Конспект занятия по речевому развитию "Звук Н" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пустовойтенко Татьяна Владимировна

Воспитатель: Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область

Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Звук [Н]» старший дошкольный возраст

Цель: Ознакомление детей с новым согласным звуком [Н].
Задачи:
1. Учить выделять звук [Н] в ряду других звуков, слогах, словах.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал: звук [Н], звуковые кубики, кукла, предметные картинки.
 

Ход занятия


Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).

 

- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук [Н]).
- Сегодня к нам на занятие пришел звук [Н]. Он хочет с вами поиграть, но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.

 

  1. «Заборчик»

Улыбнитесь, покажите зубки, удерживайте губы в улыбке.

Наши губки улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «иииии» скажи,

свой заборчик покажи.

  1. Любопытный язычок

Язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните, посмотрите, как язык протискивается наружу между зубами.

  1. «Птенчик»

Ребята, вы будете птенчики, а я птичка-мама, сейчас я буду вас кормить. Откройте широко рот (покажите, как это делать) и останьтесь так, пока я вас не покормлю.

Ротик шире открывай —

Кушай, птенчик, не зевай!

  1. Упражнение «Пропеллер»

Улыбнитесь, сильно подуйте и, двигая пальцем перед губами, как пропеллер постарайтесь услышать его звук.

Посмотрите, как правильно произносить звук [Н] - рот закрыт, губы не пускают воздух, и язычок поднят вверх, он тоже не хочет пропускать воздух. Но воздух нашел путь: он идет через нос. Нос сердится и «гудит».

Произносим все вместе, по отдельности.

Звук [Н] хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук [Н], или согласный.
- Произнесите звук [Н]. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук [Н], или глухой? (Звук [Н] – звонкий).
- Как вы узнали, что звук [Н] – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук [Н]? (В синей, потому что звук [Н] – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук [Н]).

- Расскажите еще раз все о звуке [Н] (Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый).
А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [Н]: [м-л-н-с-п-б-м-т-н-г].

Следующее задание – я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Н]: [НО-СО-НА-МУ-ЛА-РУ-НИ-УМ-НУ].

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

«Топни ногой»

А теперь я буду произносить слова со звуком [Н], а вы топните ногой, когда услышите слова со звуком [Н]: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант.

Игра «Хлопай, не зевай»

— Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно

Баман — банан — банам — панам

Милон — лиман — лимон — нимол

Дивам — тиван — видан — диван

Игра «Наоборот»

— Верхний, а наоборот как будет? — Нижний.

высушить—… намочить

веселый—… грустный

короткий—… длинный

налево—… направо

снять—… надеть

высоко—… низко

под—… над

Игра «Какой картинки не стало»:


- Я покажу картинки, в названии которых есть звук [Н]: ножницы, ноты, носки, батон, бант (педагог убирает одну из картинок).

- Чего не стало? (Не стало носков).

- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).

 

Ребята, Вы любите петь? А давайте вместе с вами попоем, повторяйте за мной!

Ан-ан-ан — шёл домой баран.

На-на-на — кошка у окна.

Ин-ин-ин — сколько здесь картин!

Ни-ни-ни — в книжку загляни.

Он-он-он — важно ходит слон.

Но-но-но-но — попугай клевал пшено.

Ын-ын-ын — В огороде тын!

Ен-ен-ен — в доме много стен!

Ун-ун-ун — лошадей табун.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Ани-ани-ани — расписные сани.

 

«Доскажи словечко»


= маши..., сте..., карти..., мали..., обезья..., корзи...

Итог занятия:


- Расскажите все о звуке [Н] (Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком [Н].

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_n.docx450.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Звук [Н]» старший дошкольный возраст

Цель: Ознакомление детей с новым согласным звуком [Н].
Задачи:
1. Учить выделять звук [Н] в ряду других звуков, слогах, словах.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал: звук [Н], звуковые кубики, кукла, предметные картинки.

Ход занятия


Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).


- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук [Н]).
- Сегодня к нам на занятие пришел звук [Н]. Он хочет с вами поиграть, но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.

