Конспект занятия по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Абдрахманова Алёна Фёдоровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Сказочные приключения»

Цель: Развивать познавательную сферу и речь.

Задачи: Воспитывать чувства сострадания и сопереживания, желание помочь; расширять знания о диких животных ( внешний вид, способ передвижения, следы); продолжать учить сравнивать предметы по размеру ( больше, меньше, самый маленький); закреплять представление о процессе таяния льда; формировать умение выделять признаки предмета с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов; развивать диалогическую речь ( умения участвовать в беседе, понятно выражать свою точку зрения и отвечать на вопросы), способность составлять рассказ по картинке; продолжать учить передавать характерные черты героев сказок с помощью мимики и жестов и действовать согласованно с другими участниками действа; воспитывать воображение, умение двигаться в соответствии с текстом песни; закреплять произношение звука Р.

Словарная работа. Холодные, гладкие, ледяные; переливаются, растаяли; черепица.

Материал. Трафареты следов лисы и мышонка, мультимедийная презентация « Животные и их следы», игрушка мышонок, настольный театр « Курочка  Ряба», бусы изо льда, иллюстрация  к сказке « Заюшкина избушка», заготовки ладошек из коричневой бумаги ( на каждого ребёнка), экран, проектор, ноутбук, слайды, костюмы для Колобка, Лисы, Бабушки, домик из картона, клеящий карандаш.

Музыкальное сопровождение. « Песенка про следы» из мультфильма « Маша и медведь» ( муз. В. Богатырёва, сл. В. Жука), « Песенка про Колобка» из кинофильма « Усатый нянь» ( муз, А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова).

Предварительная работа. Рассматривание картинок и фотографий, на которых изображены дикие животные. Чтение стихотворений, сказок о животных, рассматривание иллюстраций к ним. Распределение ролей, подбор костюмов к инсценировке. Прослушивание голосов животных ( аудиозапись из серии « Звуки леса»). Загадывание загадок о животных. Изготовление картонного домика.

Последовательность работы

Воспитатель встречает детей у входа в группу.

Воспитатель.  Давайте поздороваемся друг с другом. ( Здороваются)

Как еще можно приветствовать знакомых? Дети показывают поклон головой, взмах рукой.

Воспитатель. Молодцы! Предлагаю послушать песенку. ( Включает аудиозапись песенки из мультфильма « Маша и медведь».)

Зверя по следам любого

Узнавать умею я!

И жирафа, и корову,

И жука, и воробья!

Чьи это следы петляют

Около лесных дорог?

Это по лесу гуляют

Нособраз и дикорог!

Нет, не то! Постойте, что –то…

Не другой ли зверь ходил?

А! Это след от крокомота!..

Или это бегедил?

Нет, конечно!.. Да, конечно!

Будь уверен, не гадай.

По поляне ходят снежной

Попукан и пелигай!

Зверя по следам любого

Узнавать умею я!

И жукафа, и ворову,

И, конечно, коробья!

Воспитатель. Про что поет Машенька? ( Ответы.) В нашей группе тоже кто-то оставил следы. Вы никого не видели?

Дети. Нет.

Воспитатель. Интересно, кто здесь пробежал? Давайте отправимся по этим следам и посмотрим, куда они нас приведут.

Идут рядом с выложенной на полу дорожкой из трафаретов следов; доходят до экрана.

Воспитатель. Посмотрите на волшебный экран: он поможет узнать, чьи это следы. Демонстрирует мультимедийную презентацию « Животные и их следы». Акцентирует внимание детей на первом слайде.

Воспитатель. Каких животных вы видите?

Дети. Волка, лису и зайца.

Воспитатель. Сколько всего животных на картинке?

Дети. На картинке три животных.

Воспитатель. Скажите, кто из них больше, кто меньше и кто самый маленький.

Дети. Волк больше, чем лиса и заяц, лиса меньше, чем волк, а заяц самый маленький.

Воспитатель. Правильно!  Демонстрирует второй слайд, на котором изображён волк.

Воспитатель. Это волк, а это его следы. Хотите послушать, как он рычит?

