Игры в стихи
статья по развитию речи (старшая группа)

Апарина Татьяна Викторовна

Как играть с детьми в стихи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_kak_igrat_v_stihi.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ В СТИХИ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» – слова педагога В.А. Сухомлинского.

Если рассмотреть игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что она-игра соответствует каждой образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру можно использовать в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми.

Я предлагаю вам  педагоги  поиграть вместе с ними в ИГРЫ В СТИХИ. Цель этих игр: развитие речи, памяти, мышления, воображения.

Кроме этого игры помогут:

– снять усталость и напряжение;

– внести эмоциональный заряд;

– совершенствовать общую моторику;

– вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Поверьте, что играть в эти игры детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной. Что же это за игра? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать  игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые пошли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин») и т.д. особенно нравятся стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры. Где же взять такие стихи? Вы их найдёте на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской  игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты. А в чём же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребёнка. Кроме того, придумывая вместе с ребёнком движения, мы помогаем развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки.

Выступая в самых разных ролях, – бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги,- ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом – играть. Как играть в эти  игры и с чего начинать? Принцип игры прост: о чём говорю, то и показываю.

Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причём желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с играми придумайте жестами название, например «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки». Ещё кое-что об играх. Часто в играх используется приём подражения. Если в тексте речь идёт о бабушке – текст произносится по-старушачьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми! А теперь пришло время познакомить вас с предложенными играми.

«Аты-баты, шли солдаты» 

(по народной потешке) 

Аты-баты,                – дети маршируют. 

Шли солдаты.        – прикладывают правую руку к голове – «отдают честь».

Аты-баты,                – маршируют.

На базар.                – указывают левой рукой в сторону базара – «вон там базар».

Аты-баты,                – маршируют.

Что купили?        – разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками».

Аты-баты,                – маршируют.

Самовар.        – расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бёдра, локти в стороны – «я самовар».

Аты-баты,                – маршируют.

Сколько стоит?        – правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперёд – вопросительная интонация.

Аты-баты,                – маршируют.

Сто рублей!                – поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».

Аты-баты,                – маршируют.

Заходите,        – слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой – пригласительный жест, ласковая интонация.

Выпьем чаю.                – раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».

Поскорей!        – соединяют большой и указательный пальцы правой руки – «над блюдцем» держат «чашечку».

Считалка «Мы сидели на печи»

«Мы сидели на печи»         – слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бёдра – «сидят на печи».

«Ели булки»         – выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку».

«Калачи»         – выставляют левую руку в сторону – «держат калач».

«Бабка Ёжка прилетела»,         – расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка сжимают руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе – «ветерок».

«Все бараночки поела»         – соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки».

«Забрали наши «бараночки»  – говорят с обидой в голосе.

«Нам остался лишь батон»         – вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.

«Кто не съел»         – кладут обе руки на живот.

«Тот вышел вон!»         – выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».

Игра «Как у бабушки Наташи». 

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

«Ели вкусную мы кашу»         – соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая её всем, стоящим справа и слева.

«Каша пшённая с дымком»         – над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой», указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносится нараспев.

«Каша пшённая с дымком»         – повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка», с левой – «дымок».

«С хлебом»         – выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба».

«С маслом»         – левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла».

«С молоком»         – соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка».

«Взяли мы большие ложки»         – сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – две «ложки».

«Съели всё до самой крошки!»         – попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.

«Вот какая каша»         – снова делают «Тарелку» и показывают её всем, стоящим справа и слева.

«У бабушки Наташи!»        – снова берутся за воображаемые концы платка, говорят по- старушечьи.

Игра «Барабек»

(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)

«Робин Бобин Барабек»         – ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.

«Скушал сорок человек»         – взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивлённой интонацией.

«И корову»         – приставляют указательные к голове – «рога», говорят низким голосом.

«И быка»         – Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».

«И кривого мясника»         – медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо – «кривой мясник».

«И телегу»         – слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – «сидят на телеге».

«И дугу»         – стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, – «дуга».

«И метлу»         – правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».

«И кочергу»         – двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперёд, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – «кочерга в печи».

«Скушал церковь»         – Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют – «это свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнося текст серьёзно и негромко – «мы в церкви».

«Скушал дом»         – поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – «крыша дома».

«Скушал кузню с кузнецом»        – двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.

«А потом и говорит:»         – разводят в руки в стороны.

«– У меня живот болит!!!»         – берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.

Наверное, всем без исключения, как педагогам, так и родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, полным энергии и в то же время готовым прийти на помощь другому человеку. Но не всегда это получается, и наша задача – помочь ребенку через игру понять окружающий его мир, разобраться в нем, в сложных взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, упражнения, стихи, загадки для формирования временных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений о времени у дошкольников  с ЗПР должно осуществляться в процессе предметно-практической деятельности и с опорой на наглядные пособия, дидактические игры и упражнения....

Семинар-практикум для воспитателей "Как играть в стихи"

Представленный материал поможет рассказать воспитателямо значении поэтического слова в развитии детей, познакомит  с программой Е. М. Кузьменковой "Воспитатние будущего читателя"....

консультация для родителей детей младшего возраста "Игры со стихами"

Научите ребёнка показывать то, что происходит в стихотворении....

Консультация для родителей на тему: "Речевые игры со стихами"

Родителям предлагается поиграть со своими детьми, вспомнив знакомые детские стихи....

пальчиковые и жестовые игры в стихах

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальц...

Подвижные игры в стихах.

Трудно переоценить пользу подвижных игр для детей. Они активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме.Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакци...