Конспект занятия по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "Петушок с семьей" (по произведению К.Д. Ушинского)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

 Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Севастополя «Детский сад № 133»

Конспект занятия для детей средней группы по речевому развитию

Тема: обучение детей пересказу с опорой на графические схемы

«Петушок семьей» (по К.Д.Ушинскому)

Подготовила : воспитатель

Аганина Ирина Петровна

Севастополь, 2022г

Цель:

Формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

  1. Развитие произвольного зрительного внимания, памяти.
  2. Активизация словаря по теме «Домашние птицы».
  3. Развитие диалогической речи, развитие связной речи.
  4. Импровизация движений в соответствии с текстом стихотворения.

Методические приемы:

Чтение рассказа, отгадывание загадки; дидактическая игра «Часть и целое», дидактическая игра «Что изменилось?»; договаривание предложений детьми; рассматривание предметных картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки.

Оборудование:

Сюжетная картинка «Петушок с семьей»; предметные картинки: петух, курица, цыплята, утка, утята, гусь, голубь; разрезная картинка «Петух»; графические схемы.

Предварительная работа:

  • изучение лексической темы «Домашние птицы».
  • Разучивание стихов, песенок, потешек по теме.
  • рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Лепка петуха;
  • Рисование петуха, курицы, цыплят.

Ход занятия

Организационный момент

Рассматривание детьми сюжетной картины «Петушок с семьей».

Воспитатель: отгадайте загадку:

На голове – красный гребешок,

Под носом – красная бородка,

На хвосте – узоры,

На ногах – шпоры.

Раньше всех встает,

Голосок подает.

Дети: петух

Воспитатель: какие слова помогли вам догадаться?

Дети: красный гребешок, красная головка, на хвосте узоры, громко поет.

Воспитатель: Давайте соберем из частей картинку петуха.

Дети берут разрезные картинки, называют части, складывают целое.

дидактическая игра «Часть и целое».

Воспитатель: Послушайте рассказ К.Д.Ушинского, который называется «Петушок с семьей» с демонстрацией сюжетной картины.

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети-петушка колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя-петушок зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили – подрались. Петя-петушок их помирил: сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: ку-ка-ре-ку!.

Беседа по содержанию рассказа:

- О ком говорится в рассказе? (О петушке с семьей).

- Где ходит петушок? (во дворе, по двору).

- Где у Петушка гребешок? (на голове)

- Где у Петушка бородка? ( под носом )

- Где у Петушка шпоры? ( на ногах).

- На что похож хвост петуха? Почему? (на колесо, на нем узоры из цветных перышек).

- Что нашел петушок? (зернышко).

- Кого он позвал? (курочку с цыплятами).

- Почему цыплята подрались? (зернышко не поделили).

- Как их помирил петушок? (сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»).

Дидактическая игра «Что изменилось

Воспитатель: Кого вы видите на картинках? Как их можно назвать одним словом?

Перед детьми 5 предметных картинок: петух, курица, цыплята, утка, утята, гусь.

- Поиграем в игру «Что изменилось?»

Воспитатель меняет местами картинки, добавляет новую (голубь), убирает. Дети говорят об изменениях.

- Из предметных картинок с изображением птиц отберите те, которые подходят к нашему рассказу.

Дети отбирают предметные картинки с изображением петуха, курицы, цыплят.

Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворения.

Наши уточки с утра-

Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (идут по кругу вперевалочку, как утки)

Наши гуси у пруда –

Га-га-га, га-га-га! (идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад, как

крылья)

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко, ко-ко-ко! (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по

бокам)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку! (поднимаясь на цыпочки, вытягивают шею вверх)

Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне поможете.

воспитатель выставляет графические схемы, а. дети добавляют нужные слова.

- Ходит по двору (кто?) (петушок)

- На голове у петушка (что?) (красный гребешок)

- Под носом у петушка (что?) (красная бородка)

- Хвост у Петушка (какой?) (колесом)

- На ногах у петушка (что?) (шпоры)

- Петушок нашел (что?) (зернышко)

- Зовет петушок (кого?) (курочку с цыплятами)

- Они зернышко не поделили, (что сделали?) (подрались)

- Петя-петушок их помирил (как?) (крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»)

Воспитатель: давайте повторим рассказ, а помогут нам графические схемы.

Дети по очереди, опираясь на графические схемы, составляют пересказ.

В конце занятия воспитатель положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Закрепление изученного материала вне занятия:

  • упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки – плана рассказа.
  • Повторить рассказ с опорой на графические схемы.
  • Повторить упражнение «Что изменилось?» (5-6 элементов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "В гости к нам лиса пришла".

Данный материал был разработан с целью приобщения детей 4-5 лет к русской народной литературе....

Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»

Интегрированное занятие по речевому развитиюдля детей среднего дошкольного возраста«Моя семья»...

Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста«Моя семья» Цель:Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Формирование представлений у...

Конспект занятия по речевому развитию для детей младшего возраста Тема: «Моя семья»

Конспект занятия по речевому развитию для детей младшего возрастаТема: «Моя семья»...

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы "Три кота в гостях у детей"

Конспект для закрепления знаний правил дорожного движения у детей средней группы...

Конспект ОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "Лесные жители".

Конспект ОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "Лесные жители."...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Мы ходили в зоопарк»

Ход занятия.- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Улыбнитесь гостям, чтобы у всех сегодня было хорошее настроение.Мотивационно-ориентировочный этап.Постановка проблемы (запуск активности)Сегодня мн...