КЕЙС «Волшебный мир сказки»
методическая разработка по развитию речи

Шарова Ирина Юрьевна

Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_rns.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 126»

КЕЙС «Волшебный мир сказки»

Воспитатель:

Шарова И.Ю.

Дзержинск, 2023г.

Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

А.Н.Толстой

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребёнок, входя в сказку, получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои сказок становятся образцами для подражания.

Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть тысячу раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.

Что же такого дают эти полезные истории?

В первую очередь, посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало, учиться сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Сказки очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения.

Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Она дарит ребенку новые ощущения и впечатления. Сказки раскрывают красоту родной природы, историю страны и ее народа, прививая тем самым детям любовь к родному краю, к Родине.

Поэтому польза сказок бесценна!

Проблема: Дети не проявляют интерес к чтению (слушанию) русских народных сказок.

Цель дидактического пособия:

Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Задачи дидактического пособия:

-уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках;

-учить узнавать сказку по заданию, по иллюстрациям, по фрагменту;

-развивать познавательную и речевую активность детей,

-расширять словарный запас;

-воспитывать интерес к русским народным сказкам;

-развивать мелкую моторику, память, мышление;

-создать у детей положительный эмоциональный настрой;

- вызвать интерес к чтению;

- воспитывать бережное отношение к книге; обучать техническим приемам и навыкам, позволяющим осуществить ремонт книг (при участии взрослого);

Содержание:

  1. МНЕМОТАБЛИЦЫ

Мнемотехника особенно хорошо зарекомендовала себя в развитии речи и в развитии памяти детей дошкольного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется наглядностью.

Мнемотехника - одна из самых эффективных для работы над связной речью дошкольников, особенно детей с общим недоразвитием речи. Ребенку легко запомнить и легко рассказать сказку по подобным мнемотаблицам.

Систематически работая над развитием речи детей при помощи мнемотаблиц можно в достаточно короткие сроки значительно расширить словарный запас, развить связную речь ребенка, так как ребенок понимает, что пересказ или рассказ-это совсем не сложно, а наоборот увлекательно и интересно, а заучивание стихов вообще превращается в занимательную игру.

Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.

  1. СТИХОТВОРЕНИЯ

Данный раздел представляет собой подборку стихотворений, которые раскрывают сюжет литературного произведения. Это своего рода коллекция стихов про сказки.

Стихи о русских народных сказках погружают читателя в самый дальний уголок каждой сказочной истории.

Данный раздел имеет большое значение. С помощью стихотворений у детей развивается познавательная активность; речь; дети учатся внимательно слушать сказочные произведения; прививается любовь к народному фольклору; формируется эмоциональную отзывчивость по прочитанному.

  1. ХОДИЛКИ

Прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка, многовариантность, умение достигать цели. Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры - насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций. Таким образом, лабиринты для детей отлично дополняют любое развивающее занятие.

  1. НАЙДИ ТЕНЬ

Играя в данную игру, дети учатся находить заданные силуэты путем зрительного наложения, у них развивается познавательная деятельность, зрительное восприятие, внимание, мышление, внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.

  1. ПАЗЛЫ

Роль пазлов в процессе обучения детей трудно переоценить. И кроме того, это увлекательнейшее занятие, вызывающее искренний интерес у детей.

Ребенку интересно составлять картинку. Это не просто занимает ребенка на время, но и приносит пользу. У дошкольника пазлы тренирует мелкую моторику пальчиков рук, учат отличать часть от целого, а законченное- от незаконченного, развивают сообразительность, зрительное внимание, мышление, логику, воображение, речь.

Кроме того, литературные пазлы знакомят детей с сюжетами различных произведений: сказок, мифов, рассказов, стихов. Ребенок собирает иллюстрации к этим произведениям, и это стимулирует интерес маленького человечка к чтению, а также его желание научиться самостоятельно читать, как можно быстрее.

  1. ТЕАТР

В ходе игры перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить сказку». Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

В ходе подобных заданий у ребенка формируется развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти, определение последовательности событий.

  1. РАСКРАСКИ

Детские раскраски прочно вошли в современные методы развития ребенка. Раскраски представляют собой черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить. Они играют очень важную роль в развитии ребенка. Процесс раскрашивания позволяет развить творческие задатки ребенка, прививает художественный вкус, дает ребенку возможность познакомиться с различными цветами. Также развивается усидчивость, усердие, вырабатываются навыки использования карандашей и красок. Очень важно и то, что во время раскрашивания развивается моторика усидчивость, старательность, аккуратность.

Эта игра позволит ребенку вспомнить героев известных народных сказок и сделать их красочными с помощью разноцветных карандашей или фломастеров и других изобразительных средств.

Вывод:

В результате проведенных мероприятий дети узнают больше сказок и станут проявлять интерес к ним.

Поэтому давайте не забывать, что сегодня русская народная сказка – это клад мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебный мир сказки

Данная статья отображает  мнение о возможности расширения жизненного опыта ребенка с помощью сказки. "  Современный ритм жизни жестко диктует нам свои условия и предъявляет всё новые и новые...

Кейс- иллюстрации по сказке В.Г. Сутеева "Под грибом"

Развивает образность речи, творческое воображение....

"Кейс - иллюстрации по сказке В.Г. Сутеева «Под грибом». (старшая группа)

Кейс - иллюстрации по сказкеВ.Г. Сутеева  «Под грибом». (старшая группа)...

Методическое пособие - кейс "Волшебный альбом любимых сказок"

  При использовании данного кейса у детей повышается интерес к чтению, развивается речь, умение слушать и грамотно излагать свои мысли....

Кейс-ситуация в сказке "Гуси-лебеди"

использование кейс-технологии в образовательной деятельности...

Кейс "Русская народная сказка"

laquo;Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет».  Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». П...

Методическая разработка родительского собрания "Роль сказки в жизни ребенка. По волшебным страницам сказки".

Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям  высокое предназначение сказки в воспитании и развитии ребенка....