Технологическая карта занятия по составлению рассказов описательного характера
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Яна Викторовна Захарова

Технологическая карта занятия по составлению рассказов описательного характера

 

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.

Тема занятия: составление рассказа о морских обитателях с помощью мнемотаблицы.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель занятия: составление описательного рассказа на примере морских обитателей с опорой на мнемотаблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_sostavlenie_rasskaza.docx56.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по составлению рассказов описательного характера

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.

Тема занятия: составление рассказа о морских обитателях с помощью мнемотаблицы.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель занятия: составление описательного рассказа на примере морских обитателей с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

- обучающие: на основе имеющихся знаний и представлений о морских обитателях, составить насыщенный информацией описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

- воспитательные: получать радость и удовольствие от того, что рассказ получился, и от того, что он был чётко сформулирован, понятен для сверстников.

- развивающие: учиться связно и логично, ориентируясь на мнемотаблицу, составлять текст; расширять и обогащать словарь названиями новых и необычных морских обитателей.

Планируемые результаты занятия: дети обозначат словом название морского обитателя, его части, определяют цвет, форму и величину; последовательно выделят у объекта части и дадут им характеристику, составят рассказ описательного характера об этих жителях морских глубин.

Предшествующая работа: знакомство с морскими обитателями, просмотр познавательных фильмов о них, иллюстрации морских обитателей, игрушки «Морские обитатели», чтение и заучивание произведений по теме.

Материалы и оборудование: указка, книжка с пустыми страницами, ручка.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

-Дети, подойдите ко мне. Мы с вами всю неделю говорим о морских обитателях, вы уже хорошо знаете, как они выглядят, чем питаются, как размножаются, знаете, как называются части их тела и другие интересные факты.

Я предлагаю вам создать книжку, в которой мы с вами опишем всех этих морских обитателей. И в будущем сможем пользоваться этой книжкой, либо поделиться ей с младшими детьми, ведь в ней будет столько полезной информации.

С этим нам поможет мнемотаблица:

-Садитесь удобнее, посмотрите на иллюстрации. Каждая обозначает вопрос, о котором вы должны рассказать в своем рассказе.

Метод: словесный
Приём: предложение о составлении книжки с собственными рассказами, беседа.
Метод: наглядный

Приём: выбор морского обитателя.

Дети вспомнят внешний вид морских обитателей и выберут того, которого они хотели бы описать.

Дети заинтересуются предстоящей деятельностью, примут решение, какого морского обитателя они будут описывать.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

-Если вы выбрали морского обитателя, которого будете описывать, можете начать придумывать рассказ о нем с помощью нашей таблицы, я дам вам на это время.

Метод: наглядно-словесный
приём: подготовка детей к предстоящей деятельности, вовлечение в деятельность

Дети рассматривают иллюстрации с морскими обитателями и слушают о чем пойдет речь на занятии

Дети заинтересованы дальнейшей деятельностью

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о морских обитателях.

-Подумайте, как выглядит ваш морской житель, чем питается, в какой воде обитает, как размножается и какой образ жизни ведет. Вспомните интересные факты о вашем морском обитателе и поделитесь ими.

Вспомните, какие части тела есть у этого морского обитателя и для чего они ему нужны.

Я приведу вам пример. Морская черепаха очень интересное морское существо. Она обитает на дне океана. Питается черепаха мелкой рыбой. У черепахи есть панцирь, который защищает ее и служит ей домом. У черепахи есть передние плавники, которыми она управляет. Черепахи живут большое количество лет. Это их особенность.

Метод: словесный

Приём: мнемотаблица

Дети внимательно слушают пример воспитателя и запоминают его структуру

Дети поймут план построения рассказа для того, чтобы опираясь на него потом составить свой.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

Кто хочет попробовать? Я буду вам помогать, и мы попробуем это сделать. Когда вы будете рассказывать про своего морского обитателя, я буду записывать ваш рассказ в книгу. А потом ваши мамы смогут прочитать этот рассказ, который вы сам придумали. Когда будете рассказывать про этого обитателя, можете показывать указкой на ту часть, про которую говорите.

(ребенок делает описательный рассказ про морского обитателя, опираясь на мнемотаблицу и образец рассказа воспитателя)
(Воспитатель структурирует рассказ ребенка и записывает в книгу)

-Какой интересный рассказ Катя составила про медузу. Дети, вам понравился рассказ Кати? Давайте ей похлопаем!

-А теперь попробует рассказать Дима про морского огурца, нам будет очень интересно тебя послушать.

Метод: словесный
Приём: составление описательного рассказа детьми

Дети будут внимательно слушать воспитателя

Желающие дети с помощью воспитателя составят рассказ о морском обитателе опираясь на образец рассказа воспитателя и мнемотаблицу.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

-Что мы сегодня с вами делали? Да, мы описывали морских обитателей. И составляли про них рассказ. В следующий раз рассказ попробуют составить другие дети, которые не успели это сделать сейчас.

Метод: словесный
Приём: рефлексивный анализ, беседа, отсылка на следующее занятие

Дети будут отвечать на вопросы, выскажут свое впечатление о проделанной работе

Сформируют представление о составлении описательных рассказов на примере описания морского обитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в логопедической группе «Описательный рассказ о птицах»

Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ, используя карточки; продолжать учить детей, согласовывать слова в предложении, учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной ф...

Составление рассказа описательного характера по схеме. Лексическая тема: Перелетные птицы

Составление рассказа описательного характера по схеме. Лексическая тема: Перелетные птицы....

Технологическая карта занятия. Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественная литература», «Познавательное развитие».Возрастная группа: средняя группа.Цель занятия: Способствовать ф...

Тех карта занятия по составлению рассказа описательного характера

Технологическая карта занятия по составлению рассказа описательного характераОбразовательные области: речевое развитие.Тема занятия: учимся составлять рассказ-описание по фрагменту занятия по теме &la...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...