Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Готовцева Лариса Евгеньевна

 

Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».

  

 

Почему мы выбрали пересказ?

     Это вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями, как общей дошкольной, так и в коррекционной педагогики ( Глухов В. П , Федоренко В.П) .

     Пересказ-это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст.

     Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста.

     Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, в середине и в конце учебного года и заносить в специальный протокол.

     Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связанной речи. Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу к обучению детей навыков пересказа.

     Есть книга (автор Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В, Львова Т.В) «Конспекты занятий по обучению детей пересказов». Там разработана система, в которой охватывает 27 специальных подготовленных  занятий по трем возрастным группам детей: средней, старшей и подготовительной. Девять занятий на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения. С опорой на графические схемы. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями. В своей работе они оперяются на произведение К.Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина , Л.Толстого и других авторов.

    Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начала, середину и конец сюжета, понятные и интересные для детей содержания, доступная прямая речь, короткие фразы. В начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивался, по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

Ø Высокая художественная ценность произведения

Ø Идейная направленность 

 

 

1.     Лексико-грамматические упражнения.

a)     «Подбери признаки» обогащение и активизация словаря прилагательных

b)    Игра « Подбери слова – родственники» упражнение в словообразовании

 

Ø Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия

Ø Объем пересказа (возрастная особенность детей)

Ø Словарно - грамматическая наполняемость текста

Проводимые обследования на протяжении нескольких лет показала хорошую динамику детей по обучению пересказа, их желание и умение связно, красиво говорить.

Опыт работы.

Тема: Пересказ рассказа «От чего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1.     Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста

2.     Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность)

3.     Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний

Ход занятий:

1.     Организационный момент. Развитие слухового внимания и мышления.  ( педагог загадывает загадку)

2.     Подготовка восприятия текста. Развитие долговременной памяти.

3.     Чтение рассказа «От чего у лисы длинный хвост?». Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

4.     Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи (на вопросы дети отвечают полными предложениями)

5.     Игра « Трудные слова». Сенсорно - словарная работа. Уточнение значение слов. Схема «Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос?» (невиданное, неслыханное и нечуянное ). Схема

 

a)     Игра «Что делает лесенок?» подбор действий с использованием картины – трансформера .

7.Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

8.Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Схема

 

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти.

                            10.Итог. Оценка работы детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_pereskazu.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».

      Педагог может активно повлиять на развитие речи детей?

Может, и практика это доказывает.

Почему мы выбрали пересказ?

     Это вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями, как общей дошкольной, так и в коррекционной педагогики ( Глухов В. П , Федоренко В.П) .

     Пересказ-это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст.

     Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста.

     Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, в середине и в конце учебного года и заносить в специальный протокол.

     Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связанной речи. Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу к обучению детей навыков пересказа.

     Есть книга (автор Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В, Львова Т.В) «Конспекты занятий по обучению детей пересказов». Там разработана система, в которой охватывает 27 специальных подготовленных  занятий по трем возрастным группам детей: средней, старшей и подготовительной. Девять занятий на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения. С опорой на графические схемы. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями. В своей работе они оперяются на произведение К.Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина , Л.Толстого и других авторов.

    Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начала, середину и конец сюжета, понятные и интересные для детей содержания, доступная прямая речь, короткие фразы. В начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивался, по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

  1. Высокая художественная ценность произведения
  2. Идейная направленность
  3. Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия
  4. Объем пересказа (возрастная особенность детей)
  5. Словарно - грамматическая наполняемость текста

Проводимые обследования на протяжении нескольких лет показала хорошую динамику детей по обучению пересказа, их желание и умение связно, красиво говорить.

Опыт работы.

Тема: Пересказ рассказа «От чего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

  1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста
  2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность)
  3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний

Ход занятий: 

  1. Организационный момент. Развитие слухового внимания и мышления.  ( педагог загадывает загадку)
  2. Подготовка восприятия текста. Развитие долговременной памяти.
  3. Чтение рассказа «От чего у лисы длинный хвост?». Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.
  4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи (на вопросы дети отвечают полными предложениями)
  5. Игра « Трудные слова». Сенсорно - словарная работа. Уточнение значение слов. Схема «Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос?» (невиданное, неслыханное и нечуянное ). Схема

  1. Лексико-грамматические упражнения.
  1. «Подбери признаки» обогащение и активизация словаря прилагательных
  2. Игра « Подбери слова – родственники» упражнение в словообразовании
  3. Игра «Что делает лесенок?» подбор действий с использованием картины – трансформера .

7.Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

8.Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Схема

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти.

                            10.Итог. Оценка работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9  Тема:  Развитие детских способностей  к восприятию художественного произведения...

«Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе» (опыт работы)

Опыт работы План Введение…………………………………………………………….( 3-4 стр.)1. Теоретические основы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста  1.1 Исследование проблемы формир...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

Из опыта работы «Математическое развитие дошкольников в процессе использования художественных произведений».

Введение         Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающ...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духов...

Формирование основ безопасного поведения средствами художественного творчества.Опыт работы.

В предложенном материале представлен опыт работы работы по формированию основ безопасного поведения средствами художественного творчества....