Способствование развитию речи детей
статья по развитию речи (старшая группа)

Николаева Светлана Андреевна

Речь в жизни человека играет важнейшую интеллектуальную, социальную, творческую и психологическую роль. Она необходима всем людям для способности к познанию и развития личности через умение вести диалог.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии детской личности. В этот период важно начать формирование речевых навыков, дать детям уроки общественной культуры поведения и правильные моральные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposobstvovanie_razvitiyu_rechi_detey.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Способствование развитию речи детей

Речь в жизни человека играет важнейшую интеллектуальную, социальную, творческую и психологическую роль. Она необходима всем людям для способности к познанию и развития личности через умение вести диалог.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии детской личности. В этот период важно начать формирование речевых навыков, дать детям уроки общественной культуры поведения и правильные моральные ценности.

В развитии речи у ребенка, воспитатель должен научить ребенка свободному общению со сверстниками. Воспитатель должен обогатить активный словарный запас ребенка и научить его правильно произносить слова. Некоторые задачи воспитания правильного произношения вводятся в содержание занятий по развитию связной речи, ознакомлению детей с художественной литературой. Например, воспитатель обращает внимание детей на громкость, темп речи, на четкость и ясность произношения слов, фраз, звуков в процессе обучения их умению описывать содержание картин, во время пересказа, при изучении и чтении стихотворения. Воспитатель должен приобщить ребенка к чтенью и развить в нем творческую речь.

Особое внимание следует уделять работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синономов и антонимов, формированию умений употреблять слова наиболее точные, подходящие к ситуации.

Работа с синонимами дает возможность детям подбирать разные слова со сходным значением и использовать их в своей речи. Дети учатся вдумываться в смысл употребляемых слов, выбирать из имеющегося у них запаса слов наиболее подходящие. Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству.

Также воспитатель должен проводить занятия с показом разных объектов и обсуждением их свойств и функций. Также воспитатель должен начинать диалог с детьми во время экскурсий. Посредством этого воспитатель должен развить у ребенка внимательность к речи воспитателя, углублять его знания об окружающем мире, обогащать, расширять и активизировать словарный запас ребенка.

Немаловажной составляющей речи является монолог. В развитии у детей монологической речи воспитатель должен обращать внимание на его целостность, связность, структуру, объем и плавность.

При обучении монологической речи воспитатель должен научить детей самостоятельно описывать те или иные вещи, связно рассказывать о событиях, точно пересказывать литературные произведения, а также через монолог приходить к логическим умозаключениям.

Для этого воспитатель должен проводить занятия с показом и рассказом об объектах и картинка, спрашивать детей об их личном опыте и впечатлениях от экскурсий, а также просто поощрять детскую фантазию творческими рассказами.

Также важным является развитие у детей навыков диалогической речи. Для этого воспитатель должен научить детей правильно вступать и заканчивать диалог. Воспитатель должен привить детям нормы речевого этикета и жестикуляций. Воспитатель должен продемонстрировать, как нужно договариваться и приходить к взаимовыгодным решениям.

В диалоге ребенок учится глубже понимать действительность, обращать внимание на вещи с разных сторон, учат мыслить логически и понимать другого человека. Воспитатель должен следить за тем чтобы содержание бесед было воспитательным, не было слишком отстраненным и сложным для детей.

Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор,соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...