"Зимушка-зима"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Байлеписова Гулем Урозаевна

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimushka_-_zima.docx409.25 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ № 183

Конспект занятия по развитию речи

в группе комбинированной направленности

для детей 5-6 лет.

Тема: «Зимушка-зима»

C:\Users\1\Desktop\

Подготовил: воспитатель

МДОАУ № 183

Байлеписова Гулем Урозаевна

г. Оренбург

Тема: «Зимушка – зима».

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Задачи: Образовательные: #1054;бобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе; #1056;асширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима»; #1059;пражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой»; #1059;чить образовывать притяжательные прилагательные.

Развивающие: #1056;азвивать связную речь: учить составлять короткий рассказ по картине на заданную тему; #1056;азвивать звуковую культуру речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию; #1057;тимулировать мыслительную и речевую активность ребенка; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; 4. Развивать творческое воображение; #1056;азвивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.

Воспитательные: #1042;оспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам; #1042;оспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность; #1042;оспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Форма: подгрупповая.

Методы:

Словесные: проблемная ситуация, объяснение воспитателя, отгадывание загадок, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»беседа, художественное слово, повторение, обобщение;

Наглядные: показ, презентация, дидактические игры «Без чего не бывает зимы?», «Кто где зимует?», «Зимующие птицы», «Какой бывает зимний день», «Оденем куклу на прогулку» ,наблюдение;

Практические: физкультминутка «Зимой», анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Технологии: ИКТ – технологии, здоровьесберегающие технологии (физминутка, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика).

Культурные практики: Ситуации общения, игровая деятельность.

Виды детской деятельности: Восприятие художественной литературы, коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Оборудование: Мультимедийная доска, ноутбук, презентация, (материал: мяч, сюжетные картинки с изображением зимнего пейзажа, макеты следов, разрезные картинки птиц, рисунок ели, магнитные птицы )

Мотивация: Том живет в Африке и никогда не бывал в нашей стране, просит детей рассказать, что такое зима.

Ход занятия

Организационно- мотивационный этап.

Воспитатель Здравствуйте ребята!

(Звук сообщения и на экране появляется конверт) Посмотрите, нам пришло письмо. Оно из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика): (2 слайд)

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, особенно на Севере! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том». ( 3 слайд)

Воспитатель Ну что? Расскажем нашему другу про нашу волшебную зимушку-зиму? (Да)

Воспитатель Дети для того чтобы отправить ответное письмо Тому, мы будем после каждого задания про зиму на нашу доску прикреплять признаки зимы в виде лепестков, а в конце сфотографируем нашу картину и отправим Тому.

Основной этап

Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», «Расческа», «Чашечка», «Лошадка», «Футбол»). ( 4 слайд)

- Перед тем как начать писать письмо Тому, ребята, давайте вспомним зимние месяцы. Какую песню пели и мы и запоминали зимние месяца? (5 слайд)

(Дети поют строчки: "Эх, три белых коня, эх, три белых коня: Декабрь, январь и Февраль.)

1. Игра «Без чего не бывает зимы?»

-У вас на столах лежат картинки с признаками зимы, но среди этих картин есть те признаки, которые не относятся к зиме, найдите их и закройте снежинками.

- Теперь мы готовы рассказывать Тому о самом главном - без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года?

Дети: без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок…

Ну вот мы и с вами определили без чего не бывает зимы. Сейчас давайте прикрепим наш первый лепесток на магнитную доску.

2. "Путешествие в зимний лес".

Воспитатель: Ну что ж, мы вспомнили без чего не бывает зимы, и теперь мы отправимся в путешествие в волшебный зимний лес, чтобы рассказать Тому, как зимуют звери и птицы.

(звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес).

- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу. Давайте разомнемся, что бы не замерзнуть

Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. (6 слайд) Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Воспитатель: Посмотрите, что это?

(перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)

Дети: Следы

Воспитатель: Правильно, следы, внимательно их рассмотрите, и скажите, кому принадлежат эти следы.

Следы птиц – чьи? (птичьи)

Следы белки – чьи? (беличьи)

Следы медведя – чьи? (медвежьи)

Следы зайца – чьи? (заячьи)

Следы лисы – чьи? (лисьи)

Следы волка – чьи? (волчьи)

3. Игра: «Кто, где зимует?»(7,8,9,10,11,12 слайд)

- Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах).

- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы Том узнает, кто в каком доме живет.

Спит зимой медведь. (в берлоге) (7 слайд)

Синица сидит. (под крышей) (8 слайд)

Лиса устроилась. (в норе) (9 слайд)

Белка спряталась. (в дупле) (10 слайд)

В логове лежит. (волчишка) (11слайд)

Под кустом дрожит. (зайчишка). (12 слайд)

На мониторе появляются соответствующие картинки (животные и их жилища).

Воспитатель Ребята, вот мы с вами и рассказали Тому, как зимуют животные, им тепло в своих домах. Можем теперь прикрепить второй лепесток на нашу магнитную доску . (с …) А пока мы ходили по лесу, наши пальчики замерзли. Давайте с вами погреемся и вспомним, какую пальчиковую игру мы знаем?

Пальчиковая гимнастика: "Есть у каждого свой дом" (13 слайд)

"У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нем.

4. Игра: "Зимующие птицы" (14 слайд)

Воспитатель Ребята, а теперь расскажем Тому, какие птицы у нас остаются зимовать и как их называют? Игра «Лесная кормушка». Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). [Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.] Воспитатель показывает с помощью ИКТ-технологии картину «Лесная кормушка» , дети в течение 30 секунд рассматривают и запоминают расположение птиц. помещает изображение кормушки и части ствола дерева, а плоскостные изображения зимующих птиц. Воспитатель - Давайте поиграем в игру «Лесная кормушка». Рассмотрите изображения птиц, которые лежат перед вами. Выберите и назовите по одной птице.

