композиции по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк»

Структура занятия:1. Организационный этап.2. Подготовительный этап.·        Создание игровой ситуации и введение в тему занятия·...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с применением ЭОР на тему: Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».Задачи занятия:       Образовательные:формировать знания о сказках; учить оценивать персонажей ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Организованная образовательная деятельность Образовательная область «Речевое развитие» Тема : Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» средняя группа

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев,Образовательные задачи: - драматизировать отрывок из произведения, учить...