Конспект занятия с детьми временной речевой группы по теме: "Волшебный мир театра".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

 

      Многолетний опыт работы с детьми претерпел большие изменения и потребовал поиска новых путей повышения результативности.  Для того, чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, я решила изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать сюжетно-тематическую организацию подгрупповой деятельности с дошкольниками. В одном случае это игра, в другом – занятие-спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители. Сюжетно-тематическая линия позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей, входящих в группу риска. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении долгого времени. В основу методики таких занятий вошёл комплексный подход с использованием наглядно-образного метода воздействия и подбором разных иллюстрированных заданий и игровых упражнений, которые помогают ребёнку посредством сохранных анализаторов усиливать мотивацию к учебной деятельности и корректировать особенности в поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№72 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Петроградского района Санкт-Петербурга

Санкт – Петербург

2023 г.

Использование современных образовательных технологий:

ИКТ- технология в коррекционном процессе, технология музыкального воздействия, технология аудиального воздействия, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная (коммуникативная), технология творческого развития.

Интеграция видов деятельности: Речевая, игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, музыкальная, восприятие народного творчества, сказки.

Цель: Формировать устойчивый интерес к театру как к виду искусства.

Задачи:

Образовательные: Повысить уровень речевого развития дошкольника и закрепление поставленных групп звуков путем расширения активного словаря и формирования грамматического строя речи. Усовершенствовать развитие фонематических процессов (восприятие, анализ, синтез и представление). Развивать у детей творческие способности и дать новые и интересные сведения о мире театра.

Воспитательные: Совершенствовать коммуникативные навыки. Создавать положительный эмоциональный фон в совместной деятельности с детьми.

Предварительная работа: Беседа с детьми о театре, о видах театра, о театральных профессиях. Знакомство со сценарием игры-драматизации по сказке «Теремок на новы лад», разучивание ролей.

Материал: Изображение театральной сцены на ковролине, компьютер, магнитофон, аудиозапись, компьютерная презентация, дидактическое пособие, картинный материал, карандаши, листы бумаги, деревянные ложки, сувениры «звездочки».

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня я обращаюсь к вам именно таким образом. Мы сегодня познакомимся с миром театра. А кто из вас знает значение этого слова?

Дети: Ответы детей.

Логопед: Да, действительно, слово театр обозначает место, где играют спектакли. А в спектаклях играют актеры или куклы.

Театр – это волшебный мир, где происходят удивительные вещи. В театре могут оживать герои разных сказок.

Ребята, а вы бы хотели оказаться на сцене театра?

Дети: Согласие детей.

Логопед: Тогда мы не будем терять наше драгоценное время и отправимся с вами в путь.

Только для начала надо отгадать в какой именно театр мы с вами отправимся.

У каждого на листах написаны виды театров, но некоторые буквы были пропущены в словах. Вам необходимо правильно вставить буквы в слова и прочитать название вашего театра.

Дети выполняют задания на листах. Мы закрепляем произношение сонорных звуков в словах. Беседуем о звуках.

Раздаточный материал «Листочки с названиями, карандаши синего и зеленого цвета».

К. к. льн. й т. . тр

Т. . тр л. ж. к

Т. н. в. й т. . тр

П. льч. к. в. й т. . тр в д. м. к.

Т. . тр н. пр. щ. пк. х

В. з. н. й т. . тр

Логопед: А сейчас посмотрите на экран. Мы сейчас с вами прочитаем названия видов театра.

Это далеко не все виды театров.

Дети: Читаем и перечисляем другие виды театров на экране. Совместная работа по закреплению наших звуков.

Логопед: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с заданием. Узнали о том, какие бывают театры. А мы с вами отправимся в театр, где выступает театральная труппа.

А что означает слово театральная труппа, я вам расскажу после нашего путешествия.

Сейчас мы отправимся с вами в полёт на «Леактивном саморёте».

Мне кажется я неправильно назвала транспорт? Давайте исправим ошибки в названии.

Дети: На экране зачеркивают и исправляют ошибки в словах. Совместная работа. «Реактивный самолёт».

Логопед: Мы занимаем места в самолете, садимся на подушки друг за другом. Я командир нашего воздушного корабля, а вы мои пилоты. Управляем наше судно с помощью рук и голоса.

Речь с движением и модуляцией голоса.

Поднимаем медленно руки вверх и повторяем за мной слоги: Ра-Ра-Ра-Ра-Ра! (громко)

опускаем медленно руки и повторяем за мной слоги: Ла-Ла-Ла-Ла-Ла!

(тихо)

Летим и выполняем движения слаженно, произносим громко, тихо.

Теперь положили руки на плечи друг друга и продолжаем лететь, повторяя за мной:

«Мы летим над облаками, управляем птицей сами».

«Мы летим под облаками, мы спускаем птицу сами».

«Прилетели, обнялись и за дело принялись».

Логопед: Наш полёт прошёл нормально?

Дети: Да.

Основная часть:

Логопед: Мы с вами оказались в театре.

Посмотрите на экран, где изображена сцена с артистами. Я вам раньше называла слово – театральная труппа.

Значение этого слова на экране. Перед вами актеры, которые играют в спектакле, на сцене театра. На сцене выступает коллектив театра, я именно театральная труппа.

Мы с вами узнали значение этого слова.

А, кто помогает актерам выступать на сцене?

Дети: Читают карточки с названиями театральных профессий.

Драматург, костюмер, гример, декоратор, режиссер, осветитель.

