Логопедическое занятие по теме "Рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Резкова Ирина Валерьевна

Подгрупповое занятие для детей средней группы с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_ryby.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  подгруппового логопедического занятия

на тему: «Рыбы» в средней группе для детей с ТНР, ОНР 2ур.

Составила и провела  учитель-логопед  Резкова И.В.

Цель:  Знакомство с лексической темой «Рыбы».

Задачи:

Образовательные – расширение словаря по теме, знакомство с растительным и животным миром пресноводных водоёмов;

Воспитательные – формирование учебной мотивации через игру, формирование учебной дисциплины (не прыгать, не вставать, не разговаривать на отвлеченные темы, внимательно слушать учителя), воспитание умения взаимодействовать с детьми и учителем на занятии;

Коррекционно-развивающие –

1. Развитие активного и пассивного словаря по теме. Формирование обобщающего слова «рыбы». Называние частей целого – строение рыб. Называние пресноводных рыб – сом, щука, ёрш, особенности их внешнего вида. Понятие «хищник»

2. Развитие артикуляционного аппарата – тренировка силы и подвижности мышц.

3. Работа над речевым дыханием – формирование  центральной длинной воздушной струи и работа над силой голоса.

4. Развитие слухового внимания (при прослушивании стихов и длинных инструкций).

5. Развитие зрительного внимания и зрительного гнозиса.

6. Развитие оптико-пространственных представлений, право-левосторонней ориентировки на плоскости, закрепление названий цвета и геометрических фигур.

7. Развитие мышления.

8. Развитие межполушарного взаимодействия при чередовании статических поз (кинезиологическое упражнение)

9. Развитие общей и мелкой моторики (тренировка координации движений в физминутке и чередование динамических поз в пальчиковой игре)

Ход занятия (кратко):

I. Орг.начало

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика (обыгрываем упражнения в виде сказки):

- «разбудим язычок»

- «откроем дверь в доме», кто шире

- «любопытный язычок», движения вперёд-назад при широко открытом рте

- «здороваемся с соседями»: со щеками и губами, движения влево-вправо и вверх-вниз при широко открытом рте

- «Язычок бежит гулять», упр. «индюк» по верхней губе. Сначала шепотом, затем тихим голосом и громко

- «лошадка»

2.  Дыхательная гимнастика. Лошадка привезла нас к озеру. На озере лёгкий ветерок, колышет прибрежную траву, камыши и даже водоросли. (раздаточный материал – пособия «водоросли»). Упр. «Дуем на водоросли»

Ветер усилился, вода в озере забурлила. Упр. «Буря» (дуем в соломинки в стаканы с водой)

3. Работа над лексикой.

Вода в озере успокоилась и мы можем рассмотреть обитателей этого озера.

А)  Кто живёт в реках и озёрах?...

Рыбки бывают разные по размеру, по цвету, по форме тела, но у них есть много общего – например, строение: туловище, голова, хвост, плавники, чешуя.

Собираем пазлы «Части рыбы», закрепляем эти слова.

Б) Давайте познакомимся, какие рыбы живут в нашем озере. Я читаю стихи, а вы найдите на картинках и покажите рыбу, о которой говорится в стихотворении.

-На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (сом) Рассматриваем его особенности, внешние признаки.

-  Щука – хищница речная, щука всех в реке пугает.

Раскрывает щука пасть – страшно щуке в пасть попасть!      Рассматриваем.

- Ёрш колючий, конопатый, некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша вряд ли будет хороша.            Рассматриваем.

 Чем они питаются?  … понятие  «Хищники». Что это такое.

4. Хищники вышли на охоту, притаились. Упражнение на зрительный гнозис – «Какая рыба спряталась?» (пунктирные изображения в «шуме»)

5. Маленькие рыбки попрятались за камнями. Кинезиологическое упр. «Камень-рыбка» ( ритмичное чередование  статических поз под счет)

6. Найди, за каким камнем спряталась маленькая рыбка» На доске по инструкции логопеда ищем нужный камень: 2 шага вперёд, 1 шаг вправо, 1 вниз, 2 влево, за каким камнем прячется рыбка? -  за красным квадратом и т.д. (камни – геометрич.фигуры разного цвета). У ребёнка в руке маленькая игрушечная рыбка.

7. От хищных рыб спрятались, но на озере у рыб есть и другой враг – цапля. Цапли вышли на охоту.

Физминутка , речь с движением «Цапля»

8. Цапли улетели, хищные рыбы уплыли, маленькие беззаботные рыбки выплыли поиграть:

А) Найти на карточке по инструкции любимую рыбку Белоснежки. (знаем, что эта рыбка не длинная, без горошин, не грустная, у неё закрыт рот и не 3 полоски)

Б) пальчиковая игра «Жил да был один налим…»

III. Орг.конец. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...