Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гости к сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Русинова Наталья Евгеньевна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ

«В гости к сказкам»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название метода

Цель

Характеристика

Примеры адаптации для дошкольников

Метод мозгового штурма

Учить давать большое  количество  идей, в том числе самых фантастических      в   рамках   заданной  темы и найти одну наиболее удачную.

Это   построенный особым   образом  коллективный  метод  или  поиск  нетрадиционных  путей решения  проблемы.

Как уберечь продукты от мышей?

Я- друг героя и ему помогу.

Метод «Синектика»

Развивать у детей творческого мышления, памяти.

Этот метод предлагает поставить себя на
место кого (чего) – либо. Метод работает как метод эмпатии, дети представляют себя каким – то конкретным предметом или явлением.

Эмпатия: Изобрази будильник

Прямая аналогия: Вертолет-аналогия стрекозы.

Фантастическая аналогия: Нарисуй радость.

Метод фокальных объектов

Учить выявлять  все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Игра «Изобретатели» предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное.

Метод «Системный анализ»

Определять  роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу.

Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Почему  идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д

Метод морфологического анализа

Выявить  все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Для работы используется морфологическая таблица.

Фантастическое животное: животное  с  головой  зайца, туловище  крокодила, хвостом  лисы  и  ногами  жирафа.

Метод «Золотая рыбка»

Разделить  ситуации на составляющие (реальную и фантастическую),  с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

 Метод снимает слои реальности и выявляет ту центральную идею, которая легла в основу необъяснимого фантастического процесса, явления, события. Не рекомендуется для детей младше 6 лет.

Сказка Пушкина А.С. «Золотая рыбка»

Былины о Илье Муромце

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками)

Помочь  решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе.

Все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному: МЧ твердого вещества крепко держатся за руки, МЧ жидкого вещества- стоят рядом, МЧ газообразного вещества- бегут.

Сосулька зимой не тает. Почему? МЧ льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. МЧ перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед превратился в  воду. Солнце греет сильнее, МЧ  разбежались. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Методы и приемы ТРИЗ, адаптированные для детей дошкольного возраста



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ

«В гости к сказкам»

Составила: Русинова Наталья Евгеньевна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гости к сказкам»

Цель: Активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.

Образовательные задачи:

Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

Учить узнавать сказочных героев.

Продолжать учить детей сочинять сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет, используя выразительные средства.

Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:

Развивать умения действовать согласованно.

Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение, фантазию.

Развивать слуховое внимание и память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к чтению, любовь к УНТ, сказкам.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Магнитные доски, письмо от Феи, шкатулка с заданиями, картинки героев известных сказок с новыми предметами, схемы сказок- геометрические фигуры, иллюстрации к сказке «Узнай по тени», книга сказок, разрезные картинки к игре «Расскажи сказку», «Из какой сказки», смайлики- весёлые, грустные, задумчивые.

Ход занятия

Введение в тему.

- Ребята сегодня утром в группе я нашла на моём столе вот это письмо:

«Здравствуйте ребята. Я знаю, вы любите сказки. Я тоже живу в Сказочном королевстве. Я пришла к вам в гости. Увидеть меня сможете, когда отгадаете КТО Я?»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть? Я вам немного подскажу,  

подсказка будет такая: наш гость не является человеком.

Игра «Да - нет»

Воспитатель: Правильно, это Буратино

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это Буратино. (Выставляю на доску ) Как вы думаете, каким образом он у нас появилась?

Дети. Пришел.

Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?

Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.

Воспитатель. Если Буратино прилетел, то на чём он мог это сделать?

Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...

Воспитатель. Так вот, Буратино говорит, что он появилась у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злой Волшебник заколдовал солнышко и забрал лучи у солнца. Солнышко загрустило, а в сказочном королевстве наступила тьма.( но доске 1 грустное солнце, воспитатель показывает).

Но Злой волшебник оставил шкатулка с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места и станет весело и хорошо всем.

Ребята, вы готовы помочь?

Дети. Да!

Выполнение заданий

Воспитатель: Для того, чтобы выполнить задания, нам нужно отправится в путешествие по сказкам.

Давайте вспомним, что такое сказки?

Какие бывают сказки?

Как появились сказки?

Чем сказки отличаются от рассказов?

(Положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло, сказки в основном заканчиваются хорошо.)

Воспитатель:

«Если сказку назовёшь,

В страну сказок попадёшь»

(Дети называют свою любимую сказку.)

Воспитатель:

В мире много сказок - Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться, Наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся, Сказка, в гости ты нас жди.

(Звучит «В гостях у сказки».)