Логопед: Молодцы ребята, правильно прочитали. Посмотрите на экран компьютера и вы увидите фотографии с профессиями театра.

Актеры перед любым выступлением обязательно делают мимическую гимнастику для четкой и громкой речи на сцене. Сядем перед зеркалом и повторяем за мной движения:

Дети: Выполняют перед зеркалом мимические и артикуляционные движения:

«трубочка», «улыбка», «шарик», «рыбка», «обиженная лошадка», «удивление».

Логопед: А сейчас скажем важный для нас девиз:

Дети: Повторяют за логопедом.

«Нам интересно вместе жить,

Дружить, любить.

Добро творить».

Логопед: Минуточку внимания! Закрываем глаза. Я буду вам называть слова, вы постарайтесь их запомнить. Читать буду только один раз:

- Теремок,

- Мышка-норушка,

- Лягушка-квакушка,

- Лисичка-сестричка,

- Муха-горюха,

- Петушок – золотой гребешок,

- Мишка – косолапый.

Открываем глаза и смотрим на экран.

Кто на картинке оказался лишним?

Кого здесь нет?

Дети: Отгадывают задание на экране.

Логопед: Ребята, вы догадались о какой сказке пойдет речь?

Дети: Сказка «Теремок».

Логопед: Мы с вами придумаем сказку «Теремок на новый лад».

Перед вами сундук, давайте посмотрим, что лежит внутри сундука.

Дети: Ребята по - очереди достают маски героев сказки.

Логопед: У каждого из вас оказались маски героев сказки на новый лад.

Логопед: Садитесь поудобнее на стульчики и послушайте аудиосообщение, которое приготовили для вас актеры театра.

Слушаем аудиосообщение:

«На свете много бывает чудес.

Всегда и во всем мы найдём интерес.

Откроем вам тайну прямо сейчас.

Актерами стали вы!

Маски на вас!

Логопед: Сейчас мы с вами оденем театральный атрибут, маски. Выбираем маски своих героев.

Я поздравляю вас! Вы превратились в настоящих актёров, ведь на вас театральные атрибуты, маски. Осталось только выступить на сцене нашего театра.

Я выберу самого неуклюжего героя сказки – Медеведя.

Наша сказка начинается, приглушаем свет. Включаем фонарик. Открываем шторы на ковролине, где представлен картинный материал к сказке на новый лад.

Логопед:

В чистом поле, в белом поле.

Теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-то к Терему бежит,

Кто-то к Терему спешит.

Ребенок: Читает выученную заранее роль Мышки – норушки.

Я по полюшку бегу.

Я по белому бегу.

Прямо к Теремку спешу.

Я погреться там хочу.

Кто в Теремочке живет?

Пустите погреться!

Логопед: Забежала Мышка в Теремок и поселилась в нем.

Ребёнок: Читает выученную заранее роль Лягушки –квакушки.

(повтор слов)

Логопед: Забежала Лягушка и поселилась в нем.

Ребёнок: Читает выученную заранее роль Лисички – сестрички.

Логопед: Забежала Лисичка и поселилась в нем.

Ребенок: Читает выученную заранее роль Мухи – горюхи.

Логопед: Залетела Муха и поселилась в нем.

Ребёнок: Читает выученную заранее роль Петушка-золотого гребешка.

Логопед: Весело живут звери в Теремке.

Горя не знают.

Дети по команде логопеда начинают стучать ложками.

Логопед: Что за шум? Кто к нам идет?

Логопед в маске медведя:

«Я Мишенька – медведь,

Я умею песни петь.

А еще я с давних пор.

Замечательный танцор.

Пустите меня в Теремок пожить,

проснулся от зимней спячки,

холодно мне стало.

Погреться к вам в Теремок пришел».

Дети: Ребята хором отвечают медведю.

«Проходи медведь,

Будешь с нами песни петь».

Логопед: «Ой, войду я без оглядки и погрею свои лапки».

Теремок ломается, падает. Пособие на ковролине.

Логопед: Простите меня, я не нарочно. Давайте мы с вами построим новый Теремок. Назовем его Терем.

Дети: Выполняют пальчиковую гимнастику.

Мы построим новый дом,

Крышу сделаем на нем.

Стол поставим, а потом,

Мы гостей всех позовем.

Логопед: Дорогие помощники, вы вместе построили красивый и просторный Терем.

Для каждого героя нашей сказки оказалось место. «Будем в Тереме мы жить и нисколько не тужить». На экране презентации появляется новый Терем.

Итог занятия.

Молодцы, ребята! Вы сегодня узнали много нового и интересного и сыграли по ролям сказку «Теремок на новый лад». Мы сегодня вспомнили о том какие бывают театры, кто выступает на сцене, кто помогает актерам в театре. Узнали об атрибутах и о трупе театра. Вы работали вместе и дружно, помогая друг-другу. Вы проявили фантазию и взаимовыручку. Это самое важное в интересном деле.

Рефлексия:

Логопед: А как вы себя чувствовали в своей роли?

А какое задание вам понравилось больше всего?

За ваше проявленное искусство, актеры театра приготовили для вас сюрприз. Сейчас я позвоню в колокольчик и его вынесут для вас!

Сейчас каждому из вас подарю звездочку.

Это звездочка будет оберегать вас и помогать вам. Вы и сами маленькие звездочки! Радуйте нас своими успехами!

Поощрительные призы для ребят «звездочки».

Мы прощаемся с героями сказки и с волшебным миром театра и возвращаемся обратно в группу. Спасибо вам большое!