НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "Слыш и Чебурашка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Марина Николаевна Малютина

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик»

Организованная образовательная деятельность

по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Ромашки» 2023 год

 Цель: Вовлечение детей в речевую деятельность через игровые задания с элементами грамоты в совместной деятельности взрослого и детей.

Задачи:

Обучающие:

- Учить находить предметы на заданный звук

- Закрепить умение выделять первый звук в словах

- Учить детей находить местоположение звука в слове

- Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос

Развивающие:

- Закрепить умение составлять предложения используя схемы

- Закрепить знания о гласных и согласных звуках;

- Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к родной речи.

ХОД НОД:

Воспитатель привлекает внимание детей звуком колокольчика со словами:

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня снова к нам пришел в гости Слыш, давайте с ним поздороваемся. Дети здороваются с героем в кругу, передавая героя друг другу

Игра «Приветствие»

Воспитатель: Слышь, ты сегодня какой-то расстроенный, что случилось?

Слыш: Да ребята, я сегодня расстроен. Я вчера познакомился с одним зверьком, которого я нашел в коробке с апельсинами, он очень забавный, но никто не понимает, что он говорит, и все над ним смеются, мне стало его жалко и я посоветовал ему сходить в страну грамотной речи, он ушел, но я за него очень переживаю и хочу с ним дружить. Я отправляюсь за ним!

Воспитатель: Ну что ребята, может мы с вами тоже пойдем со Слышем в страну грамотной речи, вместе веселее и познакомимся с его новым другом? Согласны?

Дети: да

Слыш: ой, ребята, а вот и его следы! Нам надо идти по его следам.

Дети со Слышем идут по следам и подходят к табличке «Страна грамотной речи»,  на которой написано правило:

Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре,

Громко четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь, что сказать, не шуми,

Только руку подними!

Дети продолжают идти по следам и  видят домик, в котором живут Звукарики 

 

Звукарики просят детей поиграть с ними

Воспитатель обращает внимание детей на табличку «Какие бывают звуки»

 

Игра «Эхо»

Звукарики произносят чистоговорку, а дети повторяют

 

Игра «Найди предмет на заданный звук»

На столе разложены  предметы, дети ищут, называю, выделяя первый звук в слове)

И, Н, О, С, Т,У,Б,А

Игра «Найди звук»

На столе разложены карточки со словами, дети выбирают себе карточку и находят место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

А- рАк, рекА, Апельсин

О- Очки, дОм, небО

У- Утка, рУка, эмУ

М- Мак, каМыш ,доМ

Н- Нос, дыНя, соН

С- Сок, коСа, леС

Слыш: Ребята, давайте немножко отдохнем и продолжим поиски моего нового знакомого

Физминутка:

По дороге мы идем.

В весенний жаркий день,

Сядем в тень.

Мы под дубом посидим.

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем.

Потом дальше пойдем.

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Раз, два, три, четыре

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять

Будем  друга мы искать.

Воспитатель: Дети, а вот следы, они ведут нас к домику, давайте, посмотрим, кто же в нем живет?

Перед детьми находится домик «Буковки», воспитатель обращает внимание на схему

 

Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, как называется домик для букв? Показывает алфавит

Дети: алфавит или азбука

Воспитатель: Конечно это алфавит, в нем живут все буквы.

Буковка предлагает нам поиграть

 

Игра «Подбери букву по контуру»

Слыш: Ну, что ребята, нам пора продолжать поиски

Дети идут по следам и подходят к домику словарика

Воспитатель: Дети, словарик хочет с нами поиграть в игры

 

Детям предлагается выбрать игру из трех корзинок «Скажи наоборот», Большой –маленький», Назови одним словом»,  «Составь предложение по схеме»

 

Слыш: Ребята, а вы слышите кто-то поет ?  Смотрите, какая-то коробочка! Мне кажется, тут кто-то есть. Давайте заглянем в эту коробочку.

Дети находят коробку, из которой слышна песня, заглядывают в нее, и находят Чебурашку

Чебурашка: Ой привет, друзья, очень рад вас видеть я!

Слыш, спасибо, тебе, что отправил меня в страну грамотной речи, теперь я умею говорить. А вы тут что делаете? Как вы узнали, что я тут? Я познакомился с новыми друзьями, вы их тоже, наверно, встретили, пока меня искали и играли с ними.

Дети отвечают на вопросы чебурашки, на подносе картинки подсказки для ответов детей.

Воспитатель: Ну что, ребята, нам пора возвращаться в дс, давайте чебурашку с собой позовем

Включается песня чебурашки

 

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

В детский садик мы вернемся

Релаксация: если вам понравилось, покажите лайк

Если было сложно потопайте

Если было интересно похлопайте

Если вы хотите продолжать встречаться с жителями страны грамотной речи скажите да

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «  Мы - изобретатели»....

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»...

" Развитие речи и подготовка к обучению грамоте".

Познакомить детей со звуком У, учить определять звук в слове. Развивать фонематический слух....

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...