«Сторителлинг как инновационная технология по развитию речи детей»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Лиджиева Джиргал Анатольевна

 

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.docx352.8 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение №2

«Сторителлинг как инновационная       технология по развитию речи детей»

Выполнили: Довгорук Е.Ю.

                    Лиджиева Д.А.

г. Москва, г. Троицк 2023 г.

«Сторителлинг как инновационная технология по развитию речи детей»

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Современные родители в наше время частенько забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Наблюдая за детьми было замечено, что у многих дошкольников не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день. Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития.
   Что же такое «
Сторителлинг»?

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».  Его  придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.

На основе «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Кубики историй»  для детей сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки.

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета.

Наверное, каждый замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Вот и мы стали чаще практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории. Стоит только произнести фразу: «Однажды со мной произошёл такой случай…», или «Хочу вам рассказать, как когда-то я….», и сразу же это привлекает внимание детей.

Еще известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заговорит».

С выдающимся классиком трудно не согласиться, но в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к заинтересованному общению со взрослыми.

Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй». 

Для изготовления игры понадобились картон, шаблоны, клей, ножницы. Можно использовать наклейки. Картинки могут быть предметные или сюжетные. Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку.

Суть игры в том, что педагог или ребенок бросает кубики на стол и начинает историю. Как у каждой игры, у сторителлинга есть свои правила. В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа

Сторителлинг – это замечательная технология преподавания любого материала.

При реализации в работе с детьми техники сторителлинг используются следующие элементы:

  1. Вступление. Вступление к истории, как правило, должно быть коротким, пробуждаеть интерес: «А что же будет дальше?». Здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.( Цель вступления – привлечь внимание детей, заинтересовать).

Варианты вступления:

— Когда-то давным-давно…

—Однажды…

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— Жили-были…

— Это произошло темной и дождливой ночью…

— Наш герой понятия не имел, что его ждет…

  1. Развитие событий. (Определяется сюжетная линия истории). Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.
  2. Кульминация. (разворачиваются события истории). Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.
  3. Заключение.  (итог истории) Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль, оно подводит итог всему рассказу.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом — дети придумывают одну историю на всех.

Вот такие истории у нас получились.

   Однажды я нашла шапку-невидимку. Надела ее. Подмела пол, помыла посуду, нарисовала картину и поехала варенье. Вечером мама как-то догадалась, что все это сделал я.

Жила-была бабочка. Однажды в прекрасный солнечный день она решила полетать. Она увидела красивый дом и залетела в окно. Ей все было интересно. В этом доме жила девочка. Девочка слушала музыку и красиво пела. Бабочке понравилась девочка. С тех пор она стала постоянным гостем в этом доме.

В некотором царстве, в некотором государстве жил знак «=». Ранним утром к  нему пришел в гости «+». Стал вешать куртку на крючок под номером «6», но он держался на «1» гвоздике. Крючок перевернулся и превратился в «9» и куртка упала на пол. Тогда знак «=» и «+» вместе забили крючок, чтобы одежда больше не падала.

Используя сторителлинг мы добились очень хороших результатов, дети стали свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать. Рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи распространенные предложения, в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова. C:\Users\Ryabinka8\Desktop\СТОРИТ\20230414_160349.jpg

C:\Users\Ryabinka8\Desktop\СТОРИТ\20230414_160938.jpg

C:\Users\Ryabinka8\Desktop\СТОРИТ\20230417_142619.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так ж...

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

Инновационные технологии в развитии речи детей

В настоящее время  развитие речи детей является актуальной проблемой. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желани...

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...

Консультация: « Инновационные технологии для развития речи детей дошкольного возраста»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Использование инновационных технологий для развития речи детей с ТНР

Развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы....

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

совмесная работа воспитателей группы, логопеда, музыкального руководителя, родителей воспитанников подготовительной группы...