Тех карта занятия по составлению рассказа описательного характера
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Яна Викторовна Захарова

Технологическая карта занятия по составлению рассказа описательного характера

Образовательные области: речевое развитие.

Тема занятия: учимся составлять рассказ-описание по фрагменту занятия по теме «Как мальчик Митя учил торопливый ножик терпению» по произведению Евгения Пермяка «Торопливый ножик».

Цель занятия (педагогическая): составление рассказа-описания на тему «Как мальчик Митя учил терпению торопливый ножик» по образцу фрагмента текста рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» и плану, предложенному воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_rechevoe_razvitie.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по составлению рассказа описательного характера

ФИО студента: Половинкина Яна, 328 гр. ДО

Образовательные области: речевое развитие.

Тема занятия: учимся составлять рассказ-описание по фрагменту занятия по теме «Как мальчик Митя учил торопливый ножик терпению» по произведению Евгения Пермяка «Торопливый ножик».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель занятия (педагогическая): составление рассказа-описания на тему «Как мальчик Митя учил терпению торопливый ножик» по образцу фрагмента текста рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» и плану, предложенному воспитателем.

Задачи занятия (педагогические):

- обучающие: учить детей составлять рассказ-описание по плану, предложенному воспитателем.

- воспитательные: воспитывать радость и удовольствие от того, что рассказ получился, воспитывать терпение, желание выполнять любое дело до конца.

- развивающие: развивать умение выразительно передавать в речи чувства мальчика.

Цель ребёнка (образовательная): освоение умения составления рассказа-описания на тему «Как мальчик Митя учил терпению торопливый ножик» по образцу фрагмента текста рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» и плану, предложенному воспитателем.

Задачи ребёнка (образовательные):

- обучающие: составить рассказ с опорой на образец рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» и по плану, предложенному воспитателем.

- развивающие: связно и логично составить рассказ, передать, что чувствовал мальчик.
- воспитательные:
радоваться от того, что рассказ получился интересным, быть терпеливым и выполнить работу до конца.

Планируемые результаты занятия: дети составят рассказ описательного характера по теме «Как мальчик Митя учил торопливый ножик терпению» по образцу фрагмента текста рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» и плану, предложенному воспитателем.

Предшествующая работа: чтение рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» (несколько раз, накануне занятия), рассматривание иллюстраций к рассказу, знакомство со словом «торопливый».

Материалы и оборудование: книга с рассказом Е. Пермяка «Торопливый ножик», иллюстрации к рассказу, указка.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

-Дети, мы с вами уже познакомились с рассказом Е. Пермяка «Торопливый ножик».
А теперь вспомним, о чём этот рассказ? (ответы детей)
Давайте найдём в центре книги это произведение и прочитаем его.
*Чтение произведения с интонационным выделением главной мысли*
Беседа:
-Почему вначале палочка получилась неровная, некрасивая?
-Что в этот момент чувствовал Митя?
-Кто на самом деле должен быть терпеливым: ножик или человек (Митя)?

-Что значит быть терпеливым? Были ли у вас случаи, когда вам приходилось проявлять терпение?

-Вы хорошо помните рассказ «Торопливый ножик».
-А чем он закончился? –Сейчас я прочитаю:

«Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.»
-Как вы думаете, что чувствовал Митя, когда его ножик стал строгать красиво и ровно?
-Но как же Митя научил терпеливый ножик терпению?

-Давайте попробуем с вами составить рассказ о том, «Как мальчик Митя учил торопливый ножик терпению».

Метод: словесный
Приём: беседа по содержанию рассказа, чтение произведения, вопросы.

Дети вспомнят содержание рассказа «Терпеливый ножик» и побеседуют о нём.

Дети побеседуют по предшествующей работе.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

-А вы бы хотели, чтобы и ваша книга стояла здесь? Мы с вами составим рассказ «Как мальчик Митя учил торопливый ножик терпению» и запишем его в свою книгу, которую потом тоже поставим в центр книги и будем с удовольствием её перечитывать.

Метод: словесный
приём: беседа, отсылка на создание собственной книги.

Дети слушают воспитателя заинтересованы.

Дети внимательно слушают воспитателя, заинтересованы в дальнейшей деятельности.

2.2.

Физминутка

Организация двигательной паузы

Сейчас мы немного отдохнём и выполним несколько упражнений для этого. Повторяйте за мной.
«Чтоб терпению учиться-
Надо к этому стремиться!»
(Подняться на носки, руками тянуться вверх)
«Ведь для всякого умения
Нужно время и терпение»
(Наклоны вправо-влево)
«Понимай, зачем тебе
Терпеливым быть в семье»
(Работа плечами вверх-вниз)
«Проявлять терпение нужно
И в игре, и в работе, и в дружбе!»
(Прыжки на месте вокруг себя)
«В общем много разных дел,
Где терпению есть пример!»
(Хлопки в ладоши)

Дети активны и готовы продолжать деятельность.

