Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ТНР
консультация по развитию речи (старшая группа)

Все родители мечтают о том, чтобы его ребенок не только чисто разговаривал, но и быстро освоил навыки чтения и письма в школе. Но всем известно, что дом без фундамента не построить! И чтобы дети в первом классе благополучно овладели навыками чтения и письма необходимо сначала «возвести фундамент». Для этого и существуют занятия по подготовке к обучению грамоте, которые способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ТНР

Все родители мечтают о том, чтобы его ребенок не только чисто разговаривал, но и быстро освоил навыки чтения и письма в школе. Но всем известно, что дом без фундамента не построить! И чтобы дети в первом классе благополучно овладели навыками чтения и письма необходимо сначала «возвести фундамент». Для этого и существуют занятия по подготовке к обучению грамоте, которые способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников.

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, различают фонематический слух и фонематическое восприятие. Впервые понятие «фонема» было введено Л. С. Выготским. Им же был впервые введен термин «фонематический слух», который объединил в себе три составляющие: способность слышать наличие звука в слове способность различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, но расположенных в разной последовательности способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Под фонематическим слухом (формируется к годам) А. Р. Лурия понимал способность обобщать различные звучания в отдельные группы по существенным признакам звука. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив хотя бы один звук в слове, мы можем получить новое слово. Например, миСка – миШка, Ложки – Рожки, крыСа – крыШа. Если ребенок искажает, заменяет или пропускает звуки, значит у него недостаточно сформирован фонематический слух, что приведет к появлению стойких ошибок на письме. Так как все ошибки устной речи переходят в речь письменную.

Для развития фонематического слуха можно поиграть, например, в игру «Поймай звук», где ребенку предлагается хлопнуть (топнуть), если он услышит заданный звук среди других звуков, слогов, слов. Можно подобрать картинки на заданный звук, придумать слова на заданный звук, повторять правильно цепочку слогов (слов) и т.д.

Но оказывается, что для овладения навыками чтения и письма одного только фонематического слуха недостаточно. К такому выводу пришел Д. Б. Эльконин в поисках наиболее эффективной методики обучения детей грамоте.

Фонематическое восприятие (формируется к 4 годам) – это умственное действие по звуковому анализу. Это способность ребенка правильно определить количество и последовательность слогов в слове, правильно определить позицию звука в слове (место звука), и, наконец, правильно определить количество и последовательность звуков в слове. Это высшая ступень фонематического восприятия называется звуковым анализом.

Вот на этом остановимся более подробно.

1. Определять количество слогов в слове. Как мы это делаем: прохлопываем слово. Давайте вместе посчитаем, сколько слогов в слове МАШИНА.

Прохлопываем слово вместе с родителями: МА-ШИ-НА.

При этом на каждый вопрос учимся отвечать полным предложением, например: «В слове МАШИНА три слога». И выкладываем слоговую схему.Учимся различать понятия «звук», «слог», «слово» и «предложение». Звук это самый маленький «кирпичик», из которого складываются слоги. То есть звуки – это части слога. Это то, что мы слышим и произносим. А слоги складываются в слова. То есть слоги – это части слова. А уже из слов получаются предложения. Если «слова дружат» и хотят нам что-то сказать – это предложение.

2. Определять место звука в слове. Существует всего три позиции звука в слове (начало, середина, конец). Если звук не первый и не последний, то он в любом случае будет в середине. Даже, если этот звук второй, третий или предпоследний.

Места звука в слове мы учились определять на руке. Детям легче это представить на своем собственном теле. Рука – это слово. Плечо – это начало слова, локоть – середина, кисть – конец. При произнесении слова утрированно произносим звук (интонационно выделяем), позицию которого надо определить. Давайте определим место звука Ш в слове МАШИНА. Определяем место звука Ш вместе с родителями на руке: ма-Ш-Ш-Ш-ина. Дети определяют и отмечают на схеме-домике места звука и отвечают полным предложением: звук Ш в слове МАШИНА находиться в середине слова.

3. Учимся определять последовательность и количество звуков в словах, пока самых простых словах. Давайте возьмем слово КОТ.

Звук, который надо выделить произносим утрированно. Скажите, какой первый звук в слове К-К-К-ОТ?

Звук «К» и даем полную характеристику звуку с опорой на все виды контроля.

Звук «К» какой? — согласный (почему?). Гласный или согласный звук определяем по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости для воздушной струи. Преградой могут быть губы, зубы, язык.

Звук «К» согласный, потому что есть преграда (язычок).

Определяем твердый или мягкий звук. Звук «К» — согласный твердый. Мягкость/твердость звука определяем по наличию/отсутствию подъема средней части спинки языка.

И определяем звонкий он или глухой. Обязательно используем тактильно-вибрационный контроль (рука на горлышке).

Звук «К» – глухой, потому что «горлышко не поет песенку, не звенит». Выкладываем фишку синего цвета, потому что звук согласный твердый. И так даем характеристику каждому звуку.

Далее подсчитываем количество звуков в слове (считаем фишки). Считаем сколько в слове согласных звуков, сколько гласных звуков. Показываем на схеме, где звук К, О, Т. Либо наоборот, мы показываем на фишку и спрашиваем: «Это какой звук на схеме?»

4. Учимся составлять предложения и определять количество слов в нем.

Придумайте предложение со словом КОТ.

Родители придумывают предложение со словом КОТ.

Например: кот сидит на окне.

Выкладываем схему предложения, затем проверяем.

Начало предложения начинается с большой буквы. Этот слово с большой буквой мы обозначаем «уголком» или «пистолетиком». А конец предложения обозначается точкой, которая подсказывает нам, что мысль закончилась. Обращаем внимание на маленькие слова (предлоги, союзы). Напоминаем, что это тоже слова, но только маленькие. Они хоть и маленькие, но очень важные. Без них предложение «сломается», будет звучать не красиво. Определяем количество слов в предложении. Показываем на схеме где, какое слово. Покажите слово «сидит», слово «кот», покажите маленькое слово «на» и т. д. Просим показать слово с изучаемым звуком. Спрашиваем: какое по счету на схеме слово «на», слово «окно» и т. д.

Здесь же можно поиграть в игры «Сломанное предложение». Предложение сломалось, подружи слова в нем (сидит, окошке, кот, на). Или в игру «Живые слова». Когда каждый ребенок – это слово. Из слов-детей они должны составить предложение. По аналогии проводится игра «Живые звуки», где каждый ребенок – это определенный звук.

Итак, как видите работа по развитию фонематического слуха и восприятия очень непростая, но очень важная. Поскольку несовершенство фонематических процессов, с одной стороны, отрицательно сказывается на становлении нормативного звукопроизношения, а с другой — препятствует формированию навыков звукового анализа и синтеза, без которых грамотное чтение и письмо невозможно.

Используемая литература

Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с.

Лурия, А. Р. Письмо и речь / А. Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.

Ткаченко, Т А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издтательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с.

Эльконин, Д. Б. К вопросу формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1963. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к фронтальному занятию для детей 6-7 лет по формированию предпосылок к обучению грамоте на тему «Звук и буква «Ш»

Презентация является приложением к конспекту фронтального занятия на тему "Звук и буква "Ш"...

Статья; К вопросу о формировании предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают, что  в дошкольном возрасте данная категория детей не справляется с программными требованиям...

Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников

За последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи также влекут за собой грубые ошибки на письме. П...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...

Формирование психологических предпосылок к обучению грамоте у дошкольников 6-7 лет.

Формирование психологических предпосылок к обучению грамоте у дошкольников 6-7 лет....