Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников
материал

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

За последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи также влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому вопрос подготовки к обучению грамоте и предупреждения нарушений чтения и письма у дошкольников является актуальным на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predposylok_k_obucheniyu_gramote.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок

к обучению грамоте у дошкольников

За последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи также влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому вопрос подготовки к обучению грамоте и предупреждения нарушений чтения и письма у дошкольников является актуальным на сегодняшний день.

Для того, чтобы выучить буквы, научиться читать и писать, ребенок должен достичь определенного уровня развития: у него должен быть развит фонематический (речевой) слух, пространственное восприятие, зрительное внимание, память, процессы звукового анализа и синтеза и т.д. Обычно это происходит в дошкольном возрасте в результате различных видов деятельности. У детей с нарушениями речи формирование предпосылок к обучению грамоте может происходить с задержкой или трудностями. Поэтому обучение чтению и письму у  данной категории детей имеет свои особенности.

В связи с этим необходимо предлагать задания и упражнения, которые в игровой форме помогут детям с речевыми проблемами научиться читать и подготовят к усвоению грамоты. Например, для того, чтобы запомнить букву, детям нужно как можно больше действовать с ней, а не просто видеть изображение. Поэтому важно предлагать много заданий, направленных на закрепление образа буквы: букву нужно закрашивать, заштриховывать, дописывать недостающие элементы (помоги починить буквы, которые съел «жук-буквоед»), выбирать букву среди других, соединять одинаковые буквы, писать и т.д.

Все перечисленные задания не только помогают лучше запомнить буквы, но и развивают пространственное восприятие, готовят руку к письму, тренируют внимание.

Необходимы также специальные игры и упражнения, которые помогут ребенку научиться грамотно писать:

- учат определять первый и последний звуки в словах;

- определять последовательность и место звуков в слове;

- тренируют в умении придумывать слова на заданный звук.

Советы для родителей и педагогов:

  • чаще играйте с детьми в игры со звуками: вспоминайте или придумывайте слова на определенные звуки;
  • при выполнении заданий на раскрашивание и штриховку букв, обращайте внимание на качество работы: раскрашивать нужно цветными карандашами в одном направлении, не выходя за контур, при штриховке линии должны быть параллельными. Если ребенку сложно выполнить такое задание, то чаще раскрашивайте и штрихуйте вместе с ним;
  • в заданиях, где нужно «починить буквы» обязательно просите ребенка называть, где он будет рисовать недостающие элементы: справа, слева, вверху и т.д.
  • все буквы учимся писать простым карандашом. Если у ребенка плохо получается писать буквы, тренируйтесь дополнительно в тетради в широкую линеечку. Сначала пишем буквы по опорным точкам, затем – самостоятельно. Старайтесь чаще называть буквы, которые пишете или раскрашиваете;
  • чтобы не запутаться в терминах «звук» и «буква», помните: звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем. Не обязательно сразу объяснять, чем отличается звук от буквы. Ребенок постепенно усвоит сложные понятия в процессе выполнения упражнений со звуками и буквами. Когда выполняем задания на определение места звуков в слове, употребляем термин «звук». Когда раскрашиваем, заштриховываем, пишем – говорим «буква».

Примеры заданий и упражнений:

Тема: Звук и буква У.

1. Назови картинки, голосом выделяя первый звук (утка, утюг, улитка, улей). Какой первый звук в каждом слове. Обозначь на схеме (раскрась красным карандашом) место звука У в начале слова. Вспомни и назови другие слова, которые начинаются со звука У.

2. Заштрихуй по образцу большую букву У. Маленькую букву у раскрась красным цветом.

                        

3. «Почини» букву.

        

4. Подчеркни все буквы У.

карандаш - Всемирная схемотехника                        А а У а У У А А У  

а у У А а а У У

5. Учимся писать.

Литература:

1. Гомзяк О.С. Программа «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972.

3. Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом. – М.: Махаон, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....

Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....

Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.

Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.    В Федеральном государственном образовательном стандарт...

Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ТНР

Все родители мечтают о том, чтобы его ребенок не только чисто разговаривал, но и быстро освоил навыки чтения и письма в школе. Но всем известно, что дом без фундамента не построить! И чтобы дети в пер...