Занятие-развлечение по развитию речи в средней группе «Волшебная страна фольклора».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тельнова Нина Владимировна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr_srednyaya_gr_tema_folklor.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-развлечение по развитию речи в средней группе

«Волшебная страна фольклора».

Цели:

- Знакомство с фольклорными произведениями русского народа.

Задачи:

Социально - коммуникативное развитие:

- Воспитывать уважение к своей стране.

- Воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа.

- Воспитывать социальные навыки: способности к сотрудничеству, умению соблюдать правила.

Познавательное развитие:

- Познакомить с культурным наследием родной страны.

Речевое развитие:

- Обогащать словарь.

- Обогащать опыт восприятия жанров фольклора.

 Художественно - эстетическое развитие:

- Способствовать освоению детьми приёмов игры на детских музыкальных инструментах.

- Развивать интерес к развлечениям, знакомящим с культурой и традициями русского народа.

Физическое развитие:

- Воспитывать активность детей.

 

Оборудование:

- Карточки с изображением символов обозначающих виды фольклора: потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, игры, чистоговорки, скороговорки.

- Корзинка.

- Изображение осы.

- Книжки с русскими народными сказками: «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

- Колокольчик.

- Шарф.

- Мешочек с орехами.

- Запись русской народной песни «Калинка - Малинка».

Ход занятия:

- Ребята, вы любите сюрпризы?

- Я так и знала, поэтому подготовила для вас сюрприз! Я приглашаю вас сегодня вместе со мной совершить путешествие по стране Фольклор.

- Кто знает, что такое фольклор? (Потешки, прибаутки, считалки, заклички, дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки).

- А кто их сочинил? (Народ).

- Поскольку мы с вами живём в России, путешествовать мы будем по стране РУССКОГО фольклора, познакомимся и вспомним то, что сочинил РУССКИЙ народ.

У нас и лошадки для путешествия есть. Раньше, в старину, люди всегда ездили на лошадях.  Чтобы мы в дороге не скучали, мы с вами будем петь шутливую песенку.

Дети держат в руках воображаемые вожжи и напевают:

Ехали мы, ехали,

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким лесочкам.

- Тпру, стой, лошадка! Мы оказались в деревне Потешкино.

В этой деревне очень любят песенки - потешки. Потешка, значит, - потешать, развлекать. В потешках много ласковых слов. В старину женщины умывали и причесывали своих детей, а чтобы деткам было веселее, они всегда пели для них весёлые песенки-потешки. Есть одна потешка, которую, я думаю, все знают. Давайте проверим, так ли это. Я буду начинать рассказывать, а вы заканчивайте.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

                                                      

- Молодцы! Я с собой взяла корзинку. Мы в неё будем складывать то, что придумал народ, т.е. фольклор. В этой деревне мы с вами узнали про потешки.  Положим потешку в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего потешку). Поехали дальше?

Ехали мы, ехали,

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким лесочкам.

- Тпру, стой, лошадка! Мы в деревне Загадкино.

Присядем, отдохнём. А я вам загадки загадаю. А вы знаете для чего их сочиняли? (Ответы).

- Загадки сочиняли для того, чтобы научить людей сообразительности, наблюдательности.

Слушайте внимательно мои загадки:

Летом серый, а зимой белый.

(Заяц)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёж)

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы,

Днём он забияка,

Поутру – часы.

(Петух)

- Как здорово, ребята, всё-то вы знаете! Про какой фольклор мы узнали в этой деревне? (про загадки).

- Положим их в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего загадку). Поехали дальше!

Ехали мы, ехали,

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким лесочкам.

- Тпру, стой, лошадка! Мы в деревне Пословицепоговоркино.

Здесь мы с вами поговорим о пословицах и поговорках. Пословицы  и поговорки - это короткие мудрые мысли. Знаете вы какие - нибудь пословицы и поговорки? (Ответы детей).

(Воспитатель начинает говорить, а дети заканчивают):

Сделал дело - гуляй смело.

Когда я ем, я глух и нем.

Когда я кушаю, то никого не слушаю.

- Про какой фольклор мы узнали в этой деревне? (про пословицы и поговорки).

- Положим их в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего пословицы и поговорки). Поехали дальше!

Ехали мы, ехали,

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким лесочкам.

