" Рекомендации при работе с художественными произведениями в ДО"
методическая разработка по развитию речи

  •  " Рекомендации при работе с художественными произведениями в ДО"
  •  
  • Художественная литература могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромноевлияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.  Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
  • По мнению В.А. Сухомлинского, чтение книг «тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
  • В соответствии с планом работы в детском саду  знакомлю детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — моя важная задача.
  • Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).Но прежде чем читать детям, я сама анализирую произведение: определяю идейную направленность рассказа или стихотворения, выясняю , что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.
  • Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это я поддерживаю  беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такими беседами направля  внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к
  • прочитанному. Считаю, что ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого я провожу  различные предваряющие беседы, в которых обращаюсь  к личному опыту каждого слушателя. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.
  • Чтобы чтение и рассказывание было обучающим я соблюдаю правило, чтобы дети видели ли, а не только слушали мой голос. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому перед занятием я произвожу интонационный разбор произведения(«дикторские прочтение») и тренируюсь  в чтении вслух.
  • На одном занятии  читаю одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятие, оно ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмыслению событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям дошкольного возраста выбираю произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в
  • течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаю только в старшей и подготовительной к школе группах. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей
  • сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка должны сформироваться некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
  • Нужно также стараться воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг.
  • Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на
  • вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки
  • аккуратного обращения с книгой. Показывая иллюстрации, я одновременно комментирую  их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и
  • способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать мультфильм. В русской народной сказке «Снегурочка»  посвящаю три разных занятия:
  • первое — рассказывание сказки , беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе — изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Снегурочка»); третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки»).В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются мультфильмы. Например,  рассказываю  русскую народную сказку «Хаврошечка», беседую с   им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом
  • мультфильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь.
  • Большую помощь в работе с детьми мне оказывает аудиозапись. Я использую ее в целях ознакомления детей с записанными рассказами, стихотворениями, инсценировками . Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие.
  • Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяю  в своей педагогической работе с художественной литературой:
  • — беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;
  • — тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;
  • — выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
  • — беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;
  • — творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;
  • — упражнения для совершенствования грамматической правильност выразительности речи;
  • — применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».

Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».   Почему мы выбрали пересказ?     Это вид работы заним...

Технологическая карта в работе над художественным произведением

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, направленное на развитие связной речи, посредством технологических карт в работе над художественным произведением (сказка, рассказ, басня)....

Алгоритм работы над художественными произведениями

ВИТАЛИЙ БАКАЛДИН СТИХИ О ХЛЕБЕ РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВЫРАЩИВАНИИ ХЛЕБА В СТАРИНУ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КАКОЙ ПУТЬ ПРЕОДЕЛЫВАЕТ ХЛЕБ ДО ПРИЛАВКА МАГАЗИНА? ВКУСЕН ЛИ ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА? КАК ДЕЛИЛИСЬ КОРКОЙ ХЛЕБА...

Рекомендации для родителей Семейное чтение ознакомление детей с художественными произведениями курских писателей

Дорогие родители, бабушки и дедушки!Представляем вашему вниманию результат инновационного педагогического проекта- хрестоматию курских писателей для детей дошкольного возраста «Антошка».В ...

Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности.

Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности....

"Подборка художественных произведений по нравственно - патриотическому воспитанию для детей 5-7 лет". Рекомендации для родителей (законных представителей)

В рекомендации  представлена подборка прозведений  художественной литературы нравственно - патриотической направленности для детей старшего дошкольного возраста....