2.3.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о составлении рассказа с опорой на план.

Садитесь удобнее. Сейчас я вам расскажу, как мы будем составлять рассказ.

-Мы с вами уже вспомнили о чём был рассказ «Терпеливый ножик».
И вы составите рассказ о том, как Митя учил торопливый ножик терпению по следующему плану:
1. Что строгал Митя и как у него это получилось?
2. Что папа посоветовал Мите, чтобы палочка была ровной и красивой?
3. Как Митя учил торопливый ножик терпению?
4. Чем закончилась история, когда Митя научил ножик терпению (ровно и красиво строгать палочку)?

-Давай я вам дам время подумать. Можете начать составлять рассказ, подумать как будет начинаться ваш рассказ, как будет разворачиваться сюжет и чем закончится рассказ.
-Не забудьте, что составлять рассказ вам нужно по плану.

Метод:
практический, словесный

Приём: вспомогательные вопросы, план рассказа, составление рассказа по плану.

Дети запоминают план рассказа, по которому нужно будет составить рассказ, придумывают рассказ.

Дети будут вовлечены в предстоящую деятельность, получают установку на дальнейшую деятельность (в виде плана).поймут план построения рассказа для того, чтобы опираясь на него потом составить придуманный свой рассказ.

2.4.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

-Кто готов, может выходить и поделиться своим интересным рассказом со всеми нами.
-Маша, ты уже придумала свой рассказ? Поделишься им с нами?

Давай ты начнёшь, а я буду тебе помогать, если возникнут трудности.
-А что папа сказал Мите, когда у него не получилось сделать красивую и ровную палочку? Что чувствовал Митя? А как Митя учил ножик терпению?
(воспитатель использует вспомогательные вопросы)
-Дети, вы можете задать вопросы Мише, если вы что-то не поняли.
*дети задают вопросы, идёт обсуждение*

-Какой у тебя рассказ интересный получился, Маша. Он очень большой, ты очень хорошо справилась с заданием.
Есть у кого-то ещё рассказ? Можете рассказать его нам, рассказать что вы составили на эту тему.
-Дима, выходи. Расскажи нам свой рассказ по плану.
*воспитатель помогает ребенку вспомогательными вопросами*
-Дима, у тебя получился очень красивый рассказ. Ты так хорошо рассказал о чувствах мальчика Мити!
*Воспитатель приглашает озвучить рассказ еще 3-4 детям*
-Игра, твой рассказ был самым необычным и у него самая необычная концовка. Ты отлично справилась с заданием.
-Дети, какой рассказ вам понравился больше всего? А почему?
-Маша, твой рассказ был самым интересным и большим и очень понравился другим детям.

Метод: словесный
Приём: представление составленного рассказа, вспомогательные вопросы воспитателя, похвала ребенка, побуждающие вопросы, обсуждение рассказа, выделение самого удачного рассказа.

Дети будут придумывать и составлять коллективный рассказ с опорой на план и вспомогательные вопросы воспитателя.

Составлен рассказ о том, как Митя учил торопливый ножик терпению с опорой на план.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

-Какие интересные рассказы у вас получились. А какие они все разные! Один лучше другого.
-Вам понравилось составлять рассказы по литературному произведению?
-Какие трудности у вас возникли?
-Если вам понравилось, то в следующий раз мы попробуем составить рассказ по другому произведению.

Метод: словесный
Приём: рефлексивный анализ, беседа, отсылка на следующее занятие.

Дети будут отвечать на вопросы, выскажут свое впечатление о проделанной работе

Сформировано представление о составлении рассказов на заданную тему с опорой на план рассказа и вспомогательные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по составлению рассказа по картинке "Купание медвежат" в подготовительной группе.

Цель данного занятия: продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; формировать умение составлять рассказ п...

Опорные картинки-схемы для составления рассказов по теме "Времена года"

Опорные картинки-схемы успешно используются в образовательной деятельности с детьми для развития связной речи....

Карточки для рассказов описательного характера "Дикие животные"

В материале представлен карточный материал для составления вместе с воспитанниками рассказов-описаний диких животных....

Технологическая карта занятия в логопедической группе «Описательный рассказ о птицах»

Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ, используя карточки; продолжать учить детей, согласовывать слова в предложении, учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной ф...

Составление рассказа описательного характера по схеме. Лексическая тема: Перелетные птицы

Составление рассказа описательного характера по схеме. Лексическая тема: Перелетные птицы....

Материально –техническое обеспечение к занятию по составлению рассказа по картинке «Пограничник с собакой»

Презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. На слайдах дан иллюстративный материал который был использован в предварительной р...

Технологическая карта занятия по составлению рассказов описательного характера

Технологическая карта занятия по составлению рассказов описательного характера Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.Тема занятия: составление рассказа о морских обит...