Программа дополнительных занятий по развитию речи (3-4 года).
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_rechi_3-4_goda.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33 МОСКОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
Программа дополнительных занятий по развитию речи (3-4 года). |
Педагог Костина Екатерина Олеговна |
Санкт-Петербург, 2023 год
Оглавление
Календарно-тематическое планирование. 7
Список используемой литературы. 29
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Цель и задачи программы
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей.
7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование).
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана на 8 месяцев для детей 3-4 лет и включена в самостоятельную деятельность детей во вторую половину дня. Конспекты упражнений прилагаются.
Каждая самостоятельная деятельность включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, массажными ёжиками и т. д.).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка.
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | Лексическая тема. | Занятие. | Чему учим детей. |
Октябрь | Семья. | «Дружная семья» | Даём понятие о семье; вводим в активный словарь детей имена существительные ( семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребёнок), имена прилагательные (верхний, нижний); употреблять в речи имена существительные в дательном падеже (игра «Кто что делает?»), активизируем глагольный словарь; стимулируем детей рассказывать о своей семье; развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем зрительное и слуховое внимание и память, формируем речевой слух (учим различать близкие по звучанию имена – Оля и Коля). |
Части тела и лица. | «Мишка-топтыжка» | Даём понятие о частях тела; вводим в активный словарь имена существительные (лоб, шея, подбородок, брови, ресницы, плечи, колени и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.); употреблять в речи имена существительные в родительном падеже; стимулируем детей читать знакомое стихотворение; развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; выполнять элементы психогимнастики; развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова – «ногти» и «когти»; развиваем мышление. | |
Ноябрь | Осень. | «Осень, осень, листопад…» | Даём представление о временах года; уточняем основные признаки осени; расширяем активный словарь детей за счёт имён существительных (листопад, лужи, непогода), глаголов (облетать, шуршать, желтеть); согласовывать в речи имена прилагательные с существительными в единственном в единственном и множественном числе (жёлтый листок, жёлтые листья); составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану; развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную; развиваем общие речевые навыки: голос, дыхание, темп речи; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; выполнять пальчиковые упражнения по подражанию; развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух; уточняем и закрепляем в памяти детей названия цветов: красный, жёлтый, зелёный; соблюдать правила подвижной коллективной игры; |
Игрушки | «Любимые игрушки» | Даём понятие об игрушках и разнообразных видах деятельности с ними; вводим в активный словарь детей слова-действия (катать, кидать, возить, качать, поднимать, опускать, махать, строить, повернуться, отвернуться); согласовывать в речи имена прилагательные с существительными (синий мячик, красная машинка, жёлтый кубик) в роде и числе; стимулируем детей описывать свои действия, рассказывать о любимой игрушке; развиваем основные виды моторики: общую и мелкую; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; выполнять элементы психогимнастики; развиваем зрительное и слуховое внимание и память; уточняем и закрепляем в памяти детей названия четырёх основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) и трёх основных фирм (круг, квадрат, треугольник); приучаем детей к порядку – учим убирать игрушки на свои места. | |
Декабрь | Зима, зимние забавы. | «Тихо, тихо снег идёт…» | Закрепляем представление о временах года; знакомим с основными признаками зимы; вводим в активный словарь имена существительными (зима, мороз, снег, лёд, узор, снежинка, санки, снеговик), глаголы (мёрзнуть, щипать, лепить, греться), имена прилагательные (белый, пушистый, холодный, лохматый, средний), наречия (тихо, холодно); составлять коллективный рассказ о зиме по картинному плану; развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную; выполнять самомассаж лица; развиваем общие речевые навыки: дыхание, интонационную выразительность речи; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем зрительное и слуховое внимание, формируем речевой слух (учим различать близкие по звучанию слова – «Ух!» и «Бух!»); согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; расширяем качественный словарь; даём понятие о белом цвете (белый снег); знакомим с тремя величинами и учим их определять: большой, средний, маленький; даём представление и пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине). |
