Пересказ как средство развития речи старших дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Цепакина Анна Николаевна

Материал к самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема “Пересказ как средство развития  речи старших дошкольников ”

Актуальность выбранной темы:

  В ряду задач, стоящих перед дошкольными   учреждениями, важное  место  занимает задача  подготовки детей к  школе. Одним из основных показателей  готовности ребёнка  к  успешному  обучению является правильная, хорошо развитая речь.       Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

   Развитие связной речи  является  одним  из   важнейших  условием успешности  обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и произведений художественной литературы

  Пересказ является первым видом рассказа, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.

  Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа для речевого развития ребенка. Значение пересказа высоко оценивали в классики педагогики, такие как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой.

Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно передать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.

Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.

  Выбранную тему я считаю крайне актуальной, так как  важно  заботиться о своевременном формировании связной (монологической) речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения речи.

Цель:

  Повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по использованию методов и приемов в  развитии речи старших дошкольников через пересказ.

Задачи:

  • формирование у детей грамматически правильной речи, обогащение словарного запаса и закрепление произношения трудных звуков русского языка.
  • формированию у детей выразительной речи.
  • развитие  произвольного внимания, памяти и воображения. 
  • развите эмоционально-нравственных качеств ребенка , таких как, смелость, радушие, взаимовыручка,   умение сопереживать и сочувствовать героям произведения.
  • формирование волевых процессов: усидчивость и умение дослушать повествование до конца.
  • формирование любознательности и читательской активности, склонности к самостоятельной читательской деятельности.
  • формирование полноценного эстетического восприятия произведения.

Для успешной реализации поставленных задач были определены следующие этапы работы:

  1. Подготовительный
  • Углубление методических знаний.
  • Изучение необходимой литературы, знакомство с современными подходами и достижениями в области выбранной темы.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для создания  развивающей предметно-пространственной среды.
  • Проведение диагностики, с  целью выявления особенностей воспитанников, их недостающих знаний по  заданной теме.
  • Создание календарно-тематического планирования

  1. Основной этап. Практический
  • Реализация поставленных задач в рамках НОД и в соответствие с календарно-тематическим планированием.
  • Сотрудничество с родителями, вовлечение их в воспитательный и образовательный процесс ДОУ.
  • Своевременное внесение дополнений и корректировки в  соответствие с изменением учебного процесса группы. А также разработка методов работы при возникновении затруднений у  отдельных воспитанников и разработка дополнительных  заданий для  детей более успешных в обучении.
  1. Заключительный этап.
  • Проведение диагностики с целью обоснования полученных результатов.
  • Обобщение и внедрение опыта.
  • Определение перспектив в работе с детьми и родителями.

Формы работы с детьми:

  • Литературное чтение.
  • Словарная работа с незнакомыми, новыми словами.
  • Работа с иллюстрацией, соотнесение иллюстраций с текстом.
  • Обучение пересказу с опорой на ключевые слова.
  • Обучение пересказу с опорой на наглядный материал.
  • Заучивание фрагментов текста наизусть.
  •  Обучение составлению плана пересказа

 

Выход темы:

  • Создание календарно-тематического планирования по заданной теме в соответствием требованием ФГОС и образовательной программы.
  •  Создание картотеки дидактических игр по литературным произведениям и их авторам.
  • Преобразование книжного уголка в группе.
  • Консультации для родителей
  • Консультации для педагогов
  • Проведение для воспитанников экскурсии в детскую библиотеку.
  • Ознакомление воспитанников со вспомогательными электронными ресурсами при формировании навыка пересказа.
  • Проведение праздников и досугов по заданной теме.
  • Проведение открытого занятия для родителей и коллег.

Примерный календарно-тематический план на учебный год для старшей группы, по теме «Пересказ»:

Период проведения

Учебный материал

Форма работы

Сентябрь

Сказка «Лиса и журавль»

 

Обучение рассказыванию: составление рассказов  на тему «Осень наступила»

Прочтение сказки воспитателем. Проведение беседы. Пересказ по ролям. Инсценировка сказки

Словарная работа: значение и употребление слов , используемых по теме «Осень». Подбор иллюстрационного материала для заданной темы. Наблюдение за явлениями  природы осенью, с последующим  описанием их детьми.

Октябрь

Рассказ Н. Носова «Живая шляпа»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Прочтение рассказа воспитателем. Проведение беседы. Вопросы по сюжетной линии, и составление детьми своих вариантов рассказа; придумывание дополнительных героев, изменение финала рассказа.

Прочтение сказки воспитателем. Обучение пересказу с помощью сюжетных картинок. (нахождение недостающих картинок). Пересказ по ролям

Ноябрь

В. Драгунский «Друг детства »

Предварительная работа: дети приносят игрушки, с которыми они играли в раннем детстве.

Прочтение рассказа воспитателем. Беседа, затрагиваются этические темы: дружба, любовь, привязанность. Воспитатель задает вопросы детям, которые раскрывают понятие «Друг», «Дружба» (Кто твой друг? Почему ты считаешь его своим другом? Может ли игрушка быть другом? Есть ли у тебя придуманные тобой друзья?)

Пересказ текста автора.

Составление рассказа о своем игрушечном друге из детства.

Декабрь

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Рассказ С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

Прочтение сказки воспитателем. Беседа. Словарная работа: значение и употребление слов , используемых по теме «Зима». Придумывание детьми других имен для героев и новое название  сказки. Затрагивание темы «Семья», «Труд». Подготовка пересказа детьми дома с родителями.

Чтение сказки воспитателем. Беседа. Заучивание отрывков рассказа наизусть

Январь

К. Паустовский «Кот- Ворюга»

Чтение рассказа дома с родителями. Беседа и обсуждение. Подбор детьми другого  названия для рассказа. Обсуждение темы «Домашние животные», работа  описательными характеристиками животных. Подготовка к пересказу.

Февраль

Рассказ Л. Толстого «Косточка»

Прочтение рассказа воспитателем. Обучение составлению плана рассказа. Обучение пересказу с помощью опорных слов.

Март

Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик»

 

Рассказы про мам и бабушек

Прочтение рассказа воспитателем. Беседа. Выделение главной мысли произведения. Рассуждения детей на тему правильных или неправильных желаний. Воспитание чувства сопереживания героям сказки. Заучивание наизусть присказки «Лети-лети лепесток» .Сочинение своей сказки «Цветик-семицветик», с использованием других сюжетных линий, но с сохранением замысла сказки автора.

Составление рассказа по мнемотаблицам, опорным иллюстрациям.

Апрель

В. Бианки «Купание медвежат»

Виталий Бианки "Разговор птиц весной" (из сказки-рассказа "Птичьи разговоры")

Прочтение рассказа воспитателем. Беседа. Пересказ по ролям. Подбор музыки для рассказа.

Май

Сказка «Колосок»

Прочтение сказки, беседа на тему «Труд». Заучивание сказки наизусть.

 Инсценировка сказки

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальная игра как средство развития старшего дошкольника»

Программа «Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества.Пробуждение творч...

Социоигровая технология как средство развития старшего дошкольника с ОНР в условиях ФГОС ДО.

Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".

Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...

"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации

В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....

Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"

Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"....

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...