конспект занятия по речевому развитию Направление: Развитие речи Тема «На деревенском дворе» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Горюнова Олеся Викторовна

Тема: «На деревенском дворе»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Направление: Развитие речи

Цель: Способствование обогащению и углублению знаний детей о домашних животных и птицах.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к домашним животным и птицам;

- воспитывать культуру речевого общения, стремление говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке);

- воспитывать умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

Развивающие:

- развивать умение узнавать и называть домашних животных, птиц, их детенышей;

- развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы)

- способствовать развитию имитирования характерных движений в соответствии с текстом игры.

Образовательные:

- формировать у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли;

- способствовать формированию умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении игровых заданий.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения занятия: путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_na_derevenskom_dvore.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «На деревенском дворе»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Направление: Развитие речи

Цель: Способствование обогащению и углублению знаний детей о домашних животных и птицах.

Задачи:

Воспитательные: 

- воспитывать заботливое отношение к домашним животным и птицам;

- воспитывать культуру речевого общения, стремление говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке);

- воспитывать умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

Развивающие:

- развивать умение узнавать и называть домашних животных, птиц, их детенышей;

- развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы)

- способствовать развитию имитирования характерных движений в соответствии с текстом игры.

Образовательные:

- формировать у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли;

- способствовать формированию умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении игровых заданий.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения занятия: путешествие

Методы: 

словесный (вопросы, уточнение, объяснение, рассказ, поощрение,);

наглядный (использование демонстрационного материала);

игровой (использование дидактических игр и пособий: игровое упражнение «Как животных нам назвать?», игра «Назови детеныша»- с мячом, речевая игра «Назови сказку про домашних птиц»)

Словарная работа: ботало, подворье, табун, отара

Материалы и оборудование:

  1.  Стихотворение «В деревне» автор Степанова Е.А.
  2. мольберт
  3. Плакат «Деревенское подворье»
  4. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей на липучках.
  5. Иллюстрации домашних птиц
  6. Колокольчик –ботало
  7. 3 картинки, корзинки и звездочки для выбора физминутки
  8. Мягкие подушки
  9. мяч

Ход занятия

1.Вводная часть.

Мотивационный момент.

Воспитатель: Ребята, я прочитала одно интересное стихотворение, мне оно так сильно понравилось. А вы хотите его услышать?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Тогда слушайте:

Я со страхом гляжу - вот корова,

Ясно сразу, бурёнка сурова.

Ой, затопчет сейчас, непременно,

Прячусь в стоге душистого сена.

Гусь сердито и громко гогочет,

Ущипнуть меня за ногу хочет.

Я во двор - там бараны на страже.

И цыплята, и куры туда же!

Все умеют лягать и кусаться...

Все смеются, а мне не до смеха...

Первый раз я в деревню приехал!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете куда мы сегодня отправимся в гости?

2. Основная часть.

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости на деревенское подворье.

Игровое упражнение «Как животных нам назвать?»

Раз, два, три, четыре, пять, (дети выполняют пружинку)

Как животных нам назвать? (качают головой)

Самых близких, самых верных — Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (загибаем пальцы на обеих руках).

Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут. (здороваются друг с другом)

Воспитатель: Я предлагаю продолжить наше путешествие «Перекрестным шагом» (дети строятся за воспитателем и идут по кругу к мольберту с изображением «Деревенского подворья») 

Нейрогимнастика «Перекрестный шаг»

Воспитатель: Ребята, кто из вас был в деревне? Какие домашние животные и птицы живут на деревенском дворе?

Дети. Корова, коза, лошадь, свинья, овцы, куры, утки, гуси.

Воспитатель (загадывает загадку)

Волшебница, добрая фея,

Тепло и уютно нам с нею.

Всех в доме насытить готова

Кормилица наша ... (корова).

(Ребенок прикрепляет на плакат «Деревенское подворье» картинку с изображением коровы)

Воспитатель: Какие продукты из коровьего молока вы знаете?

Дети. Масло, сыр, кефир, творог, ряженка, йогурт, мороженое...

Воспитатель. Целыми днями с утра до вечера на зеленом лугу пасутся коровы, они жуют сочную траву: клевер, ромашки, колокольчики. А тем временем вымя у них молоком наполняется. Как называется детеныш коровы?

Дети отвечают.

Правильно, теленок.

(Ребенок прикрепляет картинку с изображением теленка)

Воспитатель: Ребята, что это такое? (Звенит колокольчиком.) Это не простой колокольчик — ботало. Такие ботала подвешивают коровам на шею, когда их отправляют в стадо. Как вы думаете, зачем коровам на шею подвешивают такие колокольчики?