Дети повторяют « Р-р-р» хором и индивидуально. Воспитатель демонстрирует третий слайд- «Заяц».

Воспитатель. Это заяц, а вот такие следы он оставляет на снегу. Демонстрирует четвёртый слайд «Лиса».

Воспитатель. Это лиса и её следы. А вот так она « разговаривает». ( Включает аудиозапись.) А сейчас мы попробуем угадать, какому животному принадлежат следы на полу…Посмотрите! Следы куда-то исчезли, а на полу что-то блестит! Что это?

Дети. Бусы.

Воспитатель. Какие они?

Дети. Красивые.

Воспитатель. Потрогайте их! Какие они на ощупь?

Дети. Холодные.

Воспитатель. Из чего же сделаны эти бусы?

Дети. Из льдинок.

Воспитатель. Интересно, чьи они?Девочки, это не ваши бусы?

Дети.Нет.

Воспитатель. Я тоже такие бусы не ношу…Давайте тогда я уберу их на полочку, может быть, найдётся хозяин.

Кладёт бусы в прозрачную пластмассовую ёмкость и ставит на полочку. Включает проектор. Демонстрирует пятый слайд- с изображением сказочной избушки.

Воспитатель. Волшебный экран показывает картинку. Давайте на неё посмотрим! Какую сказку она вам напоминает?

Дети. Сказку «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Правильно.О чём эта сказка?

Дети. У лисы была ледяная избушка. Она растаяла. Заяц пустил лису в свой домик погреться, а она его выгнала.

Воспитатель. Кто знает, какое право нарушила лиса?

Дети. Право зайки на жилище.

Воспитатель. Верно! Кто хотел помочь зайцу?

Дети. Собаки, волк, медведь, петух.

Воспитатель. Кто же из них выгнал лису из дома зайца?

Дети. Петух.

Воспитатель. Как он её выгонял? Какие слова говрил? ( Ответы.) Что случилось с лисой?

Дети. Лиса испугалась и убежала.

Воспитатель. Теперь я поняла, чьи это следы и кто потерял бусы.А вы догадались?

Дети. Да, это лисьи следы, и бусы она, наверное, потеряла.

Воспитатель. И я так думаю. Видимо, лиса так быстро убегала, что не заметила пропажи. Пусть бусы полежат на полочке, наверное, лиса вернётся за ними. А мы с вами пойдём дальше.Смотрите, здесь ещё чьи-то следы, но они не похожи на лисьи.

Подходят, рассматривают следы; идут рядом с трафаретами следов мышонка.

Воспитатель. Следы маленькие, частые. Наверное, какой-то маленький зверёк пробежал.

Следы расположены на полу так, словно убегают под полочку.

Воспитатель. Отгадайте загадку, и мы узнаем, чьи это следы.

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки.

(Мышка, мышонок) и достаёт игрушечного мышонка.

Воспитатель. Что случилось, Мышонок? Почему ты дрожишь?

Мышонок ( за него говорит воспитатель). Я боюсь. Я убежал из своей сказки из-за страшной лисы, которая туда пробралась, и потерялся. Я бежал быстро-быстро и не заметил, как своим хвостиком что-то разбил. А что – не знаю. Помню только, что все вокруг заплакали.

Воспитатель. Дети, мне жалко Мышонка. А вам? ( Ответы.) Догадались, из какой сказки мышонок?

Дети. Из сказки «Курочка Ряба».

Воспитатель. Думаю, мышонку нужно показать сказку, и тогда он поймёт, что случайно разбил.

Дети садятся на стулья. Двое детей разыгрывают  театрализацию по сказке « Курочка  Ряба» с помощью настольного театра: один рассказывает,другой показывает.

Мышонок. Теперь я всё знаю! А ещё я понял, что у этой сказки хороший конец, и я могу смело в неё возвращаться! Спасибо! До свидания!

Воспитатель « отпускает» Мышонка в коробку со сказкой «Курочка Ряба». В группу вбегает  Колобок ( ребёнок из подготовительной к школе группы). Здоровается с детьми.

Воспитатель. Кто это?

