Конспект НОД "Волшебница - Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мышкина Ольга Маркеловна

НОД "Волшебница - Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Волшебница - Зима"28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной, интегрированной

образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебница – зима»

Воспитатель: Мышкина О.М.

 

Используемые технологии:

*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

*Технология деятельностного подхода;

*Игровые технологии

*Здоровьесберегающие технологии

Санкт-Петербург

2024 год

Название «Волшебница – зима»

Цель: Закрепление знаний детей о зиме.

Образовательные задачи:

1. Обучающие:

- повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы;

- закрепить знания детей о том, как готовятся к зиме лесные животные, зимующие птицы;

- упражнять в подборе прилагательных к существительным;

- упражнять рисовать нетрадиционным способом: «рисование свечой»

2. Развивающие:

- развивать самостоятельность и целенаправленность в сочинениях детей связно и последовательно рассказывать по схемам развернутыми и полными предложениями;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира;

- воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Методические приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультурная минутка, наглядный, показ и объяснения воспитателя, наблюдение за работой детей, анализ работ воспитателем и детьми, поощрения.

Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, искрящийся, холодный, сильный, рыхлый.

Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом:  «рисование свечой».

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, беседы о характерных признаках зимы, беседы о зимующих птицах, о животных, чтение стихов и загадок о зиме, рассматривание иллюстраций, разучивание игр.

Оборудование: демонстрационный материал, аудиозапись со звуками вьюги, «озорные снежинки» для зрительной гимнастики, окошки из цветного картона, свечи, мнемотаблица, игрушка-заяц.

Организация детей: после завтрака, дети свободно общаются или играют в центрах активности по интересам.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия, вопросы поисково-исследовательские…

Действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций…

Мотивация

Организационный момент

  Воспитатель: 

- Дети, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад «На Пейзажной», детям подготовительной  группы №16».

 - Я сразу же решила вам его доставить. Давайте прочитаем: «Пора нам встретиться друзья, хочу проверить ваши знания. Для вас я приготовила интересные вопросы и задания. А сейчас прослушайте мое звуковое сообщение».

Дети  собрались в круг приветствия. Повторяют слова сопровождающие движениями:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Доброе утро!

Дети слушают, что написано в письме…

Проблемати-

зация

 Вхождение в тему.

(слышен хруст снега)

Воспитатель:

 - Слышите? Что это за звуки? (ответы детей)

Правильно, хрустит снег, вьюга воет!

- Отгадайте загадку, и узнаете, кто пожаловал к нам в гости:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла…

Воспитатель: Молодцы! Это зима и говорить мы сегодня будем о зиме.

Воспитатель:

 -ребята, полюбуйтесь зимними пейзажами. Какая она, наша Зимушка-зима?

Чудесная, волшебная, сказочная, морозная, снежная, ветреная.

- Какие времена года вы еще знаете?

- После какого времени года наступает зима?

- Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку

- Как мы узнали, что наступила зима? Давайте назовем приметы зимы.

Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи. 

- Ребята, а давайте вспомним, как лесные звери готовятся к зиме?

Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.

- Какие птицы остаются с нами зимовать? Как мы их называем? Как человек помогает птицам в это холодное время года?

Воспитатель: 

-Молодцы! На все вопросы ответили правильно.

 

Ответы детей на звуки.

Отгадывание загадки кто же пожаловал к нам в гости.

(дети садятся на стулья)

Рассматривают зимние пейзажи и отвечают на вопросы.

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

Дети называют приметы Зимы.

Дети рассказывают, как звери, птицы готовятся к Зиме.

Целеполага-ние

3 часть.    Воспитатель:

Зима приготовила для вас загадки:

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.  

Подберите признак: Снег какой? (пушистый, белый, легкий, искристый, рыхлый, холодный).

Воспитатель:

- Ребята,  а почему снег хрустит?

Ребята, возьмите свою снежинку. Это не простые снежинки, а озорные, они помогут нам провести гимнастику для глаз.  

Гимнастика для глаз  «Снежинка»

Следующая загадка.

Он вошёл никто не видел, он сказал, никто не слышал.

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

(ответы детей)

Подберите признак: Мороз какой? (трескучий, злой, сильный).

