Развитие речевого дыхания
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Голубятникова Надежда Александровна

развиваем речевое дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района города Санкт Петербург Практикум для воспитателей ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО – ГОВОРИМ КРАСИВО Учитель-логопед Голубятникова н. А. 2018 год

Слайд 2

Основа любого звука - это дыхание. Голос – это озвученное дыхание. Звуки речи образуются при определённом положении артикуляционных органов, но при условии, что через них должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания, значит ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. В норме, у ребенка параллельно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Слайд 3

* Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание, кроме того , представляет собой основу процесса образования речи . Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование .

Слайд 4

Различают 3 типа дыхания, в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие: В ерхнерёберное Грудное Грудобрюшное (оно же диафрагмально-рёберное) Наиболее полезным для речевого процесса является диафрагмально-рёберный тип дыхания. При нём работают межрёберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют ещё фонационным.

Слайд 5

ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД ДЫХАНИЕМ Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания . Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох . Развивать фонационный (озвученный) выдох . Развивать речевое дыхание . Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Слайд 6

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ в оздух набирать через нос п лечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным н еобходимо следит за тем чтобы не надувались щёки (для начала можно их придерживать руками) н ельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Слайд 7

«Лети, бабочка!» Цель : развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц . Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки . Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Слайд 8

«Вертушка» Цель : развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Слайд 9

«Снег идёт!» Цель : формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование : кусочки ваты. Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты (пособие варежка и снежинка), напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Слайд 10

«Ветерок» Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Слайд 11

« Бульки » Цель : развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра. Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

Слайд 12

«Свистульки» Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них. - Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Слайд 13

« Бегемотик » Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики , потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

Слайд 14

« Варим кашу» Цель : развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование : детские стулья, поставленные в виде круга. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари! "Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек". Каша варится. Дети, выпячивая живот и набирая воздух в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш". Огонь прибавляют. Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе. Раз, два, три, Горшочек, не вари!

Слайд 15

«Сдуй шарик» Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. Ход игры: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произнесите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся. - Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик! Напомните детям, что стоит вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

Слайд 16

«Насос» Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. Ход игры: предложите детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. - Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса у велосипедов сдуваются . Давайте возьмём насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» - работают насосы! Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребёнок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Слайд 17

« Звуковые дорожки» Детям предлагается произнести определенный звук на выдохе, сопровождая его движением указательного пальца или игрушки в умеренном темпе по «звуковой дорожке».

Слайд 18

Источники: Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников.- М., А.А. Гуськова Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...