Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Власенко Нина Геннадьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова»

 

Цель: закрепить знания детей о речевом этикете, волшебных словах, учить понимать смысл пословиц, выработать у детей способность к рассуждению, выразительность речи, желание совершать добрые поступки, закреплять их на практике, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: живой цветок, фломастеры, бумага, невымытые чашка и блюдца, сломанная машинка, мяч, декорация, лесной полянки, домик, корзинка, подснежники из гофрированной бумаги, маски белки, лисы, зайца.

Ход: Что слаще всего? Я спросил у ребят.

        «Всласть выспаться», - сони, зевая, бубнят.

         Сластёны, зажмурясь, кричат:

        «Леденец, шоколад, халва»,  - наконец.

         Но слаще халвы и всего остального

         Сердечное, доброе слово.

Ребята, вы уже догадались, о чём сегодня на занятии пойдёт разговор? Об особенных словах, которые имеют силу над людьми. Есть такая пословица: «Острое словечко ранит сердечко». Как её понимать? Да, недоброе слово может обидеть, испортить настроение. Но есть и другая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Что это значит? Верно, доброе слово может пожалеть, успокоить, обрадовать. Что такое доброта?... А добрый человек – это какой?... От добрых слов мы становимся какими? Добрыми, хорошими, радостными, счастливыми. Сейчас, сию минуту вы сможете подарить друг  другу добро? Как это сделать?... Улыбнуться, посмотреть ласково, взяться за руки, обняться.

А сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Добрые дела». На этом столе лежит несколько предметов. С их помощью можно совершить добрые дела. Подойди, пожалуйста, Матвей, и выбери любой из этих предметов. Какой хороший поступок можно с ним совершить? (Выходит ещё несколько детей и рассуждают, какие поступки совершить с этими предметами).

Дети, давайте рассмотрим некоторые ситуации и порассуждаем, как правильно себя в них вести.

                                    Был вежлив этот мальчик

                                    И даже очень мил.

                                    Отняв у младших мячик,

                                    Он их благодарил,

                                   «Спасибо» говорил.

Как поступал мальчик? Что нужно было сказать? А теперь ещё один случай.

                                                  Встретил Витю я соседа,

                                                  Встреча грустная была.

                                                  На меня он, как торпеда,

                                                  Налетел из-за угла.

                                                  Но представьте, зря от Вити

                                                  Ждал я слова «извините».

Почему встреча была грустной? Если вы с кем-то столкнулись, что надо сказать? Молодцы, вы знаете, как себя вести и что говорить. А сейчас мы вспомним много волшебных снов. Поиграем в игру, которая так и называется «Волшебные слова». Становитесь в круг. Я буду в середине бросать мяч. Тому, кому я брошу мяч, нужно будет сказать одно волшебное слово и снова бросить мяч мне. Договорились? (Рада вас видеть, всего хорошего, приятного отдыха, приятных снов, прошу прощения, извините, всего доброго, счастливого пути, приятного аппетита, удачи, доброго утра, спокойной ночи, до свидания, до скорой встречи).

Мы услышали много волшебных слов. А теперь давайте посмотрим сказку «Вежливые слова».

Это случилось в конце января. В маленьком домике, возле самого леса жила-была девочка Алёнушка. В эту пору она узнала, что в крымском лесу уже появились первые цветы. Какие? Правильно, подснежники. Она взяла корзинку и пошла в лес по тропинке, которую указала ей мама. На поляне цветы собрала, а тропинку потеряла. Увидела Алёна белочку.

- Белка, иди скорей сюда! Помоги мне тропинку найти!

- Не буду тебе помогать. Ты вежливо просить не умеешь.

- Ребята, подскажите, как нужно просить?

(дети подсказывают: «здравствуй, белочка. Меня зовут Алёнушка. Я заблудилась. Помоги мне, пожалуйста, тропинку найти»).

- Так уж и быть. Вот твоя тропинка. Больше не сходи с неё, Алёнушка. Счастливого пути!

- Спасибо, белочка. До свидания!

Идет навстречу лиса.

- Уходи, лиса, с моей тропинки. Дай мне пройти!

- Не пропущу! Ты волшебных слов не знаешь.

- Дети подскажите. (Дети подсказывают).

- Так уж и быть. Проходи, Алёна, больше не забывай волшебных слов. Счастливого пути!

Увидела девочка на поляне цветы и снова сбилась с тропинки. Сидит, плачет. Навстречу зайчик скачет.

