Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Софронова Татьяна Викторовна

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_beluha.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Ласточка»

комбинированного вида города Горно-Алтайска»

Юридический адрес: 649007, г. Горно-Алтайск, ул. Оконечная, 7

Тел: (388 22) 4-43-71

КОНСПЕКТ ООД

по развитию речи

на тему

«Путешествие к горе Белухе»

с применением технологии синквейн

в подготовительной группе

Воспитатель:

Софронова Татьяна Викторовна

г. Горно-Алтайск, 2023 г.

Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления синквейна. Задачи:

Образовательные:

  • закрепить понятия «слова-предметы», «слова-признаки предмета», «слова-действия предмета», «слова-приятели»;
  • закреплять навыки составления предложений;
  • учить подбирать синонимы к словам;
  • познакомить с алгоритмом составления синквейна;
  • расширить знания детей о природе родного края.

Развивающие:

  • развивать связную речь посредством составления синквейна;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;
  • воспитывать интерес к природе родного края;
  • учить видеть красоту окружающего мира.

Методы и приёмы:

- наглядные: показ, демонстрация, рассматривание;

- словесные: беседа, рассказывание, объяснение, художественное слово;

- игровые: дидактическая игра;

- практические: составление синквейна по схеме, физкультминутка.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

Оборудование: ноутбук, колонки, экран, проектор, указка, мольберт в виде «скалы» (большого камня), «снег», светящаяся гирлянда, светящиеся в темноте камни, схема синквейна, картинки для синквейна, разноцветные кружочки, «гора успеха».

Ход ООД:

  1. Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычно занятие. Я хочу вместе с вами отправиться в одно красивое и интересное место в нашей республике.

В мире много красивых мест, но самые лучшие места там, где ты родился и живёшь.

А где мы живём? Как называется наша республика? (Республика Алтай)

Наш город? (Город Горно-Алтайск)

Чем богат наш край? (В нашем крае есть леса, озёра, реки, высокие горы)

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, куда мы всё-таки сегодня отправимся.

Не яма, а наоборот,

Не вниз, а вверх она растёт.

Взобрался вверх, кричу:

- Ура!

- Я покорил тебя, …. (Гора)

Воспитатель: Правильно, гора. А какие горы, которые есть у нас на Алтае, вы знаете? (Гора Белуха) Молодцы! К ней – то мы и отправимся.

Гора Белуха от нас находится далеко. Как же мы доберёмся до неё? (Можно поехать на машине, на автобусе, полететь на вертолёте)

Предлагаю вам полететь в горы на вертолёте, так быстрее всего.

Заодно полюбуемся красотами Алтая. Проходите, занимайте места.

Ну, а мы взлетаем (звучит звук вертолёта).

  1. Основная часть.

Воспитатель: Наш вертолёт поднимается всё выше и выше в голубое небо, мы летим над густыми лесами, бурными реками, живописными озёрами.

Ребята, а сейчас какое время года? (Осень)

Правильно, я бы добавила - поздняя осень.

Дидактическая игра «Какой? Какая?»

Цель игры: формирование навыка подбора прилагательных к существительными, развитие мышления, памяти, активизация словарь.

Воспитатель: А вы знаете, что в горах погода бывает разная? (Да)

Скажите, какая бывает она? (Погода бывает неустойчивая, непредсказуемая, прохладная, пасмурная, туманная, замечательная, морозная.)

Каким бывает ветер в горах? (Ветер бывает порывистым, холодным, свежим, морозным, сильным.)

Какой снег в горах? (Снег в горах белый, сверкающий, пушистый, скользкий, холодный, глубокий, твёрдый).

Воспитатель: Чтобы нескучно было лететь, предлагаю всем сыграть в игру «Похожие слова».

Цель игры: расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры:

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так,

потому что они похожи по смыслу.

Приятель друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Танец — пляска — песня;

Бежать мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядетьсмотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрыйумный;

Смешной — большойогромный.

Воспитатель: А я вспомнила ещё одну весёлую и интересную игру, которая называется «Рифмы». Я буду говорить вам слово, а вам нужно подобрать к этому слову рифму, например, гора – нора.

Дидактическая игра «Рифмы».

Цель: формирование умения находить рифмы к словам, развивать мышление, память, активизировать словарь.

Ветерок – урок, шнурок, кусок, хлопок, цветок, сынок.

Речка – печка, овечка, свечка, гречка, аптечка.

Ёлка – полка, чёлка, пчёлка, метёлка.

Тропинка – песчинка, спинка, пушинка, свинка, снежинка.

Высота – красота, доброта, кислота, теплота.

Молодцы! Что-то мы засиделись. Давайте немножко разомнёмся.

Танцевальная физкультминутка «Горы-горы»

Воспитатель: Вот и высокие горы показались. Наш вертолёт подлетает к ним всё ближе и ближе, идём на посадку. Мы с вами оказались у самой высокой горы нашей республики - Белухи. Полюбуйтесь её величием.

Что вы знаете о Белухе? Кто сможет рассказать? (Гора имеет две вершины - Восточную и Западную. Белуха изображена на гербе Республики Алтай. На вершине снег лежит всегда и никогда не сходит.)