Воспитатель: Первое задание (на доске 1) из шкатулки.

Злой волшебник заколдовал сказки и превратил их в геометрические фигуры. Нам нужно их отгадать.

Три розовых круга - «Три поросёнка».

Три коричневых разных по величине Круга - «Три медведя».

Один большой Серый Треугольник и 7 маленьких треугольников белых - «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Молодцы ребята. Один лучик вернулся к солнцу.

Воспитатель: Второе задание (из шкатулки) называется «Угадай-ка»

Злой волшебник думает что это задание очень сложное и вы не сможете отгадать его! Нам нужно отгадать, что говорилось в сказках?

какую песенку пел колобок?

Что пела коза своим козлятам?

Что приговаривала курочка - ряба деду и бабе?

Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

Что говорила в это время лиса?

Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?

Какие слова говорил Емеля, чтобы все делалось само?

Третье задание Эстафета «Юный художник» из шкатулки.

Дети работают по группам.

Воспитатель - Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев наших любимых сказок? Кого вы будете рисовать узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке тужен Круглый бок румяный бок Покатился….(колобок).

-Правильно вы будете рисовать колобка! Но рисовать будете всей командой.

Дети делятся на 2 команды, подходят к рисунку на доске и по очереди рисуют, один ребенок круг, другой глаз, нос, рот и т.д. Выигрывает та команда у кого все получилось правильно и быстрее.

Воспитатель: проверяю. Молодцы. Вспомнили сказки. Лучик возвращается к солнышку.

ФИЗМИНУТКА

Сказочная зарядка Слушай, сказочный народ, Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.) Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись! День настал давным-давно, Он стучит в твое окно.

Четвертое задание - «Тени» сказочных персонажей

На доске 2.

Воспитатель: Злодей спрятал героев. Если мы их разгадаем,

От волшебства мы их избавим.

Дети называют тень, правильно ли угадали - переворачиваем.

Воспитатель: выполнили. Возвращаем луч солнцу.

Воспитатель: Пятое задание (стоя возле воспитателя).

Нам нужно выполнить следующее задание. Ребята, герои сказок бывают разные - положительные и отрицательные, каждый со своим характером, качествами, как и мы – люди.

«Скажи наоборот» (говорим – садимся на место)

Весёлый – грустный.

Добрый – злой.

Смелый – трусливый.

Старый – молодой.

Сильный – слабый.

Здоровый – больной.

Умный – глупый.

Вежливый – грубый.

Сытый – голодный.

Могучий – слабый.

Озорной – послушный.

Ленивый – трудолюбивый.

Щедрый – скупой.

Радостный – печальный.

Трусливый – храбрый.

Выполнили задание- лучик солнцу!

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и ещё один лучик вернулся на свое место.

Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание? Ребята мы выполнили все задания.

Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостны м и весёлым (меняю солнце). Теперь в королевстве снова станет весело и светло. Сказочная

Фея очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в сказку и рассказать всем жителям сказочного королевства, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злого колдуна и вернули лучи солнышку.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять- Мы закончили играть!

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь закрыла Фея… (под «В гостях у сказки»).

Рефлексия

Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего? Что понравилось больше?

Ребята, наше сказочное путешествие закончилось. Но, а каким оно было весёлым, интересным, скучным мне бы хотелось узнать. На столе лежат смайлики- весёлые,

задумчивые, грустные. Выберите себе. Расскажите, почему сделали такой выбор. Ответы детей.

Воспитатель тоже оценивает работу на занятии при помощи смайлика (весёлый - довольна работой детей, задумчивый- над чем надо нам поработать, какие сказки повторить, грустный- потому, что наше путешествие по сказкам закончилось).

Воспитатель заглядывает в сундучок.

- Ребята, Фея оставила для вас подарок - книга сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки».

В ходе НОД уточняются и обогащатся знания детей о русских народных и авторских сказках. Дети  учатся узнавать сказочных героев, сочинять сказку, использовать выразительные средства и графическую ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»Цель: Продолжать учить детей творческому рассказываниюс использованием технологии Т...

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами ТРИЗ-технологий. Тема: «Путешествие в сказку»

Продолжать знакомство детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»....

Конспект ООД по развитию речи детей средней группы с элементами театрализации "В гостях у сказки"

Конспект ООД по развитию речи детей средней группы с элементами театрализации "В гостях у сказки"...

Технологическая карта Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Эмоциональный настрой детей.Дети заходят под музыку «В гостях у сказки» и встают в круг.В-ль: Дети, какое у вас сегодня настроение?В-ль: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу св...