- Кто ты такая? И почему плачешь?

- Как же мне не плакать? Я заблудилась. И не знаю, как тебя о помощи попросить, чтобы ты не отказался… А! Вспомнила, как ребята учили! Здравствуй, зайчик. Меня зовут Алёнушка. Помоги мне, пожалуйста, найти тропинку к моему дому.

- Я живу рядом и с радостью помогу тебе. Идём вместе.

Алёна вернулась домой.

- Вот я и дома! Спасибо, зайчик, спасибо, белочка, спасибо, лисичка, что помогли мне домой вернуться. И вам, ребята, спасибо, что научили, подсказали волшебные слова. Теперь я их никогда не забуду.

Ребята, вам понравилась сказка? И вы никогда не забывайте волшебные слова, чтобы ни случилось. А теперь давайте разомнёмся.

Как живёшь? Вот так! (дети показывают жестами слова по тексту).

Как плывёшь? Вот так!

Вдаль глядишь?

Ждешь обед?

Машешь вслед?

Ночью спишь?

А шалишь?

Немного повеселились, а теперь давайте послушаем стихотворения, которые для нас подготовили Дима и Даниил.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчики одном.

Его зовут, а впрочем лучше,

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо, здравствуйте, простите» - говорить он не привык.

Простого слова « извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день».

А вместо слово « до свидания»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну я пошёл, пока, всего!»

**************************************

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу:

Продавцу и врачу

«С добрым утром» -  я кричу.

«Добрый день!» - скажу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер», - так встречаю

Всех людей, спешащих к чаю.

Какие разные стихотворения и какие разные в них герои. Но мы знаем, что наши мальчики воспитанные. Что ещё хорошее вы можете сказать о них? … Мальчики, вам было приятно услышать о себе такие слова? А вам, дети, было приятно это говорить? Давайте передадим добро по кругу. Каждый скажет комплимент своему соседу. Говорить комплимент нужно, глядя в глаза, обращаясь по имени. Получив его, надо поблагодарить. Добрые слова, как улыбка, поделись – и она к тебе не раз ещё вернется. Так давайте почаще дарить добрые дела друг другу, чтоб не было зла. Что мы сегодня делали на занятии? … Теперь у нас хорошее настроение. Давайте возьмёмся за руки и подарим нашим гостям песню «От улыбки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебные слова16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова»

Цель: закрепить знания детей о речевом этикете, волшебных словах, учить понимать смысл пословиц, выработать у детей способность к рассуждению, выразительность речи, желание совершать добрые поступки, закреплять их на практике, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: живой цветок, фломастеры, бумага, невымытые чашка и блюдца, сломанная машинка, мяч, декорация, лесной полянки, домик, корзинка, подснежники из гофрированной бумаги, маски белки, лисы, зайца.

Ход: Что слаще всего? Я спросил у ребят.

        «Всласть выспаться», - сони, зевая, бубнят.

         Сластёны, зажмурясь, кричат:

        «Леденец, шоколад, халва»,  - наконец.

         Но слаще халвы и всего остального

         Сердечное, доброе слово.

Ребята, вы уже догадались, о чём сегодня на занятии пойдёт разговор? Об особенных словах, которые имеют силу над людьми. Есть такая пословица: «Острое словечко ранит сердечко». Как её понимать? Да, недоброе слово может обидеть, испортить настроение. Но есть и другая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Что это значит? Верно, доброе слово может пожалеть, успокоить, обрадовать. Что такое доброта?... А добрый человек – это какой?... От добрых слов мы становимся какими? Добрыми, хорошими, радостными, счастливыми. Сейчас, сию минуту вы сможете подарить друг  другу добро? Как это сделать?... Улыбнуться, посмотреть ласково, взяться за руки, обняться.

А сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Добрые дела». На этом столе лежит несколько предметов. С их помощью можно совершить добрые дела. Подойди, пожалуйста, Матвей, и выбери любой из этих предметов. Какой хороший поступок можно с ним совершить? (Выходит ещё несколько детей и рассуждают, какие поступки совершить с этими предметами).

Дети, давайте рассмотрим некоторые ситуации и порассуждаем, как правильно себя в них вести.

Был вежлив этот мальчик

                                    И даже очень мил.

                                    Отняв у младших мячик,

                                    Он их благодарил,

                                   «Спасибо» говорил.

Как поступал мальчик? Что нужно было сказать? А теперь ещё один случай.

Встретил Витю я соседа,

                                                  Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

                                    Налетел из-за угла.