Воспитатель: 

 -На улице мороз, а детям весело, почему? (ответы детей).

«Закончи предложение»:

«Дети лепят……» (ответы детей)

«Дети играют ………» (ответы детей)

«Дети катаются ……» (ответы детей)

Давайте и мы с вами отдохнем, поиграем.

Дети стараются помочь воспитателю разгадать загадки, отвечая на его вопросы.    

-Подбирая признаки.

Ребята, возьмите свою снежинку. Это не простые снежинки, а озорные, они помогут нам провести гимнастику для глаз.  

Мы снежинку увидали, со снежинкой мы играли.

(вытянуть снежинку вперёд сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.

(отводят снежинку вправо, следят взглядом)

Опять снежинки полетели, глазки влево посмотрели.

(отводят влево, следят взглядом)

Ветер снежинку вверх поднимал и на землю опускал.

(следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)

Глаза закрываем (закрывают глаза), глаза открываем (глаза открывают).

Планирова-ние будущей деятельности

4 часть. Зимняя физкультминутка.

«Шел медведь к себе домой»

Воспитатель достает корзинку, в ней  зайчик-игрушка.

- Дети, кто это? (ответы детей). Зайчик  нам принес еще письмо. Это самое трудное задание Зимы.

Нам надо по таблице составить рассказ о зиме. Постараемся?

 

Дети вместе с воспитателем проделывают физкультминутку

Дети отвечают «Да»

Реализация плана

 Здесь всё зашифровано. Но я вам объясню, что Зима зашифровала в каждой клеточке.

  1. в первой клетке буква «З» - составим предложение: «Наступила Зима».
  2. во второй «солнце», у которого мало лучей. Составим предложение: «Солнце светит, но не греет».
  3. в третьей клетке «окно с узорами». Кто рисует узоры на окнах? (ответы детей). Составим предложение: «Мороз нарисовал красивые узоры на окне».
  4. в четвёртой клетке «снежинки». Предложение может быть таким: «С неба падают легкие снежинки».
  5. в пятой клетке «теплая одежда». Предложение может быть таким: «Люди надели теплую одежду».
  6. в последней клетке - «предметы для зимних забав детей»: снеговик, санки,  лыжи.

Составляем последнее предложение. «Дети  лепят снеговиков, катаются на лыжах, коньках и санках».

Воспитатель, под каждой картинкой крепит предложение, которое дети составили. 

- Давайте повторим рассказ, который у нас получился (ответы детей).

Наступила Зима. Солнце светит, но не греет. Мороз на окнах нарисовал красивые узоры. С неба падают легкие снежинки. Люди надели теплую одежду. Дети лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах.

-Дети, вы, молодцы! Самое сложное задание вы выполнили.

-Но, по-моему, задания Зимы ещё не закончились. В корзинке у зайчика  что-то ещё лежит. Окошки?!

- Я знаю, зачем они здесь. В окошках Зима просит нарисовать снежинки. Рисовать мы будем необычным способом. Мы нарисуем снежинки не красками. Мы их нарисуем свечой. Затем, мы, затонируем наши рисунки краской и посмотрим, что получится.

Показ и объяснение «рисования свечой»

 (дети садятся на стульчики)

Дети составляют предложения опираясь на картинки, поочередно.

Дети повторяют рассказ, который у них получился

Кто из детей читает, может прочитать предложения, которые у них получились

В процессе выполнения этого задания, дети выполняют Пальчиковую гимнастику «Прогулка»

Дети внимательно слушают воспитателя  и выполняют задание.

Рефлексия

Воспитатель просит детей сесть круг, раздает два кружочка с нарисованными лицами «Радость» и «Печаль», уточняет, какие эмоции нарисованы и просит всех  отвечать на вопрос поднятием нужной карточки с изображением эмоции. Пример вопросов: «Какое задание Зимы, для вас было самым интересным?»,  «Что запомнилось?», «Что было трудного?».

Воспитатель всех благодарит за помощь.

Дети садятся в круг, берут в ладошки два кружочка с нарисованными эмоциями, отвечают, что изображено - «радость, счастье, веселье» и «печаль, грусть». Поднимают кружочек, исходя из своих эмоций, которые испытал каждый ребенок, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...