Дети - Дятел. Синица. Клест. Воробей. Снегирь. Свиристель. Щегол. Воспитатель- Теперь поместите также, как и на картине свою птицу в кормушку или рядом с ней и расскажите о том, что делает птица. Дети - Дятел сидит на дереве. Синица и снегирь сидят на кормушке. Клест летит к кормушке. Воробей сидит в кормушке. Щегол и свиристель на ветке сидят. Воспитатель - Проверьте, не допущены ли ошибки.

Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану и мнемодорожке. [Развитие связной речи.] Воспитатель Давайте составим рассказы о птицах, опираясь на мнемодорожку. Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на занятии. Дети - Мы назовем птицу и скажем, что она зимующая. -Воспитатель О чем расскажете потом? Дети - Потом скажем, какая она по размеру и окраске. Воспитатель- Затем что опишете? Дети - Мы опишем части тела птицы и расскажем о ее особенностях. Воспитатель -Чем закончите рассказ? Дети - В конце нужно рассказать, чем питается птица. Воспитатель - Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди.

1й ребенок - Это снегирь. Снегирь — зимующая птица. Он небольшой. У него красная грудка, черные голова, крылья и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. Снегирь любит лакомиться рябиной. 2й ребенок - Это синичка. Синица - зимующая птица. Она небольшая. У нее желтая грудка с черной полосой по середине. На голове черная шапочка, щечки белые, а спинка и хвостик голубые. Клюв острый, хвостик длинный. Синица любит лакомиться семечками. 3й ребенок - Это клест. Клест - зимующая птица. Он чуть больше воробья. Он бывает красной или серо-коричневой окраски. Клюв скрещен. Хвост раздвоен. Любит полакомиться шишками. 4й ребенок - Это воробей. Воробей - зимующая птица. Он маленький. У него коричневая спинка и серый живот. Клюв острый и короткий. Любит лакомиться зернышками. 5й ребенок - Это дятел. Дятел - зимующая птица. Он небольшой. У него красная шапочка на голове, грудка белого цвета. Спинка черного цвета. Клюв длинный, острый. Хвостик небольшой. Любит лакомиться шишками. 6й ребенок - Это щегол. Щегол - зимующая птица. Он небольшой. Шапочка на голове черная, вокруг клюва красного цвета. Крылья желто-черного цвета. Сам весь светло-коричневый. Острый и короткий клюв. Небольшой черный хвост. Любит лакомиться семенами. 7й ребенок - Это свиристель. Он небольшой. Голова с хохолком розоватого цвета, вокруг глаз черного цвета. Яркие полоски на крыльях, спинка коричневого цвета. Клюв короткий и острый. Хвостик короткий черный с желтой полосой снизу. Любит лакомиться рябинкой. Давайте теперь прикрепим лепесток с зимующими птицами на нашу магнитную доску. Наше ответное письмо в виде лепестков, для Тома все пополняется. Скоро мы соберем все лепестки и отправим письмо для Тома.

5. Игра «Какой бывает зимний день?».

-Ребята, зимой погода может быть разной. А теперь мы расскажем Тому, как мы назовем день, когда… (игра с мячом по цепочке):

Идет снег, то день называется снежный,

Если мороз – морозный,

Если ветер – ветреный,

Если холод – холодный,

Если солнце – солнечный,

Если облака покрыли солнце – пасмурный,

Если наступает Новый год? - новогодний

Воспитатель Молодцы ребята, мы рассказали какая зима бывает разной, давайте прикрепим лепесток со снежной зимой.

Воспитатель Ребята, давайте теперь присядем на стульчики и немного отдохнем. Я предлагаю рассказать Тому о зимних забавах. Какие зимние забавы вы знаете?

(Санки, лыжи, снежки, коньки, лепка снеговика)

Давайте расскажем Тому о снеговике. Он его не видел. Для этого составим небольшой рассказ по картинке, где дети лепят снеговика.

Составление маленького рассказа "Снеговик Егорка".(15 слайд)

Ну вот мы и составили рассказ, можем прикрепить еще один лепесток.

6. Игра «Оденем куклу на прогулку»

Воспитатель Сейчас дети давайте разделимся с вами на 3 команды. И оденем кукол на прогулку. Скажите пожалуйста, что вы одели на прогулку? А что не одели? Почему не одели?(Дети отвечают).Ну вот мы можем прикрепить наш последний лепесток с признаком зимы.

Воспитатель Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать ответное письмо нашему другу Тому. Давайте ему отправим фотографию с зимним пейзажем.

Воспитатель Ребята посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж.

Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.

Отправка ответного письма.

- Дети фотографируют готовый коллаж о зиме. (16 слайд)

Воспитатель: Ребята, это самое настоящее электронное письмо! (17 слайд) Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком).

Ну вот, наше письмо отправлено. А вы запомнили, признаки зимы?

Дети перечисляют.

Рефлексивно – оценочный этап

Давайте подведём итог. Мы рассказали нашему другу Тому о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, какие птицы остаются зимовать, какие зимние забавы нам нравятся и что погода зимой бывает не только морозной.

Воспитатель Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)

- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей). Вам понравилось помогать Тому?

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось как вы выполняли задания и рассказывали о зиме африканскому мальчику. Воспитатель дает индивидуальную оценку деятельности детей.

Нам надо возвращаться в детский сад, но сначала я хочу вам раздавать на память раскраски, где изображено Снегурочка в лесу с птицами.

- А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад. Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...