Дети отвечают.

Правильно, если корова заблудится или отстанет от стада, ее найдут по звуку колокольчика.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку

                               

С подстриженной гривой,

Скачет ретиво.

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?.. (Конь.)

(У воспитателя появляется картинка с изображение лошади)

Для чего в деревне нужна лошадь?

Дети отвечают.

Правильно, в деревне на лошади ездят верхом, летом ее запрягают в телегу, а зимой — в сани. На лошади перевозят разные грузы, пашут и боронят землю. Одна — это лошадь, а когда много лошадей? Табун. Лошади очень красивые, умные, сильные и выносливые животные. Кто из вас катался на лошади? Как называется помещение, где живут лошади?

Дети отвечают.

Правильно, конюшня.

Воспитатель. Чтобы лошадь была здоровая, красивая, за ней надо ухаживать: мыть, чистить щеткой, расчесывать гриву, кормить. Кто ухаживает за лошадью?

Дети отвечают: конюх.

Воспитатель: правильно.

А что ест лошадь?

Дети. Клевер, овес, траву, сено.

Воспитатель. Как называется детеныш лошади?

Дети. Жеребенок. (прикрепляют на плакат картинку с изображением жеребенка)

Воспитатель. Раньше все лошади были дикими, но люди приручили их. Вывели разные породы: скакуны и рысаки могут развивать большую скорость и долго скакать без отдыха. Они участвуют в скачках. Тяжеловозы перевозят большие грузы. Пони — маленькая лошадка, но тоже сильная и выносливая, очень добрая, на ней учатся кататься верхом дети.

Воспитатель: ребята, давайте немного поиграем (предлагаю детям на выбор три физминутки)

(Три корзинки, в каждой лежит картинка к физминутке и звездочки)

Перед вами три корзинки с картинками к физминуткам, возьмите пожалуйста по звездочке и положите в ту корзинку, в которой лежит понравившаяся вам физминутка. (ведем подсчет звездочек и в той корзинке, в которой звездочек больше, берем физминутку)

Физминутка (движения по тексту)

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. сели, встали.

И на месте побежали.

Вышли уточки на луг - кря,  кря, кря.

Пролетел веселый жук - ж, ж, ж…

Гуси шею выгибают  - га, га га…

Клювом перья расправляют – да, да, да,

Ветер ветки раскачал  - ш, ш, ш,

Шарик тоже зарычал – р-р-р,…

Зашептал в воде камыш - ш,ш,ш,

И опять настала тишь.

Я козочка Ме-ке-ке (дети идут по кругу)
Я гуляю на лужке
Острые рожки (показывают «рожки»)
Тонкие ножки (топают ножками)
На самой макушке
Бархатные ушки  (показывают ушки)
Язык полотняный, (показывают язык « лопаткой»)
Хвостик конопляный (показывают рукой хвостик сзади)
Как прыгну, (подпрыгивают)
Сразу забодаю  («бодаются»)

Ома – ома – ома (поднимать и опускать голову)
Стоит козлик у дома.
Оме – оме – оме (качать головой вправо – влево)
Хорошо в высоком доме.
Ме – ме – ме (поднимать и опускать голову)
Подойди-ка ты ко мне. (делая призывные движения)
Мот – мот – мот (качать головой вправо – влево)
Не ставь копытца на комод. (грозя пальцем)

Воспитатель: слушайте следующую загадку

Спереди — пятачок,

Сзади — крючок,

Посредине — спинка,

На спинке — щетинка. (Свинья)

Дети: Свинья.

(Прикрепляем картинку с изображением свиньи)

Воспитатель: А вы знаете, так уж повелось, что невоспитанного, неряшливого ребенка сравнивают с поросенком. Но я думаю, что стоящие здесь ребята — воспитанные, культурные и аккуратные.

Воспитатель: А как называется помещение, где живут свиньи в деревне?

Дети. Свинарник.

Воспитатель. Что едят свиньи?

Дети. Морковь, капусту, свеклу, очистки от картофеля, яблоки.

Воспитатель. Для чего люди выращивают свиней?

Дети. Мясо едят, из кожи шьют одежду.

Воспитатель: А как называют детеныша свиньи?

Дети: поросенок.

(прикрепляем картинку с изображением поросенка)

Воспитатель. О ком следующая загадка?

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.    (Овца, баран.)

Воспитатель: Что овцы дают человеку?

Для чего их разводят?

