Папка – передвижка для родителей «Как научить ребёнка пересказывать»
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Папка – передвижка для родителей
«Как научить ребёнка пересказывать»
 
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у детей. Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям даётся уже готовый текст. Усвоение значительной части школьной программы также основано на пересказе. Умение пересказывать художественный текст также имеет огромное значение в жизни ребёнка. От него зависит общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Не секрет, что хороший рассказчик является душой любой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказывать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребёнка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Сказки – отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделённые ярко выраженными чертами характера. Чёткая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствует лёгкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребёнка. Сказки учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.
После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки желательно объяснить ребёнку значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев.
Далее малышу предлагается ответить на серию вопросов. Вопросы должны быть составлены в соответствии с последовательностью сюжета сказки и способствовать быстрому запоминанию и более точной передаче текста. Вопросы могут быть прямые, начинающиеся со слов «кто», «что», «кому», «когда». Такие вопросы помогают ребёнку полнее использовать словарь и синтаксис текста. Также вопросы могут быть логические, начинающиеся со слов «зачем», «почему», «для чего», «как». Такие вопросы помогают установить причинно – следственные связи в тексте сказки. Поощряйте ребёнка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передаче повествования и реплик героев.
После этого нужно ещё раз прочитать сказку и предложить ребёнку пересказать её. Если малыш затрудняется, можно подсказать начало предложений, задавать наводящие вопросы. Если ребёнку очень трудно пересказывать текст, взрослый сам пересказывает произведение, а малыш договаривает предложения. Главное, чтобы ребёнку нравилось это занятие, чтобы оно не вызывало у него отрицательных эмоций. Хвалите, подбадривайте малыша, тактично исправляйте ошибки.
Очень интересно пересказывать сказку по цепочке: взрослый начинает, ребёнок продолжает. Затем снова рассказывает взрослый и т. д. Можно предложить ребёнку придумать продолжение сказки или сочинить сказку по аналогии.
Также можно инсценировать сказки. Для этого потребуется совсем несложное оформление и помощь других членов вашей семьи. А сколько радости спектакль доставит вашему ребёнку! Можно сыграть длинную роль, можно сказать всего одно предложение или исполнить немую роль. Главное это участие.
 
 
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»
г.п. Нарткала Урванского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
 
 
 
 
 
 
Папка – передвижка для родителей
«Как научить ребёнка пересказывать»
 
 
 
 
 
 
Подготовила:
Воспитатель: 
Умова М.Р.
 
 
г.п.Нарткала 
2024г.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_-_peredvizhka_dlya_roditeley_1.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

Папка – передвижка для родителей

«Как научить ребёнка пересказывать»

 

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у детей. Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям даётся уже готовый текст. Усвоение значительной части школьной программы также основано на пересказе. Умение пересказывать художественный текст также имеет огромное значение в жизни ребёнка. От него зависит общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Не секрет, что хороший рассказчик является душой любой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказывать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребёнка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.

Сказки – отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделённые ярко выраженными чертами характера. Чёткая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствует лёгкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребёнка. Сказки учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.

После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки желательно объяснить ребёнку значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев.

Далее малышу предлагается ответить на серию вопросов. Вопросы должны быть составлены в соответствии с последовательностью сюжета сказки и способствовать быстрому запоминанию и более точной передаче текста. Вопросы могут быть прямые, начинающиеся со слов «кто», «что», «кому», «когда». Такие вопросы помогают ребёнку полнее использовать словарь и синтаксис текста. Также вопросы могут быть логические, начинающиеся со слов «зачем», «почему», «для чего», «как». Такие вопросы помогают установить причинно – следственные связи в тексте сказки. Поощряйте ребёнка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передаче повествования и реплик героев.

После этого нужно ещё раз прочитать сказку и предложить ребёнку пересказать её. Если малыш затрудняется, можно подсказать начало предложений, задавать наводящие вопросы. Если ребёнку очень трудно пересказывать текст, взрослый сам пересказывает произведение, а малыш договаривает предложения. Главное, чтобы ребёнку нравилось это занятие, чтобы оно не вызывало у него отрицательных эмоций. Хвалите, подбадривайте малыша, тактично исправляйте ошибки.

Очень интересно пересказывать сказку по цепочке: взрослый начинает, ребёнок продолжает. Затем снова рассказывает взрослый и т. д. Можно предложить ребёнку придумать продолжение сказки или сочинить сказку по аналогии.

Также можно инсценировать сказки. Для этого потребуется совсем несложное оформление и помощь других членов вашей семьи. А сколько радости спектакль доставит вашему ребёнку! Можно сыграть длинную роль, можно сказать всего одно предложение или исполнить немую роль. Главное это участие.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»

г.п. Нарткала Урванского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

 

 

Папка – передвижка для родителей

«Как научить ребёнка пересказывать»

Подготовила:

Воспитатель:

Умова М.Р.

г.п.Нарткала

2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка пересказывать текст

Эта статья поможет вам, уважаемые родители найти ответы на следующие вопросы:Чем полезен пересказ?Как выбрать текст для обучения?Как работать с текстом?...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗИКИ.

В статье рассказывается как научить ребенка пересказывать маленькие рассказики. тем самым развиваем у ребенка связную речь....

НА ЗАМЕТКУ ВНИМАТЕЛЬНЫМ РОДИТЕЛЯМ: «Как научить ребёнка пересказывать рассказы и сказки?» (метод наглядного моделирования)

      Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  част...

Папка-передвижка для родителей "Как научить ребёнка одеваться"

Папка-передвижка для родителей "Как научить ребёнка одеваться"...

Творческая мастерская. Папка - передвижка "Речь родителей – образец для ребёнка".

Любой родитель хочет видеть своего ребёнка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребёнок...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка пересказывать?"

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о событиях, которые произошли с ним в садике, на прогулке, в гостях? Делится ли он с вами увиденным или услышанным?Получается ли ему чётко и точно сформулировать ...