Конспект занятия "Как на Руси Новый год встречали"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Новикова Марина Анатольевна

Данное занятие было проведено в подготовительной группе компенсирующей направленности. Занятие было интегрированное.Целью занятия я ставила: 

  • Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
  • Способствовать развитию познавательных процессов путем их постоянной активизации  в процессе занятия.
  • Развитие интереса детей к разнообразию русских народных промыслов.
  • Способствовать развитию идеологической речи.
  • Способствовать формированию грамматического строя речи
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_integrirovannoe_pedmasterstvo_2023-2024_g.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе № 5 компенсирующей направленности «Как на Руси Новый год встречали»

Учителя – логопеда: Новиковой М.А.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, развитие речи.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная

Форма работы: групповая

Цель: создать условия для  творческих способностей через закрепление знаний декоративно – прикладного творчества.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о русском народном декоративно – прикладном искусстве.
  •  Различать виды народного декоративно – прикладного искусства.
  • Различать и называть знакомые узоры разных промыслов (Дымка, Городец, Хохлома, Гжель)
  • Освоение детьми основных компонентов, колорита, композиций
  • Расширять словарь по теме «Народные промыслы»

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к прекрасному, к народному творчеству

Развивающие:

  • Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
  • Способствовать развитию познавательных процессов путем их постоянной активизации  в процессе занятия.
  • Развитие интереса детей к разнообразию русских народных промыслов.
  • Способствовать развитию идеологической речи.

Коррекционные:

  • Способствовать формированию грамматического строя речи
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными ответами

Оборудование: Презентация, елка, посуда с росписями, русские народные костюмы, эскизы росписи (Дымка, Городец, Хохлома, Гжель), украшения на елку самодельные, шаблоны народных игрушек, музыкальное сопровождение

Предварительная работа: Беседы о народных промыслах, лепка дымковских игрушек. Рассматривание узоров росписей . Чтение рассказов «Свистулька» А. Митяев,

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Организационный момент

Приветствие: Встанем рядышком по кругу,

                        Скажем «Здравствуйте» друг другу,

                        Нам здороваться не лень

                        Всем «Привет» и «Добрый день»

                        Если  все мы улыбнемся
                       Утро доброе начнется.

Мы будем-                                            Выговаривать!

Мы будем –                                          Проговаривать!

Чтоб было всем понятно,              Будем говорить мы внятно!

1,5 мин.

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

-Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости.

-Вы любите ходить в гости?

А вы знаете, как надо вести себя в гостях?

Давно, давно, когда нашу страну называли Русь люди одевались не так как мы сейчас, а вот так.

(показываю народный костюм)

--Как люди на Руси одевались, вы уже знаете, а хотите посмотреть как жили люди на Руси и как они встречали Новый год?

Да

называют правила поведения в гостях

Дети надевают  русские народные костюмы

Да

2 мин

3

Основная часть

-Добро пожаловать, гости дорогие! Ребята,мы с вами в русской избе. Рассмотрите, что здесь вы видите? Это место похоже на наши современные квартиры и дома?

Я хочу вам  рассказывать сегодня  о том, как раньше на Руси Новый год встречали.

(Презентация)

Мы привыкли к тому, что на Новый год в каждом доме наряжают ёлку, водят вокруг неё хороводы, ждут Деда Мороза и Снегурочку с подарками.

-А раньше, давным-давно, всего этого не было и основными зимними праздниками были Рождество и Крещение, а Новый год был проходящим праздником между ними. Да и назывался тогда он по-другому – Васильев день, в честь святого Василия.

Святой – это человек, который никогда и никому не делает плохо, а помогает другим в нужную минуту, защищает слабых. Так вот Рождество, Васильев день, Крещение – эти три праздника называли Святками. А слово «святки» произошло от слова «святой».

 Как же  отмечали Святки?

Прежде всего в избе наводили порядок. Потом готовили вкусную еду. Жарили, пекли, варили, накрывали стол, ждали гостей и сами в гости ходили.

В избе все чисто и прибрано.

 Я вам предлагаю накрыть праздничный стол.

А что нам для этого нужно?

Нам нужно поставить посуду на стол. И, конечно, нарядить ёлку!

Поможете?

Отлично!

Дети заходят в импровизированную избу, рассматривают предметы быта

Нет

садяться

Ответы детей

Да

5 мин

4

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

-Посмотрите, есть ли здесь какая то посуда, чтобы нарыть на стол?

- А она похожа на ту посуду, которой мы сейчас пользуемся?

ИГРА «Найди пару»

Я вам раздам картинки современной посуды, а вы расставьте к посуде , которая здесь находится.

Молодцы!

-На столах на Руси было не так много посуды, как сейчас. Но посуда была красивой. Народные умельцы делали посуду красивой, украшая ее росписью. Такую посуду ставили только по  праздникам. А какую же посуду использовали люди на Руси хотите узнать?

Игра-лото «Русская посуда»

На трех больших картах нарисована русская посуда: на первой — золотая хохлома (чашки, ложки, ковши), на второй — изделия гжельских мастеров (кувшины, кружки, блюда), на третьей — посуда из Городца (стеклянные вазы, графины, бокалы).

- Молодцы!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб вести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

 не такие , как сейчас.

        

Теперь вы знаете, что посуду расписывали русские умельцы разных городов: Хохломы, Гжели,  Городец.

