Развитие способности восприятия и анализа художественного произведения с точки зрения нравственности
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по проблеме мастер-класс
«Развитие способности восприятия и анализа художественного произведения с точки зрения нравственности»
Имитационная игра
Уважаемые коллеги, прошу вас принять участие в игре в роли детей. Я предлагаю вам вот эти замечательные игрушки. Они ваши, я дарю их вам. Вы – это часть детей, находящихся в группе. Остальные дети игрушек не получили. Я предлагаю вам поступить со своим «богатством» как вам захочется: вы можете все оставить себе, а можете поделиться с друзьями.
Вопрос группе:
1. Как вы думаете, как поступят дети в этом случае?
2. О чем эта ситуация должна говорить вам как педагогам? А теперь, уважаемые коллеги давайте с вами вспомним сказку Алексея Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».
– Кто в этой сказке является отрицательным и положительным героем?
– Какими положительными качествами обладает Буратино?
– Что плохого вы увидели в образе Карабаса Барабаса?
– Кто из вас хочет быть похожим на Карабаса Барабаса? Почему?
– Кто хочет быть похожим на Буратино? Почему?
– Скажите, а что бы вы сделали для того чтобы изменить Карабаса Барабаса?
После этой короткой беседы, я предлагаю детям оценить свои действия по шкале значимых героев. Я предлагаю детям вспомнить ситуацию с подаренными игрушками и задаю вопрос:
– Кто из вас сегодня поступил как Буратино, а кто как Карабас Барабас?
Вопрос группе: – Как вы думаете, что почувствуют дети, оценивая свой поступок. Почему?
Моделирование
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам на основе полученного опыта смоделировать положительный образ Карабаса Барабаса. Продолжите пожалуйста сказку: Жил-был Карабас Барабас. Был он злым и жадным и от этого ему очень трудно жилось. Он хотел стать добрее и лучше, но не знал как это сделать...
Спасибо, уважаемые коллеги. В результате нашей с вами работы дети будут в дальнейшем стараться рефлексировать свои действия. Но оценивать они будут их уже с точки зрения морали и нравственности. Такая ориентация на эталоны имеет определенное формирующее воздействие. Дети в своем поведении будут стремится соответствовать моральным представлениям, полученным при восприятии и анализе художественного произведения. (Кстати, психологи заметили, что отрицательный персонаж и нежелание ему уподобляться действует даже сильнее, чем положительный пример). А моделирование нового образа способствует развитию творческого воображения детей.
Рефлексия
Для оценки результативности ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Данную форму передачи собственного опыта считаю:
а) эффективной и интересной
б) требующей большого напряжения и внимания у слушателей
в) ненужной
г) свой вариант.
2. Занятие прошло результативно так как:
а) теперь могу применить предложенный метод в своей работе
б) могу сообщить о данном опыте своим коллегам
в) для меня результатов нет
г) свой вариант ответа...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-239899-1634951310.jpg)
«Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную приводит его к серьезному этапу – этапу овладения письменными формами речи (чтением и письмом). Поэт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/21/picture-807222-1471781280.jpg)
Конспект ООД в старшей группе: чтение и анализ художественного произведения Н. Носова "Живая шляпа"
Занятие развивает художественно-речевую деятельность детей, на основе рассказа; формирует умение отвечать на вопросы полным предложением; обогащает активный словарь посредством знакомства детей с расс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-948334-1505566004.jpg)
Анализ комплексных программ с точки зрения опытно-экспериментальной деятельности
В помощь педагогам мной был проведен анализ программ по направлению опытно-экспериментальная деятельность:- комплексные: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильев...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/01/picture-89482.jpg)
Конспект занятия по анализу художественного произведения В.Осеевой «Печенье» в подготовительной группе.
Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-280425-1382466232.jpg)
Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»
Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-205868-1567953617.jpg)
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1326117-1664971075.jpg)
Анализ сказки "Колобок" с точки зрения экономики и финансов
Анализ сказки с точки зрения экономики и финансовЭкономические понятия: Стадии воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Мы были наблюдателями производства (испекли Колобок) и...