      Но представьте, зря от Вити

 Ждал я слова «извините».

Почему встреча была грустной? Если вы с кем-то столкнулись, что надо сказать? Молодцы, вы знаете, как себя вести и что говорить. А сейчас мы вспомним много волшебных снов. Поиграем в игру, которая так и называется «Волшебные слова». Становитесь в круг. Я буду в середине бросать мяч. Тому, кому я брошу мяч, нужно будет сказать одно волшебное слово и снова бросить мяч мне. Договорились? (Рада вас видеть, всего хорошего, приятного отдыха, приятных снов, прошу прощения, извините, всего доброго, счастливого пути, приятного аппетита, удачи, доброго утра, спокойной ночи, до свидания, до скорой встречи).

Мы услышали много волшебных слов. А теперь давайте посмотрим сказку «Вежливые слова».

Это случилось в конце января. В маленьком домике, возле самого леса жила-была девочка Алёнушка. В эту пору она узнала, что в крымском лесу уже появились первые цветы. Какие? Правильно, подснежники. Она взяла корзинку и пошла в лес по тропинке, которую указала ей мама. На поляне цветы собрала, а тропинку потеряла. Увидела Алёна белочку.

- Белка, иди скорей сюда! Помоги мне тропинку найти!

- Не буду тебе помогать. Ты вежливо просить не умеешь.

- Ребята, подскажите, как нужно просить?

(дети подсказывают: «здравствуй, белочка. Меня зовут Алёнушка. Я заблудилась. Помоги мне, пожалуйста, тропинку найти»).

- Так уж и быть. Вот твоя тропинка. Больше не сходи с неё, Алёнушка. Счастливого пути!

- Спасибо, белочка. До свидания!

Идет навстречу лиса.

- Уходи, лиса, с моей тропинки. Дай мне пройти!

- Не пропущу! Ты волшебных слов не знаешь.

- Дети подскажите. (Дети подсказывают).

- Так уж и быть. Проходи, Алёна, больше не забывай волшебных слов. Счастливого пути!

Увидела девочка на поляне цветы и снова сбилась с тропинки. Сидит, плачет. Навстречу зайчик скачет.

- Кто ты такая? И почему плачешь?

- Как же мне не плакать? Я заблудилась. И не знаю, как тебя о помощи попросить, чтобы ты не отказался… А! Вспомнила, как ребята учили! Здравствуй, зайчик. Меня зовут Алёнушка. Помоги мне, пожалуйста, найти тропинку к моему дому.

- Я живу рядом и с радостью помогу тебе. Идём вместе.

Алёна вернулась домой.

- Вот я и дома! Спасибо, зайчик, спасибо, белочка, спасибо, лисичка, что помогли мне домой вернуться. И вам, ребята, спасибо, что научили, подсказали волшебные слова. Теперь я их никогда не забуду.

Ребята, вам понравилась сказка? И вы никогда не забывайте волшебные слова, чтобы ни случилось. А теперь давайте разомнёмся.

Как живёшь? Вот так! (дети показывают жестами слова по тексту).

Как плывёшь? Вот так!

Вдаль глядишь?

Ждешь обед?

Машешь вслед?

Ночью спишь?

А шалишь?

Немного повеселились, а теперь давайте послушаем стихотворения, которые для нас подготовили Дима и Даниил.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчики одном.

Его зовут, а впрочем лучше,

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо, здравствуйте, простите» - говорить он не привык.

Простого слова « извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день».

А вместо слово « до свидания»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну я пошёл, пока, всего!»

***

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу:

Продавцу и врачу

«С добрым утром» -  я кричу.

«Добрый день!» - скажу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер», - так встречаю

Всех людей, спешащих к чаю.

Какие разные стихотворения и какие разные в них герои. Но мы знаем, что наши мальчики воспитанные. Что ещё хорошее вы можете сказать о них? … Мальчики, вам было приятно услышать о себе такие слова? А вам, дети, было приятно это говорить? Давайте передадим добро по кругу. Каждый скажет комплимент своему соседу. Говорить комплимент нужно, глядя в глаза, обращаясь по имени. Получив его, надо поблагодарить. Добрые слова, как улыбка, поделись – и она к тебе не раз ещё вернется. Так давайте почаще дарить добрые дела друг другу, чтоб не было зла. Что мы сегодня делали на занятии? … Теперь у нас хорошее настроение. Давайте возьмёмся за руки и подарим нашим гостям песню «От улыбки».