Дети. Колобок.

Воспитатель. Посмотрите, какой он весёлый. Спросите, куда он идёт?

Дети. Колобок, скажи , пожалуйста, куда ты идёшь?

Колобок ( весело и самоуверенно). Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, я от зайца ушёл и от волка ушёл, я и от медведя ушёл. И от вас уйду.

Воспитатель. Постой, Колобок, не надо тебе идти дальше.

Колобок. Это ещё почему?

Воспитатель. Дети, расскажите Колобку, что с ним потом случится.

Дети. Там впереди лисичка, она тебя сьест!

Колобок. Ладно, уговорили, остаюсь.

Воспитатель предлагает Колобку и детям исполнить танец «Колобок». Звучит аудиозапись песни про Колобка. Входит лиса, делает вид, что она что-то ищет. Колобок прячется.

Воспитатель. Здравствуй, Лисонька! Ты что-то потеряла?

Лиса. Здравствуйте, здравствуйте! Да я свои бусы ищу.

Дети. Мы знаем, где они. Сейчас мы их принесём.

Дети направляются к полочке и видят воду в банке и нитку от бус.

Воспитатель. Почему бусы исчезли?

Дети предлагают различные варианты.

Воспитатель. Правильно, они превратились в воду, растаяли, потому что в группе очень тепло.

Лиса печалится. В это время в группу входит Бабушка (ребёнок в костюме).

Бабушка ( печально). Здравствуйте, дети! (Дети здороваются).Не встречался ли вам Колобок? Мне зайчик, волк и медведь сказали, что он покатился в этом направлении.

Дети. Да, он здесь.

Из-за детей выходит Колобок, бежит к Бабушке.

Колобок. Здравствуй, Бабушка!

Бабушка. Здравствуй, Колобок! Почему ты убежал?

Колобок. Меня все хотят сьесть, а я этого не хочу, я хочу, чтобы у меня было много друзей.

Дети. Колобок, мы не хотим тебя есть,мы хотим с тобой дружить.

Бабушка. Вижу, дети, вы добрые. Моего Колобка в беде не бросили.

Воспитатель. Бабушка, а мы не только Колобку помогли. Правда, ребята?

Дети. Да, мы ещё Мышонка в сказку «Курочка Ряба» вернули.

Бабушка с Колобком прощаются и уходят в свою сказку.

Лиса. А как же я? Вы про меня совсем забыли.У меня и дома нет, и бусы растаяли, и Колобок ушёл.

Воспитатель. Не расстраивайся, Лиса…Вставай в круг к ребятам!

Проводится игровое упражнение «Подарим тепло ладошками».Дети встают в круг,в середине- Лиса. Воспитатель предлагает детям выставить ладошки, Лиса подходит к каждому и дотрагивается до них своими ладонями.

Воспитатель. Ты почувствовала наше тепло?

Лиса. Да!

Воспитатель. Лисичка, мы с ребятами сделали тебе домик. Ведь каждый имеет право на жильё. Вот только крышу осталось покрыть черепицей, чтобы тебя дождик не промочил. Черепицей будут отпечатки наших ладошек. Какой домик получился? ( Красивый, уютный, тёплый).

Воспитатель вместе с детьми наклеивает на крышу домика отпечатки ладошек.

Воспитатель. А ещё наши дети сделают для тебя новые красивые бусы. ( Лепят.) А бусы какие? ( Разноцветные.)

Лиса. Спасибо, ребята!

Воспитатель. У нашей истории счастливый конец, как и во всех сказках. Давайте вспомним: что мы делали? Кто к нам в гости приходил?( Ответы.) А сейчас мы поможем Лисе отнести домик. Попрощайтесь с гостями.

Дети словами и жестами выполняют задание.

Использованная литература

1.Анисимова Т.Э. Колобок: микс-театр // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2011.№ 5.

2. Безымянная О. Курочка Ряба: Пьеса для младшей театральной группы // Безымянная О. Школьный театр. М. : Рольф, 2001.

3.Максимова С. Заюшкина избушка // Начальная школа. 2007. № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...