Конспект НОД "Жили-были овощи" Технология ТРИЗ "Системный оператор"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhili_-_byli_ovoshchi._triz.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

Старшая группа.

Тема: «Жили - были овощи». ТРИЗ «Системный оператор»

Задачи.

Образовательные: Закрепить знания об овощах, умение составлять описательный рассказ по плану. Учить соотносить название овощей с их внешними характеристиками. Учить образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительных. Согласовывать притяжательные местоимения с существительными, умение отвечать на вопрос «Чей?».

Учить работать с таблицей «системный оператор»

Развивающие: Развивать понимание текста загадок, соотносить с предметами и образами. Развивать общую моторику, тактильную память. Развивать системное творческое мышление с использованием в занятии ТРИЗ «Системный оператор». Развивать словарь по теме.

Воспитательные: Воспитывать интерес к литературе разных жанров, уметь их различать.

Оборудование: доска, магнитные фигурки героев из сказки «Репка», муляжи овощей, корзинка, схема «Системный оператор с картинками.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры, рассказывание и драматизация сказки «Репка», знакомство с овощами, их признаками, раскрашивание овощей.

1. Организационный момент. (Стоим в кругу на ковре).

- Ребята на прошлом занятии мы познакомились с овощами. И сейчас мы отправимся в огород собирать урожай вместе с героями сказки «Репка».

В огород пойдем

Урожай соберем

Мы морковки натаскаем,

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля сорвем немножко

И вернемся по дорожке.

Идем по кругу, взявшись за руки

Имитация действий по смыслу.

Показ руками.

Идем по кругу, взявшись за руки.

2. -Вот мы и в огороде. (На фланелеграфе появляется дед). А это дед, собрал урожай овощей, сложил их в мешок, да теперь забыл их названия. Поможем дедушке разобраться? Нужно найти в мешке овощ, узнать на ощупь, назвать, и если правильно назвали, положить его в корзинку.

Д\игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильные ощущения.

3. (Появляется бабушка)

- А вот и бабушка. Она нашла овощ, да задумалась, как интересно он появился? А какой овощ, отгадайте загадку.

Я длинный и зеленый

Вкусный и соленый.

Вкусный и сырой,

Кто я такой? Огурец.

- Расскажем бабушке про огурец? А поможет нам в этом наша схема. Примерные ответы на вопросы. Зависит от ответов детей.

прошлое

настоящее

будущее

Овощ. Когда-то был диким. Люди его увидели, попробовали. Понравился. Решили посадить дома.

Овощ. Выращивается на грядках дома, на даче, на плантациях, осенью собирают урожай огурцов и других овощей. Продаются на рынках, в магазинах.

Овощ. Весной садят в огороде. Осенью собирают урожай вместе с другими овощами.

Научились извлекать семена и разводить семенами, рассадой.

Огурец

Овощи хранят в овощехранилищах. Возят в магазины.

Стали выращивать в огородах на грядах. Огурец сверху зеленый, хрустящий, в середине семечки. Растет на длинных раскидистых стеблях.

Сверху огурец покрывает зеленая кожица. Внутри он беловато-зеленоватый. В середине семечки. На вкус сладковатый, хрустящий. Существует много сортов огурцов.

Огурцы маринуют, солят, делают салаты. Заготавливают на зиму.

- Молодцы ребята, бабушка много узнала про огурцы.

Физминутка

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох! (Выполнение упражнений по ходу)

4. (Появляется внучка). А внучка у бабушки с дедушкой маленькая и любит овощи маленькие. Я буду бросать мяч вам, и называть овощ, а вы возвращаете мяч и называете, как будет звучать маленький.

Д\игра «Большие и маленькие» с мячом.

Цель: Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.

5. (Появляется Жучка)

- Жучка любит загадки, и приготовила их для вас. Слушайте внимательно. Что за овощ?

Он и в дождик он и в зной

Прячет клубни под землей.

Клубни вытащишь на свет-

Вот и завтрак и обед.

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

Уродилась я на славу;
Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня там ищи.

Голова на ножке.

В голове горошки.

Сладкий его - съешь и целиком,

Горький тронешь языком,

Обожжет, как огнем,

Не забудешь ты о нем.

6. - Вот и Кошка нас встречает. Она любит играть в прятки.

Д\игра «Кто спрятался» Развивать зрительную память.

- Перед вами муляжи. Запоминайте, закрываем глаза, я убираю один овощ, а вы должны сказать какой овощ спрятался.

7. (Появляется Мышка)

Д/игра «Чей овощ»

- Отвечаем Мышке чей это овощ по очереди. (Показ овоща, после ответа складываем в корзинку.

8. – Вот какой урожай овощей собрали. А теперь будем варить борщ.

Д/игра «Варим борщ».

- Назовите овощи, которые используются для варки борща. Правильно названные овощи-муляжи складываем в кастрюлю.

9. Итог. Что понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"

Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...

Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ

Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...

Конспект консультация для родителей "Системный оператор"

Консультация для родителей по технологии ТРИЗ "Системный оператор"...