Новогодний праздник. | «Новогодние загадки» | Даём представление о новогоднем празднике; расширяем активный словарь за счёт имён существительных (ёлка, макушка, праздник, подарки, хлопушка, сосулька, свечка), глаголов (встречать, светиться, звенеть), имён прилагательных (блестящий, бумажный, стеклянный, бьющийся, ёлочный); согласовывать в речи имена прилагательные с существительными, образовывать глаголы прошедшего времени 1-го лица; декламировать стихи; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную; выполнять артикуляционные упражнения по подражанию; развиваем физиологическое и речевое дыхание, интонационную выразительность речи; развиваем зрительное внимание; расширяем качественный словарь; образовывать качественные прилагательные и глаголов и имён существительных; даём представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине); учим отгадывать загадки, развиваем мышление. | |
Январь | Одежда. | «Идёт Маша на прогулку» | Знакомим с предметами одежды и её частями; расширяем активный словарь за счёт имён существительных (одежда, воротник, карманы, рукава, пуговица, петля, шарф, варежки, пальто, прогулка), глаголов (одевать, обувать, надевать, повязывать), имён прилагательных (тёплый, пушистый); развиваем общую и мелкую моторику – учим детей застёгивать пуговицы; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем наблюдательность и зрительное внимание; согласовывать в речи имена прилагательные с существительными, существительные с числительными «один», «два», а также с наречием «много»; уточняем и закрепляем в памяти детей названия цветов; рассуждать, делать выводы. |
Посуда. | «Приглашение к обеду». | Даём представление о посуде и её частях; вводим в активный словарь имена существительные (посуда, ручка, носик, дно, крышка, солонка, сахарница, хлебница, салфетница), имена прилагательные (глубокий, мелкий, горячий), глаголы (жевать, пить); согласовывать имена прилагательные с существительными, употреблять в речи имена прилагательные в винительном падеже; расширяем качественный словарь; образовавыть имена прилагательные от существительных (мясной, овощной и др.); координировать речь с движением, развивать чувство ритма; развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную; выполнять дыхательные упражнения по подражанию; развиваем зрительное и слуховое внимание, формируем речевой слух (учим различать близкие по звучанию слова – «Мила» и «мыло»); даём представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине). | |
Февраль | Домашние животные. | «Наши помощники». | Даём представление о домашних животных; о том, какую пользу они приносят, о необходимости заботиться о них; расширяем активный словарь детей за счёт имён существительных – названий домашних животных и их детёнышей, знакомим с названиями частей тела зверей и птиц; вводим в пассивный словарь детей названия жилищ разных животных (будка, коровник, конюшня, курятник, птичник); расширяем активный словарь детей за счёт глаголов (лаять, мяукать, мычать, ржать, кудахтать, гоготать, крякать, кукарекать); развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем у детей голос (умение воспроизводить одинаковые звукоподражания низким и высоким голосом), интонационную выразительность речи; развиваем зрительное и слуховое внимание (узнавать разные звукоподражания – голоса животных), формируем фонематический слух (различать близкие по звучанию слова – «кис-кис» и «кыш-кыш»); согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже, употреблять в речи предлог «для», образовывать названия детёнышей животных от названия взрослого животного; строить фразы по образцу, отвечать на вопросы педагога полными ответами, декламировать знакомые стихи. |
Дикие животные. | «В лесу». | Даём представление о диких животных и их детёнышах; расширяем активный словарь за счёт имён существительных – названия животных и их детёнышей, имён прилагательных (хитрый, длинноухий, косолапый); вводим в активный словарь детей названия жилищ разных животных (дупло, логово, берлога, нора); употреблять в речи предлог «в», образовывать названия детёнышей от названий взрослых животных; согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже; строить фразы по образцу, отвечать на вопросы педагога полными ответами; развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем голос, речевое дыхание; развиваем зрительное и слуховое внимание – учим узнавать звукоподражания – голоса животных. | |
Март | Мамин день. | «Мамочка моя». | Даём представление и празднике 8 Марта; вводим в активный словарь имена существительные (бельё, таз, кран, пена), имена прилагательные (добрая, красивая, умная, ласковая, весёлая, милая, любимая, родная), глаголы (готовить, мыть, стирать, вешать, подметать, отжимать, гладить); уточняем обобщающие понятия (одежда, посуда, продукты); употреблять в речи имена существительные в винительном падеже и глаголы настоящего времени 1-го лица; декламировать стихи; развиваем общую и мелкую моторику; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем зрительное внимание; учим отгадывать загадки, развиваем мышление; формируем желание помогать маме и бабушке в домашней работе. |
