Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие к Мишке на день рождения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кардаш Татьяна Александровна

Задачи:

 Обучающие:

-Упражнять в  определении первого звука в слове;

-Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных;

-Упражнять в делении слов на слоги;
- Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление (использование технологии ТРИЗ);

-Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением;

-Продолжить знакомство детей с многозначными словами;

-Упражнять детей в образовании  новых слов;

- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний;

-Закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным;

 

Развивающие:

-Развивать артикуляционный аппарат, дикцию и интонацию;

-развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

-использовать инновационные  здоровьесберегающие технологии (логоритмика, психогимнастика, артикуляционная гимнастика);

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества: доброжелательность, желание помочь кому-либо, бережное, заботливое отношение к животным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к Мишке на день рождения»

Задачи:

 Обучающие: 

-Упражнять в  определении первого звука в слове;

-Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных;

-Упражнять в делении слов на слоги;
- Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление (использование технологии ТРИЗ);

-Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением;

-Продолжить знакомство детей с многозначными словами;

-Упражнять детей в образовании  новых слов; 

- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний;

-Закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным;

Развивающие: 

-Развивать артикуляционный аппарат, дикцию и интонацию;

-развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

-использовать инновационные  здоровьесберегающие технологии (логоритмика, психогимнастика, артикуляционная гимнастика);

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества: доброжелательность, желание помочь кому-либо, бережное, заботливое отношение к животным.

 

Материал: листья красного, зеленого, оранжевого, коричневого  цвета, вырезанные из бумаги; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, технические средства обучения, схема для моделирования сказки, игрушка-заяц.

Предварительная работа: 

Чтение сказки «Заюшкина избушка», проведение психогимнастики, логоритмики, артикуляционной гимнастики, словесных и дидактических игр.схема для моделирования сказки.

Ход занятия:  Организационный момент. 
Добрый день! Веселый час! 
Очень рада видеть вас. 
Вы друг другу повернитесь, улыбнитесь. 
И тихонечко садитесь. (дети присаживаются на стулья, поставленные полукругом).

В.- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала письмо  вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе./открываем письмо/.

Ребята, это письмо от нашего косолапого друга. Кого называют косолапым? Почему?
    «Здравствуйте, дорогие ребята!  У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех в гости. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет. А что это белеет на елочке? Да это записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания и выполнить все задания». Давайте собираться в дорогу?
-Ребята, что мы оденем? Почему? (Куртки, шапки, сапожки.) Правильно, ребята, потому что наступило какое время года?

-Как изменилась погода? (Осень и стало прохладно, часто идут дожди и дует ветер).

-Давайте покажем, как дует ветер? (логоритмика)

Ветер по лесу летал –

         ф-ф-ф, ф-ф-ф.                         Качать поднятыми вверх руками.

И с деревьями играл –

         ф-ф-ф, ф-ф-ф.

Ветви сильно раскачались –

         ух, ух!                                    Сильно качать руками.

И листочки испугались –

         ш… ш…                                Взмахивать кистями рук.

Задрожали, задрожали –

         ш-ш-ш, ш-ш-ш.                     Быстро взмахивать кистями рук.

Оторвались и упали – ах!              Плавно опускать руки.        

-Молодцы! Ребята, а где живет медведь? (В лесу.)

 - Вперед, в дорогу. Ребята, посмотрите, какая красивая   полянка, сколько на ней листочков! Какого они цвета? Возьмите по одному листочку и определите какой первый звук в этом слове. (желтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый, рыжий, бордовый)
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

Ребята, а кто живет в лесу?

 • В лесу живет не одна белка, а много (белок)
• Не одна лиса, а много … (лис)
• Не один волк, а много … (волков)
• Не один заяц, а много … (зайцев)
• Не один еж, а много … (ежей) 
• Не один медведь, а много … (медведей) . 

-Ребята, в лесу живут не только животные, но и насекомые. Каких насекомых вы знаете? (перечисляют).

-Обратите внимание на экран. Правильно, это паук сплел паутину. Какая она?

Давайте покажем,  какая паутинка.

(Образные  перевоплощения. Психогимнастика)

Паутинка

Я – легкая паутинка. Мне спокойно и приятно висеть, прицепившись к ветке дерева, но вдруг меня оторвал порыв ветра. Стало страшно. Я летела-летела и, постепенно мне стало очень хорошо и радостно лететь и кружиться над землей.(фонограмма легкой музыки).

-В.Ребята, вы слышите - кто-то плачет!

Здесь мокрый и грустный заяц. Давайте ему поможем.

-Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый? (Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.)

(Обсуждение с детьми противоречий в погоде).

- Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой? 
-Что хорошего в дожде? (Все растет, свежий воздух после дождя…) 
-А что плохого в дожде? (Можно заболеть.)

- Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.

-А солнце  какое, хорошее или плохое? 
- Ребята, что хорошего в солнце? (Оно ласковое, теплое, от него светло…) 

- А что плохого может быть в солнце? ( Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.)

-Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

-Как мы можем помочь зайцу? (Высушить, согреть одеялом, положить на солнышко.)

-Давайте его укутаем теплым одеяльцем   сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц? («Заюшкина избушка.»)

-Да, ребята, наш зайка из сказки «Заюшкина избушка». А вспомнить героев этой сказки нам поможет вот эта таблица. Герои этой сказки обозначены кружками. Нужно нарисовать характерные черты в облике каждого животного.

 Моделирование сказки. 

2

-Нарисуем сначала главных героев сказки.

 -Что отличает лису от других животных?

-Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

3

-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

4

-Что же произошло дальше?

-А что отличает собаку в нашей сказке?

-Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

5

-Что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

-Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

6

-А что есть у петушка особенного?

-Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

7

-Чем же, заканчивается сказка?

-Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку! Посмотрите, а зайка наш подсох и повеселел! Попрощаемся с зайцем- нам пора в дорогу.

– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Кто это может быть? Это белочка! Чем она занимается осенью? (Делает запасы на зиму).

-Покажите, какие она собирает грибы?

(Артикуляционная гимнастика.)

 Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножкахОткрывать и закрывать рот, не опуская язык.

Орешки для белочки. Открыть рот. Кончиком языка изнутри оттопырить сначала одну, затем другую щеку.

Белочка цокаетЩелкать языком. Изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.(фонограмма песни про белочку).

 - Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое: нужно разделить слова на слоги.
Воспитатель  произносит слова:осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад.(Дети  хлопками делят слова на слоги).

- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

– Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес.

Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. 
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова.

-Нужно идти  дальше, а сил совсем нет,  может, отдохнем?

-Давайте поиграем в игру, я буду мама- животное, а вы мои детеныши.

- Я медведица – вы (медвежата) (имитируют повадки животных)

- Я волчица – вы (волчата)

- Я зайчиха – вы (зайчата)

- А теперь наоборот:

- Вы ежата, я (ежиха)

- Вы мышата, я (мышь)

- Вы лисята, я (лиса). Молодцы!

– Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Ребята, лягушка поможет нам перейти болото, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

 (демонстрация слайдов)  

медведь   лиса       солнце
волк      белка       окно
лось      сорока   дерево
аист      ворона   яблоко

- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушка подсказывает нам, что можно перейти болото по кочкам. Идем дальше к медвежьему  домику.

 – Ребята, посмотрите, под елкой что-то  стоит. Да это сундучок, но он закрыт. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Как же нам его открыть? Посмотрите, здесь есть записка. Что же в ней написано? (читаю : сундучок откроется, если ребята  мы подберут слова, которые отвечали бы на вопросы:  «Какой?» и «Что делает?»)

 А подбирать слова мы будем к слову «Медведь».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Медведь /какой?/ – большой, неуклюжий, добрый, бурый (белый), вежливый, трудолюбивый, заботливый, пушистый.
Медведь /что делает?/ – спит,  бегает, пляшет, радуется, прячется, убегает и т.д.
Настроение у Медведя /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.
А гости  на  дне рождения /что делают?/- веселятся,  радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что Медведю  очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на его день рождения. Значит, не обманула нас Сорока.

– Ребята, а как вы думаете, Медведь уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/
- Интересно, куда он  положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.
- Для сахара? / Cахарница/.
- Для конфет? /Конфетница/.
- Для салата? /Салатница/.
- Для салфеток? /Салфетница/.
- Для масла? /Масленка/.
- Для соли? /Солонка/.

Ребята, как вы думаете, Мишка  будет нас угощать вареньем?(Конечно,ведь Маша много наварила варенья.)

Из каких фруктов варят варенье?

-Варенье из яблок как называется ? (яблочное)

-варенье из груш? (грушевое)

- варенье из лимонов? ( лимонное)

- варенье из апельсинов (апельсиновое)

А как вы думаете можно сварить варенье сразу из двух или трех фруктов? Варенье сваренное из дух - трех фруктов, например из яблок и груши называется ассорти (повторить хором).

- А теперь Мишка и Маша  приглашают нас за праздничный стол.(фонограмма песни из мультфильма «Маша и медведь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи и культуре общения в средней группе. День рождение пчелки.

В этическом воспитании детям показывается  эффективность доброжелательного , културного общения и поведения , воспитание  желания быть добрым , отзывчивым , вежливым;В речевом воспитан...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Программное содержание:З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словар...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему "День защитников Отечества"

Цель: развитие и совершенствование речи детей.Задачи:1.Образовательные:Закрепить знания о всенародном празднике воинов;уточнить, кто такие защитники отечества;2.Развивающие:развивать представлени...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Придумывание сказки «День рождения зайца» по плану воспитателя"

Упражнять детей последовательно и  связно рассказывать придуманную сказку по предложенному воспитателем плану, используя в речи сложных предложения. Подвести к использованию сказочного зачина и к...