Развитие речи "Мордовская народная игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жавнерова Татьяна Александровна

 Продолжать знакомить детей с творением народных рук – мордовской народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  Дать представление о том, что в Мордовии живут и трудятся мастера народной игрушки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Мордовская народная игрушка".

Цель: закрепление полученных знаний о мордовской народной игрушке.

           Задачи:

 Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – мордовской народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  Дать представление о том, что в Мордовии живут и трудятся мастера народной игрушки. 

Развивающие задачи:  Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству,  бережное отношение к изделиям мордовских мастеров.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание игрушек), словесный(рассказ, объяснение, вопросы, беседа), игровой( физминутка, пальчиковая игра).

Материалы: мордовские игрушки (птичка, конь, кукла-мордовочка), собственные работы детей.

Индивидуальная работа: во время беседы привлечь внимания неактивных детей.

Словарная работа: окраска, с тупым концом.

Предварительная работа: аппликация «Украшение  куклы- мордовочки», разукрашивание передника мордовским узором.

Ход занятия.

- Ребята, мы сейчас с вами отправимся на небольшую выставку, которую изготовили сами. (Дети вместе с воспитателем подходят к мордовскому уголку).

- Так, тут уже стоят некоторые поделки, но это еще не все. В стороне лежат еще поделки, помогите мне их расставить. (Совместная работа воспитателя и детей)

- Посмотрите, какая красивая она у нас получилась. Давайте разглядим, что здесь у нас есть. (Рассматривают и рассказывают).

- Ребята, посмотрите внимательно на птичек, какие они красивые. Хотите, я вам расскажу про них сказку.

- Давным-давно на земле, когда кроме воды ничего не было, стояло среди воды большое дерево. На дереве жили две птицы, они свили большое гнездо. От этого гнезда появилась земля. Но земля была черная, без травы, без цветов. И тогда решили птицы украсить землю, стали они выдергивать свои красивые, разноцветные перья и бросать на землю. Куда падали перышки вырастали красивые цветы, появилась травка. Поэтому люди говорят, что птицы – игрушки, это символ добра, весны, тепла, который они несут на своих крыльях из заморских стран.

- Но наши птички не растратили свою окраску. Какого цвета наша птичка? Какого цвета полоски на птичке? (Ответы детей).

- Молодцы, правильно. А теперь возьмите в руки птички. Посмотрите, какие они маленькие, умещаются в вашей ладошке. А головка у птички вздернута вверх, как будто она поет песенку. Обратите внимание на хвостик у птицы – хвост не острый, а с тупым концом.

- Как вы думаете, какие мастера лепили таких птичек?

- Правильно, мордовские.

- Из чего мастера лепили игрушки? (ответ)

- А вот теперь посмотрите на эту барышню. Это кукла-мордовочка. Ее слепили мордовские мастера. На голове у куклы-мордовочки венец. У нее есть коса. Теперь вы поочередно посмотрите и потрогайте ее. (Дети рассматривают игрушку).

- Что интересного вы заметили на этой игрушке? (Ответы детей)

- Очень хорошо.

Физминутка«Матрешки»

Хлопают в ладошки              

лопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки.             

(повторить хлопки еще раз)                         

На ногах сапожки,                

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.)

Топают матрешки.                

Влево, вправо наклонись,    

(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.           

(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные,               

(наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.          

(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых                  

(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.                    

Ладушки, ладушки,                        

(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.               

(хлопок по парте, повторить еще раз)

- Посмотрите внимательно на поделки и запомните все, что здесь находится.

Игра «Что изменилось»

- А теперь закройте глаза. Все закрыли? (Воспитатель убирает одну из поделок).

- Что здесь не хватает? (ответ)

- Теперь еще раз закройте глазки. (Воспитатель подкладывает новую поделку).

- Откройте глаза. Что здесь прибавилось? (ответ)

- Очень хорошо.

- Ребята, эти игрушки создали мордовские мастера. Кто мне назовет эти игрушки по-мордовски. Птичка – это нармоне.

- Конь - …, девочка-мордовочка - … (ответы детей)

- Молодцы!

- Ну, что ж, ребята, мы сегодня с вами поговорили о мордовских народных игрушках. Тщательно рассматривали их, определили материал, из чего они изготовлены.

- Какой народ сделал эти игрушки?

- Правильно, мордва.

- Какие вы все молодцы! Понравилось вам наша небольшая выставка? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Технологическая карта по речевому развитию «Русская народная игрушка - Матрешка».

Представлена технологическая карта  тема «Русская народная игрушка - Матрешка»  во второй младшей группе....

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

Конспект занятия по познавательному развитию. «Русские народные игрушки»

Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пон...

Матрешка народная игрушка . Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству

Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству...