Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "День рождения"
план-конспект по развитию речи

- Закрепить представления о весне и ее приметах.

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна».

- Совершенствовать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными; образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов.

 - Совершенствовать навыка составления описательного рассказа.

  - Совершенствовать навыки математических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка».

        

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Развитие речи»

в старшей группе «Кораблики»

по теме «День рождения»

Воспитатель:

Чуклина В.В.

г. Советский

 2019 год

Образовательные области: речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое, музыкальное.

Лексическая тема: «Весна».

Вид занятия: занятие-путешествие.

Цель: выявление знаний у детей по речевому развитию.

Образовательные: 

- Закрепить представления о весне и ее приметах.

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна».

- Совершенствовать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными; образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов.

 - Совершенствовать навыка составления описательного рассказа.

  - Совершенствовать навыки математических представлений.

Развивающие: 

 - Развивать умение логически излагать свою мысль.

 - Развивать память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику.

Воспитательные: 

 - Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь друг другу.

 - Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней.

 - Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Словарная работа: Актуализация словаря.        

Планируемый результат:

 - Активно и выразительно отвечать на вопросы; образовывать существительные в родительном падеже, составлять рассказ по картинам.

Подготовительная работа:

       - Наблюдение на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, деревья, птицы, лёд).

       - Опытно – экспериментальная деятельность: таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно – следственной связи: где быстрее тает.

       -  Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников.

       -  Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

       -  Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, беседы.

       -  Разучивание: дидактической игры, развивающие игры, подвижные игры.

       -  Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный материал: Письмо, пригласительные билеты, сундучок, карта – схема для составления рассказа о весне.

Раздаточный материал: карточки с изображением воды, травы, цветов, колпачки для дня рождения, карточки для разбора слова на звуки, цветные карандаши, ватман с цветами.

Этап,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро! Давайте поприветствуем друг друга и гостей:

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг, улыбнемся всем вокруг.

Сосредотачивают внимание.

Дети здороваются.

Психогимнаика.

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью

Вводно-организационный,

1 -2мин

Организация направленного внимания.

Организация образовательного пространства

А сейчас давайте поздороваемся с солнышком:

(пальчиковая гимнастика)

Смотрит солнышко в окошко. Смотрит в нашу комнатку.     Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку!      

Ой!

 Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите письмецо. Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо.

Отвечают на вопросы.

(дети делают хлопок, кулачок)

(сжимают и разжимают кулачки)

(хлопают в ладоши)

(показывают ладошки)

Обращает внимание детей на конверт с письмом.

Пальчиковая гимнастика.

Беседа.

Двигательное упражнение

Мотивационно-побудительный,

1–2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, задачах.

Создаёт ситуацию мотивационной направленности.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду. Заяц».

Интересно, пригласить-то пригласил, а пригласительных открыток нет.

«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться. А задания я вам приготовила на солнечных лучиках и разбросала их.

Отвечают на вопросы.

Дети внимательно слушают.

Обращает внимание на еще одну записку.

Слушают внимательно письмо.

Создание проблемной ситуации.

Вопросы к детям.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Ребята, больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла - белочка спала

Ло-ло-ло  - у сосны дупло

Лу-лу-лу - дайте нам пилу

ля-ля-ля – вот моя земля

ли-ли-ли – мы козу пасли

лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Молодцы! Да с такими успехами мы всё преодолеем!

Осознают и принимают поставленную задачу.

Дети присаживаются на стульчики.

Повторяют чистоговорки.

Беседа.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

6- мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День - ночь  

Твёрдый - мягкий

Продавать - покупать

Говорить - молчать

Смелый - слабый

Больной - здоровый

Друг - враг

Много - мало

Старый - молодой

Узкий – широкий

Грязный – чистый

Короткий – длинный

Брат  - сестра

Какие же вы молодцы, я думаю, мы с вами быстро найдем свои пригласительные. Давайте посмотрим, какое же следующее задания у нас.

Игра «Подскажи словечко. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Весной снег….