- Тпру, стой, лошадка! Мы с вами прибыли в деревню под названием Чистоговорная – Скороговорная. Жители этой деревни знают много чистоговорок и скороговорок.

 Чистоговорки придумал  народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчётливо произносить все звуки родного языка.

(Дети повторяют за воспитателем. Используется для наглядности изображение осы):             

Са-са-са прилетела к нам оса;

Су-су-су мы прогнали осу.  

- А вот скороговорки нужно повторять чётко и быстро.

Нёс Егор с собой топор,

Шёл Егор чинить забор.

- Давайте с вами вместе повторим скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Молодцы, у вас хорошо получается.

- Про какой фольклор мы узнали в этой деревне?  (про чистоговорки и скороговорки).

- Положим их в нашу корзину (карточки с изображением символов обозначающих чистоговорки и скороговорки).

- А мы едем дальше.

Ехали мы, ехали,

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким лесочкам.

- Тпру, стой, лошадка! Мы в деревне Сказочная. Как вы думаете, что здесь делают? (Ответы детей).

- Сказки - это тоже то, что придумывал народ. В сказке могут происходить разные необыкновенные чудеса. Животные и птицы могут разговаривать как люди и друг друга понимать. Как вы думаете, а в жизни может такое быть? Конечно, нет. Сказка нас учит видеть весёлое и грустное, умное и глупое. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.

- Посмотрите на книжки (выставлены книжки с иллюстрациями русских народных сказок на обложках), какие сказки в них спрятались? (Ответы детей).

-Давайте перечислим эти сказки.

(Пальчиковая гимнастика):

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

Колобок - румяный бок,

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

- Про какой фольклор мы узнали в этой деревне?  (про сказки).

- Положим их в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего сказку).

- Едем дальше!

Ехали мы, ехали,

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким лесочкам.

- Тпру, стой, лошадка! Мы, наконец, доехали до города под названием Игралкин. Как вы думаете, что здесь делают? (Ответы)  Да, правильно, конечно играют!  мы с вами будем играть в русскую народную игру.

Русская народная игра «Бубенцы»

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцами, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

- Молодцы, ребята, хорошо поиграли.

- Про какой фольклор мы узнали в этом городе?  (про игры).

- Положим их в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего игру).

- А теперь давайте вспомним потешку,  которую мы напевали, когда ехали сюда. Ехали, мы ехали… (добавляют слова). Так зачем мы ехали в город? (За орехами).

- Вот вам мешочек с орехами. Отвезёте их домой. Дома съедите (мешочек передаётся какому- нибудь ребёнку).

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? И мне понравилось, но, к сожалению, нам пора возвращаться в группу. Но давайте мы не на лошадях поедем, а станцуем под веселую русскую народную музыку, которая и перенесет нас обратно в группу (звучит русская народная песня «Калинка - Малинка»).

Рефлексия:

- Где мы сегодня побывали, ребята? В какой стране? (В стране русского фольклора).

- Что такое фольклор? Давайте заглянем в нашу корзинку и вспомним (перед детьми выставляются карточки  с условными обозначениями видов фольклора, озвучиваются ответы: потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, игры, чистоговорки, скороговорки).

- Фольклор - это то, что сочинил народ. А мы сегодня были в стране, где познакомились с тем, что сочинил РУССКИЙ народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для средней группы «Волшебная поляна».

Программное содержание: Формировать у детей умение описывать предмет в виде игры;Развивать связную речь, память, внимание;Воспитывать навыки общения, учить соблюдать правила игры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова» Цель: закрепить знания детей о речевом этикете, волшебных словах, учить понимать смысл п...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с элементами фольклора "В гости к бабушке".

Цели:Совершенствовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз)Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, ми...

Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Волшебный паровозик»

Программное содержание:1. Продолжать учить использовать в речи названия предметов, их частей.2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия,...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Волшебная страна"

Закреплять знания о русских народныхсказках, продолжать развивать связную речь, правильно согласовывать слова в предложении.Развивать память, внимание логическое мышление, обогащать словарь за счет сл...

План занятия по развитию речи в средней группе тема "Страна волшебных снов"

Задачи:Связная речь: формировать у детей разные формы высказывания: речь-описание, доказательство; использовать выразительные средства передачи художественного образа. Словарь: учить согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Волшебные странички»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Волшебные странички»Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.Задачи:• ...