  1. «Заборчик»

Улыбнитесь, покажите зубки, удерживайте губы в улыбке.

Наши губки улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «иииии» скажи,

свой заборчик покажи.

  1. Любопытный язычок

Язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните, посмотрите, как язык протискивается наружу между зубами.

  1. «Птенчик»

Ребята, вы будете птенчики, а я птичка-мама, сейчас я буду вас кормить. Откройте широко рот (покажите, как это делать) и останьтесь так, пока я вас не покормлю.

Ротик шире открывай —

Кушай, птенчик, не зевай!

  1. Упражнение «Пропеллер»

Улыбнитесь, сильно подуйте и, двигая пальцем перед губами, как пропеллер постарайтесь услышать его звук.

Посмотрите, как правильно произносить звук [Н] - рот закрыт, губы не пускают воздух, и язычок поднят вверх, он тоже не хочет пропускать воздух. Но воздух нашел путь: он идет через нос. Нос сердится и «гудит».

Произносим все вместе, по отдельности.

Звук [Н] хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук [Н], или согласный.
- Произнесите звук [Н]. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук [Н], или глухой? (Звук [Н] – звонкий).
- Как вы узнали, что звук [Н] – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук [Н]? (В синей, потому что звук [Н] – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук [Н]).

- Расскажите еще раз все о звуке [Н] (Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый).
А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук
[Н]: [м-л-н-с-п-б-м-т-н-г].

Следующее задание – я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Н]: [НО-СО-НА-МУ-ЛА-РУ-НИ-УМ-НУ].

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

«Топни ногой»

А теперь я буду произносить слова со звуком [Н], а вы топните ногой, когда услышите слова со звуком [Н]: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант.

Игра «Хлопай, не зевай»

— Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно

Баман — банан — банам — панам

Милон — лиман — лимон — нимол

Дивам — тиван — видан — диван

Игра «Наоборот»

— Верхний, а наоборот как будет? — Нижний.

высушить—… намочить

веселый—… грустный

короткий—… длинный

налево—… направо

снять—… надеть

высоко—… низко

под—… над

Игра «Какой картинки не стало»:


- Я покажу картинки, в названии которых есть звук [Н]: ножницы, ноты, носки, батон, бант (педагог убирает одну из картинок).

- Чего не стало? (Не стало носков).

- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).

- Кто такой носорог? (Носорог – дикое животное жарких стран).

Ребята, Вы любите петь? А давайте вместе с вами попоем, повторяйте за мной!

Ан-ан-ан — шёл домой баран.

На-на-на — кошка у окна.

Ин-ин-ин — сколько здесь картин!

Ни-ни-ни — в книжку загляни.

Он-он-он — важно ходит слон.

Но-но-но-но — попугай клевал пшено.

Ын-ын-ын — В огороде тын!

Ен-ен-ен — в доме много стен!

Ун-ун-ун — лошадей табун.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Ани-ани-ани — расписные сани.

«Доскажи словечко»


= маши..., сте..., карти..., мали..., обезья..., корзи...

Итог занятия:


- Расскажите все о звуке [Н] (Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком [Н].

C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\


C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\

C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\


C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\

C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\


C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\

C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\


C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\

C:\Users\_VIP_\Downloads\Telegram Desktop\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

Рабочая программа факультативных занятий по речевому развитию для старшего дошкольного возраста «ЛОГОЗАВРИЯ»

Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Постановка нарушенных звуков часто затруднена, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого ...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...

Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста. Тема: «Синонимы и антонимы».

Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста. Тема: «Синонимы и антонимы»....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Хитрый Лис и Умная Уточка"

Занятие по речевому развитию детей 5-6 лет направлено на совершенствование умения пересказывать литературное произведение от лица героя близко к тексту, передавая отношение к событию разными средствам...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие по весеннему лесу".

Конспект  содержит методические  разработки по реалиизации  модуля речевое развитие детей старшего дошкольного  возраста с ТНР....