Весной солнце…

Весной сосульки…

Весной деревья…

Весной ручьи…

Весной птицы…

Весной лёд на реке…

Весной травка…

Весной медведь…

Молодцы. Справились и с этим заданием.

 Ох, на этом лучике очень интересное задание. Есть такая пословица. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», объясните, что это значит?

Правильно, а сейчас скажите какой весенний месяц идёт?

Солнечный лучик предлагает вам поделить слова из пословицы на слоги: во-да, март, цве-ты.

(Имя), раздели слово вода на слоги.

(Имя), а ты раздели на слоги март.

Имя), а ты цветы.

Молодцы! Берем следующий лучик.

Сейчас я прочитаю вам рассказ о Весне, а вы внимательно слушаете и придумываете свой рассказ, не похожий на мой, а помогут вам с этим схемы.

Наступила весна, ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Расцветают первые весенние цветы. Просыпаются насекомые. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Люди радуются наступившей весне.

И так, кто хочет составить рассказ?

Молодцы, вы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть.

Дети называют противоположные слова.

Обращают внимание на лучик.

Дети продолжают предложения.

Тает, исчезает.

Греет, припекает, светит.

Тают, капают.

Оживают, просыпаются.

Бегут, журчат.

Возвращаются, прилетают, поют песни, вью гнезда.

Тает, трещит, ломается, плывёт.

Зеленеет, пробивается, растет.

Просыпается, выходит из берлоги, греется на солнышке.

В марте тает снег, в апреле появляется первая травка, в мае зацветает первоцвет.

Апрель.

В слове вода два слога.

В слове март один слог.

В слове цветы два слога.

Обращают внимание на доску, где расположены схемы.

Внимательно слушают.

2 – 3 детей составляют рассказ, дети оценивают товарищей.

Дидактическая игра.

Динамическая пауза, 1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Говорит и показывает движения по тексту

Спал цветок и вдруг проснулся,

 Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Располагаются на ковре в произвольном порядке и выполняют движения по тексту.

Туловище вправо, влево.

Туловище вперед, назад.

Руки вверх, потянуться.

Руки вверх, вправо, влево.

Покружиться.

Игровые приёмы.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Практическая работа  

5–10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Берём следующий лучик. Лучик предлагает поиграть в игру, которая

называется «Звуки». Сначала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Чем они отличаются?

Я сейчас буду называть звуки – если вы услышите гласный звук, то хлопните, если услышите согласный звук, то топните. (о, р, м, ы, а, з, к, у, ш, э, п).

Молодцы справились с заданием.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какое слово спряталось»

(На карточках нарисован дом).

- Ребята, как вы думаете какое слово, здесь спряталось?

Разберём слово дом на звуки.

(Имя), а ты пойди и сделай звуковой анализ слова на доске.

(Имя), сколько всего звуков в слове дом?

(Имя), Какой первый звук в слове дом?

(Имя), какой второй звук

Имя), Какой последний звук в слове дом?

Сколько в слове дом гласных звуков?

Какой?

Сколько согласных звуков в слове дом?

Какие? Назовите?

Проверьте глазками у вашего соседа.

Умницы! Вот и справились вы со всеми заданиями.

Гласные и согласные.

Гласные звуки можно пропеть, проговорить, прокричать. А согласные встречают препятствия при произношении.

Внимательно слушают, если воспитатель называет согласный – топают, если гласный – хлопают.

Слово дом.

Дети за столом на карточках разбирают слово.

Всего три звука.

Первый звук в слове дом – Д он согласный твёрдый, синяя фишка.

Второй звук – О он гласный, красная фишка.

Последний звук – М он согласный твердый, синяя фишка.

Гласный звук один.

О.

В слове дом два согласных звука.

Это Д и М.

Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым.

Рефлексивно-корригирующий

(для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), 3 мин

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами

Давайте подарим солнышку вместо лучиков цветочки. Если вам понравилось занятие – подарите солнышко, а если вам было немного трудно – облачко.

Дети дарят солнышко

или облачко.

Умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Заключительный этап. Рефлексия,

1 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Ой, посмотрите, а что это у нас там на столике в домике? (обращает внимание на сундучок, который стоит на столе).  Надевайте колпачки, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями Зайчику.

 Но на день рождения принято дарить подарки.

Давайте подарим зайчику картину из цветов. Но картина у нас с вами черно- белая, поэтому я предлагаю вам раскрасить её красочно.

Дети подходят, открывают сундучок и достают пригласительные билеты.

Дети уходят в свободную деятельность, раскрашивают картину по номерам.

В домике стоит сундучок с пригласительными.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность  элементарных навыков самооценки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка».

        

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Развитие речи»

в старшей  группе «Кораблики»

по теме «День рождения»

Воспитатель:

Чуклина Виктория Викторовна

г. Советский

 2019 год

Образовательные области: речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое, музыкальное.

Лексическая тема: «Весна».

Вид занятия: занятие-путешествие.

Цель: выявление знаний у детей по речевому развитию.

Образовательные: 

- Закрепить представления о весне и ее приметах.

- Уточнить, расширить и активизировать  словарь по теме «Весна».

- Совершенствовать грамматический строй речи:  согласование числительных с существительными; образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов.

 - Совершенствовать навыка составления описательного рассказа.

  - Совершенствовать навыки математических представлений.

Развивающие: 

 - Развивать умение логически излагать свою мысль.

 - Развивать память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику.

Воспитательные: 

 - Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь друг другу.

 - Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней.

 - Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца..

Словарная работа: Актуализация словаря.        

Планируемый результат:

 - Активно и выразительно отвечать на вопросы; образовывать существительные в родительном падеже, составлять рассказ по картинам.

Подготовительная работа:

       - Наблюдение на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, деревья, птицы, лёд).

       - Опытно – экспериментальная деятельность: таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно – следственной связи: где быстрее тает.

       -  Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников.

       -  Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

       -  Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, беседы.

       -  Разучивание: дидактической игры, развивающие игры, подвижные игры.

       -  Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный материал:   Письмо, пригласительные билеты, сундучок, карта – схема для составления рассказа о весне.

Раздаточный материал: карточки с изображением воды, травы, цветов, колпачки для дня рождения, карточки для разбора слова на звуки, цветные карандаши, ватман с цветами.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро! Давайте  поприветствуем друг друга и гостей:

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг

Воспитатель:  А сейчас давайте поздороваемся с солнышком:

(пальчиковая гимнастика)

Смотрит солнышко в окошко  (дети делают хлопок, кулачок)
Смотрит в нашу комнатку.     (сжимают и  разжимают кулачки)
Мы захлопаем в ладошки,     (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку!          (показывают ладошки )

В: Ой!

                   Кто-то бросил мне в оконце,

                   Посмотрите письмецо.

                   Может это лучик солнца

                   Что щекочет мне лицо.

( Обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)

«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду. Заяц».

Воспитатель: Интересно, пригласить-то пригласил, а пригласительных открыток нет.

(Обращает внимание на еще одну записку) 
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться. А задания я вам приготовила на солнечных лучиках и разбросала их.

Воспитатель: 

Ребята, больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала
Ло-ло-ло – у сосны дупло
Лу-лу-лу – дайте нам пилу
ля-ля-ля – вот моя земля
ли-ли-ли – мы козу пасли
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Молодцы! Да с такими успехами мы всё преодолеем.

Воспитатель:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Твёрдый - мягкий
Ночь - день
Продавать - покупать
Говорить - молчать
Сильный - слабый         
Больной - здоровый
Друг - враг
Много - мало
Старый - молодой
Узкий - широкий
Грязный - чистый

Короткий - длинный
Брат – сестра

Воспитатель: Какие же вы молодцы, я думаю, мы с вами быстро найдем свои пригласительные. Давайте посмотрим, какое же следующее задания у нас.