Воспитатель: Молодцы! Высота Белухи равна 4509 метров. Из-под ледника горы вытекает красавица река Катунь, которая способна менять свой цвет во время таяния ледников. Для жителей Алтая эта гора священна. Они не рискуют подниматься на неё, поскольку, по преданию, все, кто нарушит покой священной вершины, ослепнут. Это утверждение вполне объяснимо: из-за сильного отражения солнечных лучей от снега человек без солнцезащитных очков может действительно лишиться зрения. Некоторые считают, что Белуха – это центр таинственной страны Шамбалы и сказочного царства Беловодья.

Не зря художники часто изображают её на своих картинах, а поэты пишут много прекрасных стихов о Белухе. Послушайте одно из них:

Нет ничего прекраснее на свете,

Нет ничего чудесней и милей –

Белухи в лучах ярких на рассвете,

И солнца, тянущего руки к ней!

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой огромный камень, весь в снегу (стряхиваю снег). Смотрите на нём что-то нарисовано, похоже на какую-то схему (схема синквейна, символы). И картинки рядом какие-то лежат.

Какая интересная и знакомая схема, похожа на ёлочку. Давайте её расшифруем.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?».

Слова, отвечающие на вопрос «Кто?» - они живые. В схеме их обозначают зелёным треугольником с красным сердечком.

Слова, отвечающие на вопрос «Что?» - неживые. Они обозначаются зелёным треугольником.

Воспитатель: Посмотрите на первую строчку схемы, какое слово-предмет здесь зашифровано? Это слово «живое» или «неживое» (Неживое)

На какой вопрос отвечает «неживое» слово? (Отвечает на вопрос «Что?»)

Давайте подумаем, какое это может быть слово.

Предлагаю выбрать слово Белуха. Согласны? Здесь и подходящая картинка есть.

Разместим картинку с этим словом-предметом на камне.

Воспитатель: На второй строке нам нужно поместить слова-признаки предмета. Это жёлтые треугольники с точками. Слова-признаки отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?».

Предмет – это Белуха. Подберём к этому предмету признаки. Скажите, гора Белуха какая? (Снежная, высокая, живописная, большая, красивая и др.)

Нам нужно выбрать 2 слова-признака (Снежная, красивая)

Давайте разместим картинки признаков, которые подходят Белухе, на камне.

На какой вопрос отвечают слова – признаки? («Какой?», «Какая?», «Какое?»)

Воспитатель: На третьей строке располагаются слова-действия предмета. Это синие треугольники с ножками. Слова-действия отвечают на вопрос «Что делает?».

Что делает гора Белуха? (Возвышается, радует, сверкает, стоит, виднеется, удивляет, манит и др.) Молодцы!

Нам нужно выбрать 3 слова-действия (Возвышается, радует, сверкает)

Кто хочет выйти и выложить слова - действия на камне?

На какой вопрос отвечают слова – действия? (Что делает?)

Правильно!

Воспитатель: Ниже, на четвёртой строке нужно составить предложение о слове-предмете. Это коричневые треугольники.

Какие предложения про гору Белуху можно составить из 4 слов? (Самая высокая гора Алтая. Здесь всегда лежит снег. Белуха имеет две вершины.)

Кто хочет выйти и составить предложение с помощью картинок?

Воспитатель: На пятой строке нужно разместить слово-вывод, которое похоже по смыслу со словом-предметом и обозначается красным треугольником.

Какое же похожее по смыслу слово нам можно подобрать к слову-предмету «Белуха»? (Вершина, возвышенность, скала, гора и др.)

Повесьте нужную картинку на пятой строке в нашей схеме. (Вершина)

Давайте сейчас попробуем прочитать, что же за интересный рассказ о Белухе у нас получился. Кто хочет попробовать прочитать?

1. Белуха.

2. Снежная, красивая.

3. Возвышается, сверкает, радует.

4. Самая высокая гора Алтая.

5. Вершина.

Воспитатель: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Эта схема называется - синквейн. Давайте повторим вместе это необычное слово «синквейн».

Синквейн - это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определённым правилам.

Воспитатель: Здесь что-то светится! Посмотрите, что я нашла! Это же светящиеся в темноте камни. Вот это подарок от красавицы Белухи! Давайте их заберём с собой на память о нашем замечательном путешествии. Ну что, нам пора возвращаться обратно. Занимайте свои места в вертолёте. Взлетаем (звучит звук вертолёта).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, кто из вас запомнил, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы составили? (Синквейн)

У меня есть кружочки трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Возьмите по одному кружочку и поместите его вот на эту «гору успеха».

Зелёный кружок, если вам было легко и всё понравилось.

Жёлтый - если были затруднения и что-то было непонятно.

Красный - если было очень трудно и ничего не понятно.

Ребята, а мы уже вернулись в детский сад. Вы сегодня были все молодцы! Отдыхайте!

Дети уходят в группу.

C:\Users\user\Desktop\Снимок экрана (1).png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с применением технологии «Ситуация» в подготовительной группе.

Тема: «Исследуем бумагу на прочность»Задачи:Расширять представления детей о свойствах бумаги: гибкость, увеличение прочности, при изменении формы.Закрепить основные свойства бумаги.Уз...

Занятие с применением технологии «синквейн» В Старшей группе «Сказочное путешествие с Буратино»

Занятие с применением технологии «синквейн»В Старшей группе«Сказочное путешествие с Буратино»...

Открытое занятия по развитию речи на тему «Использование игровых технологий В.В.Воскобовича в развитии речи детей в младшей группе»

Цель: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение; стимулировать ребенка рассказывать знакомые стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» с использованием игровых технол...

Открытое занятие по развитию речи "Федорино горе"

Открытое занятие по развитию речи (старшая группа)...