- Скажите мне пожалуйста, посуда из города Городец как называют?

-из Хохломы?

-Из Гжели?

Молодцы!

Отгадайте, какой столовый прибор мы поставим  первым

ИГРА «Собери картинку

Вам нужно этот предмет собрать по частям.

Но сначала надо найти все части и посчитать их.

Что у вас получилось?

В старину на стол ставили одну большую тарелку , посередине стола  и все кушали из одной тарелки. Тарелки на Руси называли миска или плошка.

Что же еще нам надо поставить на стол? Отгадайте:

И шипит, и кряхтит.

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает.

Отгадайте, о каком предмете я говорю:

Была я деревянной,

 А потом и оловянной,

 Но теперь-то я стальная,

 И ребят из группы.

Лучше всех на свете знаю, Ведь кормлю их супом.

Возьмите по одной ложке, рассмотрите ее и скажите, чем она отличается от наших современных ложек?

-А кто может сказать как называется роспись, нанесенная на ложки ?

- И правда.

Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях ягоды малины, земляники, ежевики, красную и черную смородину, крыжовник, рябину. Мастера стараются рисовать одинаково, лишь иногда меняя изгибы некоторых элементов.

В старину люди использовали ложку не только во время еды, но еще и как музыкальный инструмент. Давайте поиграем на ложках.

1.  Упражнение «Веселые ложки». (по схеме)

логопед  отстукивает  

ложками  ритм.  

-Что же еще можно поставить на стол? Отгадайте: 

Для молока, сметаны, вин, Горласт и крепок, стоек, статен, Узорами на вид приятен, Огня, Воды и Глины сын —

Пузатый глиняный ….

Какой росписью расписан кувшин?

-Что еще мы должны поставить, отгадайте:

Ручку в бок уперла я, За неё возьмешь меня! Ручка у меня, как ушко. А назвали меня… 

Какой росписью расписан кувшин?

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас  ребята, знает?

- Вот и стол накрыт!

ИГРА «Посчитай!»

Ребята, я предлагаю  

посчитаем посуду, которая стоит на столе.

ФИЗМИНУТКА

Да

Нет

Дети берут картинки с современной посудой и расставляют около посуды , которая находится в избе.

Да

Дети делятся на три подгруппы и располагают вокруг каждой большой карты маленькие карточки, на которых нарисованы отдельные предметы знаменитой русской посуды.

Городецкая

Хохломская

Гжельская

Дети на столе отбирают части с одинаковой росписью

(Городецкая)и собирают целое.

Большая тарелка

(Самовар)

Ложка 

хохломская роспись

Задача  детей  –  воспроизвести    такое  же количество ударов и с такой же громкостью .

Кувшин

Хохломская

Кружка

Хохломская

Чугунок

Дети по одному выбирают один элемент посуды и считают 1,2,3,4,5

12,5 мин

5

Самостоятельная работа детей

Смотрите, ребята, посмотрите, а на  нашем праздничном столе  не вся посуда красивая. Что же делать?

Я предлагаю вам побыть умельцами и украсить посуду.

-Ребята, а как вы думаете, чем  раньше , в старину, украшали елку?

- Правильно, люди украшали елочку сладостями и игрушками, сделанные своими руками.

 А давайте и мы нарядим нашу елочку сладостями и игрушками сделанные своими руками, будем с вами народными умельцами!

Надо ее украсить

Дети делятся на группы, садятся за столы и украшают посуду и возвращают обратно на стол

Ответы детей

Дети самостоятельно делают конфеты и игрушки из бумаги и картона и украшают елку.

6 мин

6

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Ребята, мы с вами накрыли праздничный стол, нарядили елку. И значит наше занятие закончилось. Я предлагаю встать около елочки и поделиться впечатлениями

Дети делятся впечатлениями от занятия

2 мин

7

Рефлексия

Мне очень понравилось сегодня с вами накрывать праздничный стол и наряжать елку. Вы все молодцы! И  я вам тоже приготовила угощение!

Использование смайликов

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе

Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители....

Презентация проекта "Как на Руси Новый год встречали"

Праздник "Как на Руси Новый год встречали" был показан , как презентация проекта. Всю неделю дети знакомились с историей родной страны, пели, рисовали, летили, читали, смотрели фильмы о том как ...

Конспект проведения досуга для детей «Мы встречаем Новый год»

Конспект проведения досуга для детей «Мы встречаем Новый год»...

Конспект занятия в старшей группе «Как встречают Новый год в разных странах мира»

Данный материал поможет рассказать о традициях празднования Нового года в разных странах....

Конспект занятия в старшей группе "КАк встречают Новый год в других странах"

Цель: ознакомление дошкольников с жизнью и бытом народов мира.Задачи:Познакомить дошкольников с различными традициями встречи нового года в разных странах мира.Обобщить знания детей о правилах этикета...

Конспект развлечения на тему: "Новый год встречаем дружно"

Цель: создать у детей праздничное настроение, желание участвовать в развлечении...

Конспект Развлечения на тему: "Новый год встречаем дружно"

Цель: создать у детей праздничное настроение, желание участвовать в общем мероприятии.Задачи:- создать доброе, праздничное настроение у детей.- развивать артистизм и выразительность речи.- воспит...