Воспитатель: Игра  «Подскажи словечко. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Весной снег (тает, исчезает)

Весной солнце… (греет, припекает, светит)

Весной сосульки. (тают, капают)

Весной деревья… (оживают, просыпаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают, поют песни, строят гнёзда)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт)

Весной травка… (зеленеет, пробивается, растёт)

Весной медведь (просыпается, выходит из берлоги, греется на солнышке).

Воспитатель: Молодцы. Справились и с этим заданием.

 Ох, на этом лучике очень интересное задание. Есть такая пословица. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», объясните, что это значит?

Дети: (в марте тает снег, в апреле появляется первая травка, в мае зацветает первоцвет). Воспитатель: Правильно, а сейчас скажите какой весенний месяц идёт?

Дети: Апрель.

Воспитатель: Солнечный лучик предлагает вам поделить слова из пословицы на слоги: во-да, март, цве-ты.

- (Имя), раздели слово вода на слоги.

В слове вода два слога.

- (Имя), а ты раздели на слоги март.

В слове март один слог.

- (Имя), а ты цветы.

В слове цветы два слога.

Воспитатель: Молодцы! Берем следующий лучик.

Сейчас я прочитаю вам рассказ о Весне, а вы внимательно слушаете и придумываете свой рассказ, не похожий на мой, а помогут вам с этим схемы (обращает внимание на доску, схему).

Наступила весна, ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Расцветают первые весенние цветы. Просыпаются насекомые. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Люди радуются наступившей весне.

Воспитатель: И так, кто  хочет составить рассказ? (2- 3 детей составляют рассказ, дети оценивают рассказ товарищей).

Воспитатель: Молодцы, вы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель: Берём следующий лучик. Лучик предлагает поиграть в игру, которая

называется «Звуки». Сначала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Гласные звуки можно пропеть, проговорить, прокричать. А согласные встречают препятствия при произношении.

Воспитатель: Я сейчас  буду называть звуки – если вы услышите гласный звук, то хлопните, если услышите согласный звук, то топните. (о, р, м, ы, а, з, к, у, ш, э, п).

 Молодцы справились с заданием.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какое слово спряталось»

(На карточках нарисован дом).

- Ребята, как вы думаете какое слово, здесь спряталось?

Дети: Дом.

Воспитатель: Разберём слово дом на звуки.

ети за столом на карточках разбирают слово)

Воспитатель: (Имя), а ты пойди и сделай звуковой анализ слова на доске.

- (Имя), сколько всего звуков в слове дом?

Всего три звука.

- (Имя), Какой первый звук в слове дом?

- Первый звук в слове дом – Д он согласный твёрдый, синяя фишка.

- (Имя), какой второй звук

Второй звук – О он гласный, красная фишка.

- (Имя), Какой последний звук в слове дом?

Последний звук – М он согласный твердый, синяя фишка.

Воспитатель: Сколько в слове дом гласных звуков?

Дети: Гласный звук один.

Воспитатель: Какой?

Дети: О.

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове дом?

Дети: В слове дом два согласных звука

Воспитатель: Какие? Назовите?

Дети: Это Д и М.

Воспитатель: Проверьте  глазками  у вашего соседа.

Умницы! Вот и справились вы со всеми заданиями.

Давайте подарим солнышку вместо лучиков цветочки. Если вам понравилось занятие – подарите красный цветок, а если вам было немного  трудно – синий.

 Воспитатель: Ой, посмотрите, а что это у нас там на столике в домике? (обращает внимание на сундучок, который стоит на столе). Дети подходят, открывают сундучок и достают пригласительные билеты.  Надевайте колпачки, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями Зайчику. Но на день рождения принято дарить подарки.

Давайте подарим зайчику картину из цветов. Но картина у нас с вами черно- белая, поэтому я предлагаю вам раскрасить её красочно. (Дети уходят в свободную деятельность, раскрашивают картину по номерам).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении  первого  звука в слове.Совершенствовать  произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словарь: Уп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие к Мишке на день рождения"

Задачи: Обучающие:-Упражнять в  определении первого звука в слове;-Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существите...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Программное содержание:З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словар...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...