Весна. | «На солнечной полянке». | Закрепляем представление о временах года, знакомим с признаками весны; вводим в активный словарь имена существительные (весна, капель, ручей, луч, льдина, подснежник, кочка, почка, верба, поляна), глаголы (обогреть, таять, журчать, набухать), имена прилагательные (жаркий, зимний, весенний), наречия (ярко, радостно, тепло); составлять коллективный рассказ по картинному плану; развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную; вызываем звук [с]; развиваем интонационную выразительность речи, учим хорошо читать знакомую потешку; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; подбираем предметы по цвету, закрепляем название жёлтого и белого цвета; развиваем зрительное и слуховое внимание; соблюдать правила подвижной коллективной игры. | |
Апрель | Мебель. | «Наведём порядок в доме». | Даём представление о мебели; вводим в активный словарь имена существительные (мебель, стол, стул, шкаф, диван, полка, ручка, дверка, ножка, уборка, инструмент, пила, молоток), глаголы (ставить, убирать, подметать, вытирать); закрепляем в речи предлоги (на, в, за, под, около, с (со), из); употреблять в речи имена существительные в родительном и творительном падежах; отвечать на вопросы полными ответами; развиваем общую и мелкую моторику; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем зрительное и слуховое внимание; развиваем мышление; воспитываем в детях желание помогать старшим в домашней работе. |
Транспорт. | «Едем, плаваем, летаем». | Даём представление о транспорте; вводим в активный словарь имена существительные (транспорт, дорога, груз, кузов, рельсы, шпалы, вокзал, аэропорт, самолёт, корабль, автобус, пассажир, поезд); глаголы (ехать, лететь, плыть), имена прилагательные (длинный, короткий, железный, прямой, извилистый, легковой, грузовой), наречия (быстро, медленно, далеко, близко); закрепляем в речи предлоги «в», «по», «за», употребление имён существительных в предложном падеже; отвечать на вопросы полными ответами; развиваем общую, мелкую и артикуляционную моторику; развиваем голос и дыхание (физиологическое и речевое), учим менять темп речи; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем зрительное и слуховое внимание; развиваем мышление, учим отгадывать загадки; соблюдать правила подвижной игры. | |
Май | Цветы, насекомые. | «На лугу-лужочке расцвели цветочки». | Даём представление о луговых цветах и насекомых; вводим в активный словарь имена существительные (растение, цветок, стебель, лист, корень, насекомое, брюшко, усики, лапки), глаголы (жужжать, летать, ползать, расцветать, расти), имена прилагательные (длинный, толстый, тонкий, яркий, гладкий, резной); закрепляем в речи предлог «на», употребление имён существительных в родительном падеже; согласовывать имена прилагательные с существительными в мужском и женском роде в единственном и множественном числе; отвечать на вопросы полными ответами; развиваем общую и мелкую моторику; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; развиваем у детей зрительное и слуховое внимание; развиваем мышление, учим отгадывать загадки. |
Лето. | «Летняя прогулка». | Закрепляем представление о временах года, знакомим с признаками лета; вводим в активный словарь имена существительные (лето, трава, свет, рыба, удочка, рыбак, лодка, весло, лягушка, кукушка, комар, ягоды), глаголы (купаться, загорать, плыть), наречия (жарко, высоко, низко); закрепляем в речи предлоги «на», «в», «под», «около»; согласовывать имена прилагательные с существительными; составлять коллективный рассказ о лете по картинному плану; развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную; вызываем звуки [с] и [з]; развиваем интонационную выразительность речи, учим читать знакомую рифмовку; координировать речь с движением, развиваем чувство ритма; подбирать предметы по цвету, закрепляем названия жёлтого, красного, синего, зелёного, белого и чёрного цвета; развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух. |
Список используемой литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи «Читай-ка». Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, поэтому на первый план выходят задачи: - научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное п...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...
программа дополнительного образования по развитию речи в средней группе "Говоруша"
Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...
программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок. срок...
Презентация к образовательной программе дополнительного образования по развитию речи
Образовательная программа дополнительного образования по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста в кружке "Речецветик"...