Методическая разработка "Фольклор для развития речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данная публикация поможет родителям понять, как лучше развивать речь у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in_port_yanv.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т.  Стройкерамика имени 21 армии Вооруженных сил СССР  муниципального района Волжский Самарской области

 

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка (консультация для родителей)

«Фольклор для развития речи дошкольников»

Выполнила:

Сеземина Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Пгт Стройкерамика, 2024 год.

«Фольклор как средство развития речи дошкольников»

Дошкольный возраст является важным периодом для овладения родной речью. И важным условием для этого является речевое окружение, среда, в которой растет ребенок. Однако, в наше время мы все чаще наблюдаем повсеместное упрощение и оскудение русского языка. Многие взрослые, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, сами имеют исключительно малый и бедный словарный запас. Кроме того, в современном мире, в большей степени живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие всего этого, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Поэтому развитие речи детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Следует отметить, что речь является не просто средством общения, но и орудием мышления, творчества, носителем памяти, информации. Чтобы дети могли полноценно овладевать родным языком, необходима речевая деятельность, процесс восприятия речи и говорения. Именно потому очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

В современной педагогике имеется достаточно много различных методов и приемов для развития речи дошкольников.

Одним из интереснейших и насыщенных практических материалов является русский фольклорФольклор – это народный язык, а народ — непревзойдённый учитель речи.

Фольклор находит своё применение в различных областях работы с детьми. Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления развития детей. Причем не только с нормальным речевым развитием, но и в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения у детей с ТНР.

Использование разных жанров фольклора, как источника и хранителя отечественного языка, традиционных ценностей составляет и сердцевину программы «Истоки». Потешки, мудрые пословицы и поговорки, умные загадки, частушки и хороводные игры, попевки и песенки, былины и небылицы, сказки, народные подвижные и пальчиковые игры помогают дошкольникам лучше понять ценности родной культуры, формируют нравственные привычки, обогащают знания о природе, и, конечно же, развивают речь. С помощью разных форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и потому, наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, и таким образом развивается фонематический слух малыша. В целом, песенки и потешки - это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Вместе с тем важно отметить, что в потешках заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, ног и мимики. Одновременно производя массаж и стимулируя моторные рефлексы, потешки способствуют развитию мелкой моторики, тем самым

• Повышается тонус коры головного мозга.

• Развиваются речевые центры коры головного мозга.

• Согласовывается работа понятийного и двигательного центров речи.

• Улучшается артикуляционная моторика.

• Развивается чувство ритма и координация движений.

• Стимулируется развитие речи ребенка.

А теперь рассмотрим следующие жанры фольклора – пословицы и поговорки. Привлекательность пословиц не только в их мудрости, доступности, глубине мысли, но и в их удивительной точности, компактности формы. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать«Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

В старину учеников школы часто пороли, иногда даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Так и возникло выражение «всыпать по первое число».

Откуда взялась поговорка «закадычный друг»?

Выражение «залить за кадык» в старину означало «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который в наши дни употребляется для обозначения близкого друга.

«Не ко двору пришёлся»

У этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на подворье (на дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко двору…

Откуда взялась поговорка «не мытьём, так катаньем»?

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

Откуда произошло выражение «семь пятниц на неделе»?

Раньше пятница была базарным, свободным от работы днём. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят«У него семь пятниц на неделе».

 Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Использование в работе с детьми данного вида жанра помогает не только развить у них чувства любви к Родине, к матери, к истории своего народа, сформировать словесно-логическое мышление ребенка, но и выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

Загадки. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. Работа с загадками предусматривает и работу над тем, чтобы дети учились доказывать свою отгадку. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. В процессе работы с загадками надо обращать внимание детей и на языковые особенности загадки, учить замечать своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, формировать понимание образного слова. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Детей учат составлять описания-загадки.

 Таким образом, загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Кроме того, они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Обращая внимание детей на языковые особенности загадки, обучая их замечать своеобразие художественного образа, понимать какими речевыми средствами он создан, формируя понимание образного слова, мы способствуем скорейшему овладению описательной формой речи. Применяя прием доказательства правильности своей отгадки, стимулируется развитие навыков и речи - доказательства и речи - описания. Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова в потоке речи, постепенно овладевая образной системой языка.

В фольклорных играх ярко выделяются считалки. Короткий стихотворный отчёт с четким скандированием слогов называет того, на ком окончился счёт. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка Спотыкнулась об корзинку…» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает«И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка. Считалки учат четко, правильно и быстро говорить, оставаясь просто игрой. Раз, два, три – Поди водить ты!

Не менее важное значение в развитии речи дошкольников имеют скороговорки. Скороговорки - тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что - то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.

Они способствуют формированию правильного звукопроизношения, темпа, ритма и дикции дошкольников, тренировке и совершенствованию голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Сказки. Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка. С понимания сказок начинается понимание родной речи. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Сказка может служить основой и для различных речевых упражнений. Сказку можно не только пересказывать, можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

В старшем дошкольном возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком. Кроме всего этого в работе со сказкой широко используется драматизация.

  Использование сказок позволяют расширять словарный запас, при специальной работе осваивать навыки буквенного и звукового анализа, а самое главное способствует улучшению разных видов связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогической речи.

Таким образом, Планомерное, систематическое использование русского фольклора дает положительные результаты: устанавливает эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, расширяет детские представления об окружающем мире, формирует первоначальные знания о национальной культуре своего народа, и самое главное, влияет на все стороны развития речи.

Разные жанры фольклора способствует освоению родного языка, обогащая лексический запас новыми словами, оборотами, образными выражениями, усиливая самоконтроль за правильным звукопроизношением, улучшая дикцию, формируя фонематическое и фонетическое восприятие речи. Кроме того, они расширяют возможности развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль, позволяют детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству.

Сеземина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Методические рекомендации по развитию речи дошкольников

Рекомендации по работе с мнемотаблицами...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...

методическая разработка по развитию речи на тему "Формирование вопросно-ответной речи у старших дошкольников"

Он взрослых изводил вопросом "почему?". Его прозвали "Маленький философ". Но только он подрос, как начали ему преподносить ответы без вопросов. И с той поры он больше никому не зад...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...

" Управление научно-методической работой по развитию речи дошкольников"

Статья Ефимова О.Е. в Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (г.Грозный, 28 октября ...