Ответы детей

Воспитатель: Из овечьей шерсти прядут пряжу, а затем вяжут из нее зимнюю одежду, шерстяные кофточки, теплые шарфы, варежки, носки. Из овчины шьют дубленки на зиму, а из овечьей кожи — обувь. Их мясо очень вкусное. Стадо овец называют- отара. Живут они на фермах. Каждую весну у овцы рождается детеныш. Как называется детеныш овцы?

Дети. Ягненок.

(ребенок крепит изображение ягненка)

Воспитатель: Давайте поиграем

Игра «Назови детеныша»- игра с мячом

Сейчас я буду называть домашних животных, а вы называйте их детёнышей.

(Корова- Телёнок, лошадь- жеребёнок, овца- ягнёнок, свинья-поросёнок, коза-козленок, собака-щенок, кошка-котенок, кролик-крольчонок…).

Воспитатель: молодцы ребята! Возьмите себе подушечку и присаживайтесь в круг на коврике.

(Проходим с детьми на ковер и садимся в круг)

Воспитатель: Ребята, а вы еще загадки хотите?

Дети: да

Воспитатель: Птица ли она? Ответь сумей-ка,

У нее и крылья и перо,

Целый день хлопочет чародейка,

Чтобы людям приносить добро.

Пробегает быстро через улицу.

Ну, конечно, это наша ... (курица).

Иллюстрация -курица

Живу во дворе,

Пою на заре,

На голове гребешок.

Я горластый ... (петушок).

Иллюстрация -петушок

Желтые комочки,

Легкие, как вата!

Бегают за квочкой.

Это кто?.. (Цыплята.)

Иллюстрация-цыплята

Воспитатель: Для чего человек разводит кур?

Дети. Куры несут яйца, их мясо едят, перьями набивают подушки.

Воспитатель. Одна несушка может снести 300 яиц за год. Весной курица высиживает яйца, согревает их своим теплом, а через три недели из них вылупляются маленькие золотистые цыплята. Что едят куры?

Дети. Травку, червяков, зернышки, насекомых.

Воспитатель. Правильно. А еще иногда они глотают мелкие камешки, помогающие перетирать проглоченную пищу, ведь у курицы нет зубов. Интересно, умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: Куры, даже разных пород, отлично понимают друг друга. Куры по-разному кудахчут при появлении коршуна, кошки или когда петух найдет червяка и зовет курочек. Перья курицы могут быть белыми, черными, рыжими, пестрыми. Оперенье петуха ярче, чем у курочек. Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками. Спят куры на насесте в курятнике.

Воспитатель: Ребята, а каких еще домашних птиц вы знаете?

Дети. Гуси, утки, индюки.

Воспитатель (загадывает загадку)

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.   (Утенок.)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, не боюсь.

Кто же это?.. (Гусь.)

Воспитатель показывает иллюстрации.

Итак, куры и петухи живут на суше, боятся воды. А вот утки и гуси, наоборот, без воды жить не могут. Они плавают, ныряют. У гусей и уток есть плавательные перепонки. (показываю на иллюстрациях чем отличаются лапы курицы и утки)

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете сказки про домашних птиц?

Дети. «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Гадкий утенок», «Серая шейка».

3. Заключительная часть (рефлексия).

Воспитатель: Так с кем мы сегодня встретились на деревенском дворе? Давайте вспомним, какие домашние животные и птицы нам повстречались?

Ответы детей.

Воспитатель: Как много мы с вами узнали.

Мы крякали, лаяли и гоготали,

Мычали и хрюкать учились немного,

Пускай не осудят нас взрослые строго.

Вот и пришла пора попрощаться с деревенским подворьем. 

Стройтесь за мной.

 (выходим из группы перекрестным шагом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по физической культуре на воздухе с использованием маршрута терренкура для детей подготовительной к школе группы Тема: «Чудо – нос».

   Конспекты занятий по физической культуре на воздухе с использованием маршрута терренкура для детей подготовительной к школе группы.Тема: «Чудо – нос&raqu...

Конспект занятия по основам обучения грамоте и письма Тема: «Путешествие на Командорские острова» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по основам обучения грамоте и письма .Тема: «Путешествие на Командорские острова». Цель: закрепить знания детей о том, что слова состоят из частей­ (слогов_; упра...

Конспект занятия по физической культуре на воздухе с использованием маршрута терренкура для детей подготовительной к школе группы Тема: «Планета здоровья».

Конспект занятия по физической культуре на воздухе с использованием маршрута терренкура для детей подготовительной к школе группы. Тема:  «Планета здоровья»....

Конспект открытого показа образовательного события по развитию лексико – грамматических средств языка и правильного звукопроизношения в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в страну красивой речи»

Цель занятия: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ....