Фольклор как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Терентьева Дарья Евгеньевна

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклора как средства развития связной речи детей дошкольного возраста

ФГОС ДО одной из ведущих задач считает речевое развитие. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. В исследованиях педагогов-психологов отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения в образовательной деятельности. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

Фольклор имеет огромное значение в речевой деятельности детей. Фольклор способствует развитию интереса. По этой причине следует как можно обширнее использовать его воспитание ребенка.

Педагогические условия – это совокупность каких-либо мер и возможностей материально-пространственной среды (комплекс мер, содержание, методы и приемы обучения и воспитания, совокупность объективных возможностей педагогического процесса.

Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка и т.п.

Связная речь детей будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Руководствуясь основными принципами педагогической поддержки, педагог выстраивает свою работу с детьми, используя приёмы, которые помогут в решении стоящих перед ним задач.

Диалогическому общению со сверстником в младшем возрасте служит также прием совместного вовлечения детей в рассматривание предметов, картин, иллюстраций к сказкам.

Большую роль в формировании диалогической речи играет художественное слово, а именно русские народные сказки.

Сказкам свойственна необыкновенная легкость, насыщенность, выразительность, черта вторичного воссоздания одних и тех же речевых форм и образов. Перечисленные особенности делают сказку фактором развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки дошкольник выяснит большое количество новых текстов, образных формулировок, его речь обогащается психологической и поэтической лексикой. Сказка может помочь детям формулировать собственную позицию к прослушанному, применяя сопоставления, метафоры, эпитеты и прочие средства образной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

В презентации подробно представлено  использование  интерактивных технологий  как средства развития  связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....

Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема:  "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....

Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема за­нимает видное место в исследованиях.Изучение развития связной речи по...

Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...